"Талантливый ребёнок"
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа направлена на создание условий для реализации и развития творческого потенциала дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»
Принято: Утверждаю:
На заседание педсовета Заведующий МКДОУ
МКДОУ ………………… Гулакова Е.А.
Протокол № ………… от 201__ г. Приказ №…….. от ………201___ г
Дополнительная образовательная программа
дошкольного образования
«Талантливый ребёнок»
Музыкальный руководитель
Киселёва Галина Юрьевна
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением талантливых и способных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.
Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми дошкольниками становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве, начиналось в лаборатории развития способностей научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучение музыкальной одарённости. В фокусе внимания исследователей оказался процесс становления системы музыкальности, составляющих ее музыкальных способностей, индивидуальные и возрастные особенности их развития у дошкольников с выраженными задатками одаренности, в том числе музыкальной.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но даже нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми, сталкивается с рядом проблем:
Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, обеспечение реализации творческого потенциала детей;
Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Для решения выше перечисленных проблем организации работы с одарёнными детьми музыкальным руководителем была разработана программа дополнительного образования «Талантливый ребёнок» для дошкольников с выраженными музыкальными способностями.
Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность.
Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных.
В детском саду должны быть созданы условия для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ « Талантливый ребёнок»
Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
2. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
4. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Участниками проекта являются воспитанники детского сада, педагоги и родители.
1
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ « Талантливый ребёнок»
Этапы реализации программы | Задачи | Сроки |
Подготовительный | 1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте; 2. Разработать план по реализации программы | 2012 г. |
Диагностический
| 1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса; 2. Выявить детей с выраженной музыкальностью | 2012 г. |
Практический
| 1. Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми 2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми | 2013 - 2014 г.г. |
Аналитический
| Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников. | 2015 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
«Талантливый ребёнок»»
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в образовательной деятельности.
2. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, музыкально-ритмические движения, музицирование;
Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
5. Одним из важнейших принципов развития музыкальности является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1. Диагностика – выявление одарённых детей.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих способностей дошкольников.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ «Талантливый ребёнок»»
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации |
"Физическая культура" | Развитие физических качеств, для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
"Здоровье" | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации |
"Коммуникация" | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи |
"Познание" | Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества |
"Социализация" | Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
"Художественное творчество" | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества |
"Чтение художественной литературы" | Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
"Безопасность" | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
ФОРМЫ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Содержание | Возраст | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей |
1. Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству *Слушание * Пение * Песенное творчество * Музыкально-ритмические движения * Развитие танцевально-игрового творчества * Игра на детских музыкальных инструментах | 3-5 лет | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Игры, хороводы - Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.) - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Импровизация танцевальных движений в образах животных, Концерты-импровизации Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дид. игры | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещения детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций |
1. Развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству
*Слушание * Пение * Песенное творчество * Музыкально-ритмические движения * Музыкально-игровое и танцевальное творчество * Игра на детских музыкальных инструментах | 5-7 лет | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - Беседы с детьми о музыке; -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - Рассматривание портретов композиторов - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр Игра в «концерт», «музыкальные занятия» | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей, Просмотр видеофильмов Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала дошкольников.
2. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.
3. Формирование интереса воспитанников к личностно-творческой самореализации.
4. Повышение качества образования и воспитания дошкольников.
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
· проявление музыкальной впечатлительности малыша;
· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
· потребность в музыкальных впечатлениях;
· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).
Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.
На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.
Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.
К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.
В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.
