Презентация "ФГОС - ориентир развития системы дошкольного образования в РФ"
презентация к уроку по теме
О нормативном документе, разработчиках стандартов, структуре и содержании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_seminaru.pptx | 947.58 КБ |
seminar_-_praktikum.pptx | 1003.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Вступил в силу:1 января 2014 г.
Разработан впервые в РФ, в соответствии с новым ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», на основе Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – это равные стартовые возможности и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования
Д иректор федерального института развития образования, академик российской академии образования Александр Асмолов
Уровни общего образования: дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование высшее образование бакалавриат магистратура Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем дошкольного образования
Структура ФГОС ДО : Общие положения Требования к с труктуре образовательной программы Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).
I . Общие положения ФГОС ДО
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования , возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и т.д. (см. стр. 3 ФГОС ДО)
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области ): 1. С оциально-коммуникативное развитие; 2. П ознавательное развитие; 3. Р ечевое развитие; 4. Х удожественно-эстетическое развитие; 5. Ф изическое развитие.
II . Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования (см. стр. 5 ФГОС ДО)
III . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования К развивающей предметно – пространственной среде Финансовым условиям Материально – техническим условиям Кадровым условиям Психолого – педагогическим условиям
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
IV . Требования Стандарта к результатам освоения Программы
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. См. п. 4.6 (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте и ЦО на этапе завершения дошкольного образования)
Результат освоения программы – социализация детей, а не образовательный результат. Социализация - приобщение, присвоение ребенком базовой ценностной культуры мира. Это не упрощенное «освоение социальных норм, правил и ролей» (т.е. – создание послушного ребенка). В первую очередь – это развитие мотивационно – ценностной, мотивационной сферы. Это потребность в любознательности; познании мира; желание и потребность в творчестве; в игровой и изобразительной деятельности; потребность достижений; способность сотрудничать, общаться со сверстниками, взрослыми и пр.; формирование жизненных навыков (т.е. - умение в новой нестандартной ситуации не боятся, находить решения, ориентироваться на те социальные знания, которые дети получают в процессе своего воспитания в детском саду). Паспорт развития ребенка! Школа готовится к ребенку, а не ребенок к школе!
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План семинара – практикума Теоретическая часть Международные документы и документы Российской Федерации о з ащите прав и достоинства ребенка. Жестокое обращение с детьми: что это такое? Право на защиту и помощь. Практическая часть Викторина «О правах ребенка» Отгадывание кроссвордов Викторина «Права литературных героев» Игра «Волшебный сундучок»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Уровни законов, регулирующих права ребёнка 1 й уровень : Декларация прав ребенка (принята ООН, 20.11.1959 г.). Декларация — «провозглашение»: носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира.
Д аёт понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты (ст. 19), устанавливает ответственность государства: за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребёнка (ст. 6); за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребёнка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию (ст. 16); за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); за признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27) за защиту ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации (ст. 34); за защиту ребёнка от жестокого обращения (ст. 37); за помощь ребёнку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения (ст. 39). (принята ООН 20.11.1989 г .)
2 - й уровень : Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.)
Предусматривает уголовную ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-135); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Г арантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69); немедленное отобрание ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
3 - й уровень : Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов
Уполномоченный по правам ребенка в ХМАО Татьяна Дмитриевна Моховикова
2 . Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Основные формы жестокого обращения с детьми Физическое насилие Пренебрежение нуждами ребенка Психическое насилие Сексуальное насилие
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера. К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика; - угрозы в адрес ребенка в словесной форме; - замечания в оскорбительной форме; - преднамеренная физическая или социальная изоляция; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
« Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает. » Иммануил Кант
3 . Право на защиту и помощь
Направления работы педагогов детского сада Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства. Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Функции педагога в правовом воспитании дошкольников: демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры; реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья; построение отношений с детьми, пед . коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией; организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка; содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности; подготовка детей к жизни в обществе; привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций; формирование высоких морально – нравственных качеств у детей; ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.
Семинар - практикум занятие № 2 «Охрана прав и достоинства маленького ребенка »
«Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, з ависит завтрашний день всего общества»
О правах ребенка Викторина
1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка? 1 . Ф.М.Достоевскому; 2 . А.П.Чехову; 3 . А.М.Горькому.
2.В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка ? 1 . 1948 г. 2 . 1959 г. 3 . 1966 г .
3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? 1. 1968 г. 2 . 1982 г. 3 . 1989 г.
4. Какие различия могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав? 1. расовая принадлежность; 2. национальная принадлежность; 3. пол; 4. состояние здоровья; 5. таких различий нет.
5. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? 1. педагоги; 2. родители; 3. члены правительства.
6. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? 1. на благотворительные организации; 2. на государство; 3. на иностранных спонсоров.
7. ООН считает человека ребенком от рождения до: 1. 16 лет; 2. 18 лет; 3. 19 лет.
8. Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка: 1. либеральный; 2. демократический; 3. авторитарный.
9. Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей: 1. мама; 2. папа; 3. дедушка (бабушка); 4. оба родителя.
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС - ориентир развития системы дошкольного образования
В данной презентации отражены методологические и теоретические основы ФГОС ДО, цели, задачи, основные функции, назначение ФГОС, требования к структуре ООП ДО....
ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
«Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты зд...
ФГОС- ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО...
ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанны...
Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...
«ФГОС-ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда» (для воспитателей)
laquo;ФГОС-ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда» (для воспитателей)...
«ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ»
Понятие, методологическая и теоретическая основа,цели,задачи, основные функции,тебования к стуктуре к структуре ООП ДО,требования к психолого-педагогическим условиям, к кадровым, материально-техническ...