Следующий, шестой год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
Выявить интересы и предпочтения родителей;
Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с музыкальным репертуаром, который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
Раздел 2. Проектирование психолого-педагогической работы по реализации программы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Талантливый ребёнок»»
№ п./п. | Мероприятия
| Сроки |
1 | Составление списка музыкально одарённых детей. | Сентябрь ежегодно |
2 | Распределение часов на кружковую работу. | Сентябрь ежегодно |
3 | Организация взаимодействия между способными дошкольниками и музыкальными руководителями. | Постоянно |
4 | Организация и проведение детских творческих конкурсов. | Октябрь ежегодно |
5 | Участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах. | Ноябрь, декабрь ежегодно |
6 | Участие в различных заочных творческих конкурсах.
| Ежегодно |
7 | Пополнение банка педагогической информации по работе с музыкально одарёнными детьми. | Постоянно |
8 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с музыкально одаренными детьми. | Постоянно |
9 | Разработка системы поощрений победителей конкурсов, фестивалей. | 2013 г. |
10 | Проведение научной-практической конференции для педагогов и родителей одарённых детей «Мир музыкальных увлечений» и «Шаги в наше будущее». | Ежегодно |
11 | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных воспитанников в различные образовательные области. | Постоянно |
12 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Талантливый ребёнок». | Постоянно |
13 | Обобщение опыта работы музыкальных руководителей, работающих с одаренными детьми. | 2014 г. |
14 | Распространение опыта работы с одаренными детьми.
| 2015 г. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОГРАММЕ «ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК»»
1 младшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание
|
Сентябрь | «Мои маленькие друзья» | 1. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. 2. Учить слышать изобразительный характер музыки. 3. Тренировать голос в пении легким звуком. Познакомить с новой песней. 4. Побуждать к участию в игре. 5. Тренировать детей в легком беге. |
«Цыплята» | ||
«Кисонька-мурысонька» | ||
«Щенок» | ||
Октябрь | «Солнышко и дождик» | 1. Осваивать основные виды движений: бодрая ходьба, лёгкий бег. 2. Прививать желание слушать музыку. Воспринимать общий характер музыки. 3. Продолжать осваивать понятие о силе звука (громко-тихо). 4. Продолжать развивать певческие навыки: петь протяжно, ласково. 5. Вызвать интерес к новой песне. |
«Ветерок» | ||
«Жёлтые листья» | ||
«Что в корзинке?» | ||
Ноябрь | «Кто живёт в лесу» | 1. Подводить к навыку точного интонирования на одном звуке. 2. Передавать в образных движениях изобразительное содержание музыки. 3. Продолжать разучивание песни. Петь легко, весело. 4. Показать способы игры на дудочке. Заметить сходство звучания дудочки с голосом петушка (так же звонко, громко). 5. Побуждать к активному участию в игре. |
«Весёлые медвежата» | ||
«Маленький ёжик» | ||
«Лисичка-сестричка» | ||
Декабрь | «Весёлая дудочка» | 1. Продолжать знакомить со способами игры на дудочке. Формировать ритмические навыки в имитации игры на дудочке. 2. Познакомить с новой игрой. Побуждать к движению под музыку. 3. Подводить детей к самостоятельному исполнению песни. Побеседовать по тексту новой песни. |
«Шарики-фонарики» | ||
«Дед Мороз» | ||
Январь | «Зимние забавы» | 1. Воспринимать общий характер музыки. Подводить к понятию изобразительности музыки. 2. Продолжать тренировать детей в бодрой ходьбе и лёгком беге. 3. Начать разучивание песни. Петь не громко. 4. Заинтересовать детей новой игрой. Слышать изменения в музыке. |
«Хорошо в лесу зимой» | ||
«Птички зимой» | ||
Февраль | «Зимний лес» | 1. Продолжать осваивать ритм ходьбы и бега. 2. Познакомить детей с особенностями зимней природы. Подпевать протяжно, ласково. 3. Продолжить разучивание знакомой песни. Петь лёгким, отрывистым звуком. 4. Слышать изобразительность музыки, говорить о ней. 5. Осваивать навыки исполнения четкого ритма. |
«Снежная метель» | ||
«Зимние сказки» | ||
«Пушистые снежинки» | ||
Март | «Зайка и мишка» | 1. Способствовать развитию навыков передачи игрового образа в движении. 2. Услышать общий характер музыки. Понимать о ком рассказывает музыка. 3. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. Показать способы игры на барабане. 4. Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни. |
«Весёлые зайки» | ||
«Неуклюжий медвежонок» | ||
«Весенняя капель» | ||
Апрель | «Любимые игрушки» | 1. Совершенствовать навыки основных движений. 2. Внимательно слушать музыку спокойного характера. Говорить о ней. Осваивать жесты: «Качаю». 3. Слышать и воспроизводить в движениях изменения в музыке. 4. Продолжать развивать навык протяжного пения. 5. Познакомить со звучанием колокольчика. Воспринимать ритмический рисунок. |
«Куклы» | ||
«Петрушки» | ||
«Разноцветные мячики» | ||
Май | «К нам гости пришли» | 1. Побуждать детей к активному, дружному исполнению песен в хороводе. 2. Продолжать формировать навыки плавных, лёгких движений. 3. Заинтересовать детей новой песней, побуждать к подпеванию. 4. Побуждать детей к участию в игре. Двигаться парами «прицепом». |
«Угощенье для друзей» | ||
«Весёлые забавы» |
2 младшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание
|
Сентябрь | «Есть у солнышка дружок» | 1. Учит воспринимать общий характер музыки и воспроизводить его в образных движениях. 2. Подводить к навыку устойчивого интонирования на одном звуке. 3. Формировать певческие навыки: петь некрикливо, естественным звуком. 4. Слышать изменения в музыке, реагировать на них сменой движений. |
«Петушок» | ||
«Маленький ёжик» | ||
«Козлёнок» | ||
Октябрь | «Бобик с нами попляши» | 1. Вспомнить песню, продолжить разучивание. Формировать навык свободного, некрикливого пения. 2. Формировать навыки исполнения ритмического рисунка. 3. Закрепление знакомой песни, исполнять в одном темпе, слушая других. 4. Способствовать развитию навыков движения в характере музыки (пружинки, притопы, хлопки). |
«Весёлый хоровод» | ||
«Что нам осень принесла» | ||
«Жёлтые листочки» | ||
Ноябрь | «Гуляем-отдыхаем» | 1. Ввести детей в тему занятия. Услышать общий характер музыки. 2. Слышать изменения в музыке, предавать их в движении. 3. Продолжать разучивание песни петь слаженно в умеренном темпе. 4. Познакомить с новой песней, беседа по тексту. Начать разучивание. 5. Закреплять навык воспроизведения равномерного ритма. |
«Ветер-ветерок» | ||
«Прогулка в парк» | ||
«Первый снег» | ||
Декабрь | «Путешествие в лес» | 1. Реагировать на изменения в музыке сменой движений. 2. Воспитывать культуру слушания музыки: дослушивать до конца. Говорить о характере музыки. 3. Узнать по звуку колокольчик. Продолжать формировать навыки исполнения ритмического рисунка. 4. Начать разучивание весёлой парной пляски. Научить кружиться в парах. Хлопать в ладош, стоя лицом друг к другу. 5. Закрепить песню. Петь выразительно. |
«Лесные жители» | ||
«Подарки Деда Мороза» | ||
Январь | «Прощание с ёлочкой» | 1. Способствовать развитию ориентировке в пространстве. Двигаться в характере музыки. 2. Подготовить голосовой аппарат к пению. Побуждать к песенной импровизации. Продолжать разучивание песни. 3. Слышать и передавать в импровизационных движениях общий характер музыки. Продолжать формировать навыки движений в паре. Одновременно начинать и заканчивать движения. |
«Белочка в гостях у ребят» | ||
«Зимнее настроение» | ||
Февраль | «Кто в домике живёт?» | 1. Развивать навыки ориентировки в пространстве. Менять движения со сменой музыкальных фраз. 2. Развивать воображение. Подводить к импровизационному исполнению образных движений. 3. Подводить к умению исполнять песню с движениями. Улучшать качество выполнения танцевальных движений. |
«Найди игрушку» | ||
«В гостях у лесовичка» | ||
«Скоро весна!» | ||
Март | «Водим хоровод» | 1. Побуждать к песенному творчеству. 2. Разучить движения на проигрыш песни. Петь в умеренном темпе с движением в хороводе. 3. Способствовать активному участию в движении под музыку. Передавать лёгкость музыки в плавных движениях. |
«Весёлые мелодии» | ||
«Звонкие голоса» | ||
«Мелодии весеннего леса» | ||
Апрель | «На полянке» | 1. Побуждать детей к активному, дружному исполнению песен в хороводе. 2. Продолжать формировать навыки плавных, лёгких движений. 3. Заинтересовать детей новой песней, побуждать к подпеванию. 4. Побуждать детей к участию в игре. Двигаться парами «прицепом». |
«Первые цветы» | ||
«Зелёный шум» | ||
«Лесные домишки» | ||
Май | «Грустно – весело»
| 1. Ввести детей в игровую ситуацию. 2. Услышать общее настроение музыки, говорить о ней. 3. Продолжать формировать навыки исполнения ритмического рисунки. 4. Совершенствовать навыки простейших движений (пружинки, притопы, хлопки). 5. Побуждать к активному исполнению песни, дружно, но некрикливо. |
«Настроение» | ||
«Фантазии на тему лета» |
Средняя группа
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Где же ты, кукушечка?» | 1. Способствовать развитию тембрового слуха (услышать перекличку двух весёлых кукушек). 2. Учить петь протяжно, не торопясь, лёгким звуком. Чисто пропевать нисходящую терцию. 3. Развивать умение двигаться в темпе музыки: спокойная ходьба. 4. Побуждать подбирать на металлофоне «песенку кукушки» 5. Активизировать детей в подвижной игре. Согласовывать движения с характером музыки. |
«Лесная тропинка» | ||
«Лес шумит» | ||
«Кукушка-неведимка» | ||
Октябрь | «Прогулка в лесу»
| 1. Слышать и воспроизводить в движении спокойное и взволнованное настроение музыки. Выразительно исполнять жесты: «Ау!», «прислушаться». 2. Воспроизводить равномерный ритм дождя в игре на ударных музыкальных инструментах. 3. Развивать певческие навыки: петь легко, весело, не крикливо. 4. Услышать зов кукушки. Познакомить со звучанием клавесина. 5. Формировать представление о настроении в музыке. |
«Дождик-огородник» | ||
«Весёлые грибники» | ||
«Посмотри, что я нашёл» | ||
Ноябрь | «Краски осени»
| 1. Слышать и воспроизводить в движениях и мимике разное настроение музыки. 2. Ориентироваться в пространстве, развивать воображение. 3. Продолжать развивать певческие навыки: петь легко, весело, дружно. 4. Самостоятельно определять настроение музыки. |
«Здравствуй, Ёжик». | ||
«Песенка ветерка» | ||
«Осенняя сказка» | ||
Декабрь | «В гости зимушка пришла» | 1. Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку, характеризующую полётный танец снежинок. Развивать творческие способности в передачи характера музыки через пластику движений. 2. Вызывать эмоциональный отклик на новую песню. Понимать её содержание. 3. Развивать тембровый слух. Побуждать к активному участию в новой игре. 4. Развивать воображение, побуждать детей к игровому взаимодействию. |
«Вальс снежных хлопьев» | ||
«Игрушки для ёлки» | ||
«Шёл веселый Дед Мороз» | ||
Январь | «Маленькая снежинка» | 1. Развивать воображение, побуждать детей к игровому взаимодействию. 2. Обогащать словарный запас детей, говоря о музыке. Воспитывать культуру слушания музыки. 3. Продолжать развивать певческие навыки (пение свободным, естественным звуком, протяжно). 4. Побуждать к активному участию в игре. Закреплять знания о детских музыкальных инструментах. |
«Поймай снежинку на ладошку» | ||
«Снежинки и ветер» | ||
Февраль | «Угадай мелодию»
| 1. Продолжать знакомить детей с жанрами в музыке ( марш, песня, танец) 2. Узнавать и называть знакомые музыкальные произведения. 3. Прививать детям любовь к пению. Учить петь выразительно, одновременно начинать и заканчивать песню. 4. Развивать диференцированое восприятие музыки и движений, ориентировать детей на самостоятельное исполнение знакомого репертуара. 5. Побуждать к самостоятельному, выразительному исполнению песен. 6. Способствовать творческому самовыражению в игре. |
«Любимая песенка» | ||
«Весёлый танец» | ||
«Дружный хоровод» | ||
Март | «Кукляндия» | 1. Слышать три разные по характеру части пьесы, побуждать воспроизводить их в образных движениях. 2. Двигаться чётким, бодрым шагом по кругу, идти смело, сохраняя осанку. 3. Самостоятельно выбирать музыкальные инструменты. Воспроизводить равномерный ритм. 4. Двигаться лёгким бегом, прямым галопом. Выполнять лёгкие прыжки. |
«Разбитая кукла» | ||
«Деревянные солдатики» | ||
«Снова Кукляндия» | ||
Апрель | «Детский сад» | 1. Познакомить с новым произведением. Побуждать к поиску изобразительных движений. 2. Познакомить с новой песней. Побуждать к подпеванию. 3. Петь легко, задорно, с настроением знакомую песню. 4. Услышать и передать в движениях контрастный характер музыки. Побуждать к самостоятельному исполнению. |
«Игра в мяч» | ||
«Жмурки» | ||
«Интересная находка» | ||
Май | «Наши любимые игрушки» | 1. Услышать и почувствовать настроение в пьесе («Кукольный кэкуок»). 2. Вызвать интерес к песне шуточного характера, побуждать к подпеванию. 3. Услышать и передать в движениях контрастный характер музыки. 4. Тренировать детей в упражнении: «сужение и расширение круга», разбегаться в рассыпную. |
«Здравствуй, Мишка!» | ||
«Мишка с куклой» | ||
«Пожалеем куклу» |
Старшая группа
Месяц | Тема | Программное содержание
|
Сентябрь | «Весёлый дождик»
| 1. Развивать мелкую моторику. Передавать равномерный ритм. 2. Продолжать формировать представления об образной природе музыки. 3. Познакомить с новой песней. Развивать целостное восприятие песни. Слушать исполнение воспитателя на колокольчиках. 4. Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни. Петь по подгруппам (мальчики и девочки). 5. Вспомнить игру с прошлого года. Исполнять выразительно. |
«Осень бывает разной» | ||
«Весёлая осень» | ||
«Собираем урожай» | ||
Октябрь | «Осеннее солнышко» | 1. Формировать навыки ритмичного исполнения движений. Развивать внимание и память. 2. Воспринимать музыку лирического характера. Побуждать к танцевальному творчеству. 3. Развивать певческие навыки (петь протяжно, без напряжения. 4. Инсценировать песню. Побуждать к дружному, выразительному исполнению. 5. Побуждать к активному участию в новой игре. |
«Осенние заботы» | ||
«Звенящие капельки» | ||
«Осенняя песня» | ||
Ноябрь | «Весёлая сказка» | 1. Развивать лёгкость, пластичность движений в характере музыки. 2. Услышать общий характер музыки. Расширять словарный запас детей. 3. Продолжать тренировать голос в пении лёгким, отрывистым звуком. 4. Начать разучивание новой песни. 5. Формировать умение определять голос по слуху. |
«Первый снег» | ||
«Весело – грустно» | ||
«Нам шутить не лень» | ||
Декабрь | «Чудеса зимой» | 1. Воспринимать музыку лёгкую, полётную. Пополнять словарный запас детей. 2. Развивать певческие навыки. 3. Побуждать к самостоятельному исполнению. Работать над чистотой интонирования. 4. Побуждать детей к активному участию в игре. |
«Песни для ёлочки» | ||
«Про Деда Мороза» | ||
Январь | «Подарки для Деда Мороза» | 1. Совершенствовать выразительность в исполнении танцевальных движений и песен. 2. Пополнять запас музыкальных впечатлений. Побуждать к самостоятельному исполнительству. 3. Побуждать к активному участию в игре. 4. Вспомнить знакомые танцевальные движения. |
«Снежная зима» | ||
«Зимние песенки» | ||
Февраль | «Шутка в музыке» | 1. Закреплять знания о музыкальных жанрах. 2. Продолжать знакомить детей с инструментальной музыкой. Воспринимать музыку шутливого характера. 3. Формировать навык лёгкого отрывистого пения. 4. Начать разучивание песни веселого характера. 5. Закреплять навыки выразительных движений под музыку. |
«Композиторы шутят» | ||
«Все игрушки любят смех» | ||
«Шуточные песни» | ||
Март | «Мир игрушек» | 1. Развивать навыки основных движений. 2. Слышать и передавать в движениях образ куклы. 3. Познакомить с новой пьесой. Определять жанр музыки. Знакомить с творчеством П.И.Чайковского. 4. Формировать навыки чёткого, ритмичного исполнения. 5. Побуждать к активному участию, Менять движения с изменением в музыке. |
«Весёлые куклы»
| ||
«В магазине игрушек» | ||
«Кукла заболела» | ||
Апрель | «Подарок»
| 1. Выработка правильного дыхания. 2. Вызвать интерес к новой песне. Начать разучивание. 3. Формировать навык протяжного, неторопливого пения. 4. Развивать метроритмический слух. Побуждать самостоятельно подбирать музыкальные инструменты к пьесе изобразительного характера. 5. Тренировать детей в лёгких прыжках и беге. 6. Воспитывать бережное отношение к игрушкам |
«Коробка с карандашами» | ||
«Сюрприз» | ||
«Секретики» | ||
Май | «Весёлый дождик» | 1. Развивать мелкую моторику. Передавать равномерный ритм. 2. Продолжать формировать представления об образной природе музыки. 3. Познакомить с новой песней. Развивать целостное восприятие песни. Слушать исполнение воспитателя на колокольчиках. 4. Побуждать к эмоциональному исполнению знакомой песни. Петь по подгруппам (мальчики и девочки). 5. Вспомнить игру с прошлого года. Исполнять выразительно. |
«Радуга-дуга» | ||
«Скоро лето!» |
Подготовительная группа
Месяц | Тема | Программное содержание
|
Сентябрь | «Осенние мотивы» | 1. Формировать умение двигаться в паре лёгким подскоком. 2. Услышать светлую грусть в музыке. 3. Продолжать расширять певческий диапазон. 4. Познакомить с песней лирического характера, начать разучивание. 5. Продолжать формировать навык протяжного пения. Работать над чистотой интонирования. 6. Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах. |
«Осень в саду» | ||
«Путешествие в осенний лес» | ||
«Золотая осень»
| ||
Октябрь | «Осень разная бывает» | 1. В творческих движениях передать разное настроение пьесы. 2. Познакомить с тремя разными пьесами. Определить о чём они рассказывают. 3. Начать разучивание новой песни. Отрабатывать синкопированный ритм. 4. Закрепить навык выразительного, дружного исполнения песни. 5. Совершенствовать навык исполнения песни с движениями. |
«Дождик»
| ||
«Осенняя фантазия» | ||
«Весело – грустно» | ||
Ноябрь | «Сказка в музыке» | 1. Продолжать пополнять запас знаний о средствах музыкальной выразительности. 2. Расширять певческий диапазон. Чисто интонировать . 3. Начать разучивание новой песни. Понимать о чём поётся. 4. Передавать в движении легкость, подвижность музыки. 5. Закреплять умение передавать в движении игровой образ. |
«Сказочные звуки» | ||
«Кто рассказывает сказки» | ||
«О чём сказка» | ||
Декабрь | «Вот и зима» | 1. Побуждать к выразительному исполнению знакомых движений. Запоминать последовательность движений. 2. Развивать представление о жанре. Говорить о характере музыки. 3. Познакомить с новой песней, начать разучивание. 4. Способствовать развитию умения петь с движением. 5. Побуждать детей к активному участию в игре. Совершенствовать навыки игры на бубне. |
«Скоро Новый год» | ||
«Новогодняя ёлка»
| ||
Январь | «Игрушки на ёлке» | 1. Формировать навык лёгкого, свободного движения под весёлую музыку. 2. Продолжать тренировать голос в пении стаккато и глиссандо. 3. Исполнять песню с солистами, ритмично подыгрывать на треугольниках. 4. Способствовать творческому самовыражению через пластику движений. 5. Побуждать детей к сольному исполнению на бубне. Закреплять навык движения в хороводе. |
«Мы поём и пляшем»
| ||
«В зимнем лесу» | ||
Февраль | «Настроение в музыке» | 1. Слышать и передавать в движениях изменения в музыке. 2. Совершенствовать умения петь с движением в хороводе. 3. Способствовать развитию творческих способностей через движения под музыку. 4. Развивать навыки игры на знакомых музыкальных инструментах. 5. Побуждать к творческой активности. Развивать коммуникативные качества. |
«Волшебный сундучок» | ||
«Музыкальные загадки» | ||
«Любимые животные» | ||
Март | «Моя мама». | 1. Воспитывать любовь, бережное отношение к маме через разные виды искусства (музыка, поэзия, живопись). 2. Побуждать детей петь с нежностью, проникновенно песню о маме. 3. Активизировать детей в играх. Способствовать развитию умения ритмичного исполнение движений. 4. Развитие певческих навыков, внимания. 5. Продолжать учить петь легко, спокойно, с чёткой дикцией. 6. Формировать умение сравнивать пьесы с похожим названием. 7. Познакомить с новой игрой. Разучить слова и мелодию. |
«Цветы для мамы» | ||
«Золотые ворота» | ||
«Весенняя капель» | ||
Апрель | «Наши любимцы» | 1. Пополнять запас музыкальных впечатлений. Знакомить со средствами изобразительности в музыке. 2. Воспитывать доброе отношение к животным. 3. Развивать чувство ритма. 4. Вспомнить песню с прошлого года. Исполнять выразительно. 5. Побуждать детей выразительно исполнять имитационные движения. |
«Кто с нами рядом живёт» | ||
«В зоопарке» | ||
«Карнавал животных» | ||
Май | «Добрая сказочка»
| 1. Совершенствовать умение двигаться четко под музыку вместе со всеми. 2. Развивать музыкальную память. Говорить о музыкальном образе. 3. Услышать в музыке добрые, светлые нотки, рисующие добрых волшебников. 4. Продолжить разучивание песни. Пение по подгруппам. 5. Привлечь детей к подвижной игре. Вызвать положительные эмоции. |
«Добрые волшебники» | ||
«Вот оно, какое наше лето!» |
Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по реализации программы «Талантливый ребёнок»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК»
Программы, технологии | Методические пособия
|
1Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех». Науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г.Асмолов; рук. авт. колл. Н.В.Федина. - М: Просвещение. 2010г. 2.«От рождения до школы» \ под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 3.Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999. 4.Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998. 5.Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 6.Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001. 7.Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994. | 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада). 2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010 3.Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010. 4.Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 5.Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб. - метод. пособие. - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты. 6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»). 7. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 1997. 8. Петрова В.А. МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 9. Петрова В.А. «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ И ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК!»
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной дошкольной образовательной программы «Юные таланты» описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).
Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"
Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Музыка»
Узнает мелодию Государственного гимна РФ.
Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»
Мониторинг развития музыкально одарённых детей проводится музыкальным руководителем. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в разделе образовательной программы «Юные таланты».
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития музыкально одарённых детей в рамках образовательной программы «Юные таланты» Приложение 1.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса.
Предлагаемая система мониторинга поможет музыкальному руководителю объективно оценить уровень музыкального развития дошкольников, учитывая их возрастные особенности, осуществить индивидуальный подход, спланировать перспективные линии в образовании конкретного ребенка.
Мониторинг развития музыкальных способностей детей осуществляется, с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводится путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников по следующим направлениям:
восприятие музыки
звуковысотный слух
пение
чувство ритма
музыкальное творчество
Диагностику следует проводить 2 раза в год в ноябре и апреле, в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – игровые ситуации, дидактические игры, экспериментальные ситуации. Диагностические задания для исследования уровня музыкальных способностей детей дошкольного возраста представлены в Приложении 2. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «Талантливый ребёнок»
Формы работы
| 1 младшая группа | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Лекции | «Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду» | «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка». | «Праздники – это мосты от взрослых к детям».
| «Влияние искусства на эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников». | «Войти в мир искусства». Советы по продолжению занятий музыкой в школе | |
«Домашний концерт». | «Музыкальная терапия для всей семьи».
| |||||
Консультации
| «Колыбельная песня для ребенка».
| «Растем и развиваемся с музыкой». | «Ритм в музыке, в природе - движение жизни». | «Развлечение - одно из ярких компонентов содержания повседневной жизни ребенка». | «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка».
| |
«Как провести день рождения ребенка дома?» Индивидуальные консультации по подготовки ребенка к празднику. | «Детский праздник в семье: рецепты хорошего настроения». Индивидуальные консультации по подготовки ребенка к празднику.
| |||||
Беседы
| Создание домашнего оркестра. | Организация домашней фонотеки. | «Как сочинить песенку» | «Театрализованная деятельность в детском саду». | «Ритмическая мозаика и театр». | |
«Поведение детей и родителей на праздниках, как основной принцип уважения друг к другу». Беседа о музыкальных способностях детей | «Как помочь ребенку преодолеть страх перед публичным выступлением» «Какие песни из репертуара детского сада Ваш ребенок поет дома?» | |||||
Стенд «Музыка и дети»
| «Талант с колыбели» | «Остановись мгновенье» | «Яркие звёздочки» | «Жемчужины» | «Юные дарования» | |
Фотовыставка «Мир сказки».
| Фотовыставка «День знаний». «Рисуем музыку осени». «Рисуем музыку Весны». | |||||
Анкетирование
| «Музыка в вашей жизни». | «Праздники в детском саду». | «Какая музыка звучит в Вашем доме?» | |||
Результаты музыкального воспитания детей.
| ||||||
Практическая работа
| Привлечение родителей к поделке музыкально- дидактического материала в музыкальные уголки.
| Пошив костюмов праздникам совместно с родителями. | Приобщение родителей к оформлению зала к празднику Демонстрация детских музыкальных инструментов и советы по приобретению их для детей. | |||
Открытые мероприятия | Совместный праздник | Приглашение на занятие кружка «Юные таланты». | День открытых дверей | « Взрослые - детям» показ кукольного спектакля родителями.
| ||
Отчет работы кружка «Юные таланты»
| ||||||
Рекомендации | 1 . Охрана детского голоса. 2 . Домашний концерт. 3. Играйте вместе с детьми. | |||||
Поощрения | 1.Благодарственные письма за активную помощь в подготовке к праздникам. 2. Грамоты. 3. Подарки детям. | |||||
ЛИТЕРАТУРА
1. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 2009.
2. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2008 г.
3. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 2008 г.
4. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 2010.
5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
6. Готсдинер А. Музыкальная психология. — М., 2008.
7. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
8. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
9. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
10. Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, Серия «Ладушки» - «Композитор», Санкт-Петербург, 2010.
12. Корчак Я. Как любить ребенка. — Калининград, 2002.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия, Москва – Воронеж; 2009.
14. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
15. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 2010..
16. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
17. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
18. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
19. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
20. Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 2009.
21. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
22. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.
23. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 2010.
24. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 2009,
25. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 2009.
26. Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 2007, № 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Талантливый ребёнок"
Буклет можно использовать как консультацию для родителей, так и для педагогов....
Родительское собрание «Мой ребёнок - талантливый ребёнок»
Цель: помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развити...
«Как распознать талантливого ребёнка» тест-анкета
ТЕСТ-АНКЕТА «Как распознать таланты ребёнка?» У вашего ребёнка технические способности, если он:интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;любит ко...
Консультация для воспитателей «Талантливый ребёнок в группе детского сада»
Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренност...
Программа по развитию одарённости у детей дошкольного возраста Талантливый ребёнок
При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как ...
Талантливый ребёнок – заслуга родителей
ИНФО для родителей...
Методическая разработка по сотрудничеству с родителями "Талантливый ребёнок"
Методическая разработка...