День матери
опыты и эксперименты на тему

Раскрывается работа по оптимизации творческой активности пелагогов через организацию дней открытых дверей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_materi.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДНЕЙ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ДОУ

Только творческий педагог может

 развивать творческое начало в ребенке

В.А. Сухомлинский

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. Преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования и к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.  

Детский сад сегодня — это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.

Считаю, что успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.  

Ведь именно от педагогов в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно - образовательного процесса, будут осознанны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность, поддержаны родителями (законными представителями) воспитанников.

Совершенствование всех сторон образовательной деятельности возможно лишь при условии ясного видения старшим воспитателем основных направлений профессионального роста всех специалистов. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения.

Систематическая работа, организованная мною с педагогами по повышению профессиональной компетентности, помогает  вывести их на более высокий уровень. Мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Поэтому в нашем детском саду мы проводим мероприятия, направленные на развитие интеллектуально – креативного потенциала педагогов, развитие их творческого мышления, стимулирование творческой активности в работе с детьми.

Очень важно, какой у воспитателя уровень знаний, педагогической культуры, кругозор информированности. Поэтому педагогический коллектив хорошо понимает, что вся деятельность в дошкольном учреждении строится   в  соответствии  с нормативно - правовыми документами:

  • Национальной доктриной образования в РФ;
  • законом «Об образовании  РФ»;
  • Концепцией дошкольного воспитания;
  • Типовым положением о ДОУ;
  • долгосрочной целевой программой «Развитие дошкольного образования в Смоленской области» на 2011 -2015 годы;
  • Уставом МБДОУ ДС № 17;                
  • Образовательной программой;
  • методическими рекомендациями федеральных, региональных и муниципальных служб,

а также локальными актами, которые затрагивают методическую работу. Это

  • положение о методическом кабинете;
  • о Совете педагогов;
  • о творческой группе педагогов;
  • о должностном контроле;
  • о повышении квалификации педагогических кадров и др.

         На современном этапе развития системы образования я вижу основную цель методической работы с кадрами -  создание условий для самореализации педагогов, развития их ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы в нашем ДОУ безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.

Из этого следуют и важнейшие направления:

  • оказание  деловой, педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми;
  • реализация творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;
  • совершенствование педагогического мастерства;        
  • обобщение, распространение и внедрение передового опыта в работу ДОУ.

При выборе вариантов методической работы для своего коллектива учитываю следующее:

  • количественный состав – 16 педагогов;
  • уровень квалификации  коллектива: 4 – высшая квалификационная категория, 10 - первая квалификационная категория, 2 – вторая квалификационная категория;
  • результаты диагностического изучения личности и деятельности  педагогов;
  • материальные, морально-психологические условия в ДОУ;
  • положительный педагогический опыт и научные рекомендации по организации методической работы.

         Методическая служба ДОУ выполняет не только контролирующую функцию, направленную  на повышение мастерства педагога, но и оказание деловой, компетентной помощи.  Все формы работы с кадрами   направлены на стимуляцию поиска, творческой активности педагогов, внедрения последних научных достижений, передового педагогического опыта.

Исходя из того, что в нашем коллективе преобладают опытные, высококвалифицированные педагоги, педагогический процесс ведется в соответствии с федеральным государственным стандартом в образовании и воспитании дошкольников, опытные педагоги вовлекаются в работу творческой группы и в творческий процесс внедрения общеобразовательной программы дошкольного воспитания и образования.

        В тесном сотрудничестве с педагогами выявляю их профессиональный уровень. В нашем ДОУ действует программа повышения квалификации воспитателей (выдержка из нее - таблица №1), которая помогает отслеживать и удовлетворять профессиональные интересы педагогов через самообразование, курсовую подготовку, аттестацию.

Таблица №1

   Ф.И.О.     педагога

Годы

Методическое           объединение

Потребность в с      самообразова-

нии

2012г.

20113.

2014г.

2015г.

2016г.

ПРЯНИКОВА

НИНА

ИВАНОВНА

воспитатель

А

К

Развитие творческих способностей дошкольников.

Формирование предпосылок изобразительной деятельности детей 3-го года жизни.

Изучаемая       проблема

Организация предметно – игровой среды в группах раннего возраста

Условное обозначение: А – аттестация, К – курсовая подготовка.

                С программой повышения квалификации ознакомлена:

                _________________________ Пряникова Н.И.

В моей практике существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации, мастерства, оптимизации творческой активности  и построенные на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога: 

  1. традиционные:
  • педагогические советы;
  • семинары-практикумы;
  • дни открытых дверей;
  • участие в работе творческой  группы;
  • курсы повышения квалификации;
  • участие в работе методических объединений города;
  1. инновационные:
  • недели профессионального мастерства;
  • недели душевного равновесия;
  • наставничество;
  • мастер-классы;
  • творческие конкурсы;
  • работа в паре;
  • банк образовательной практики;  
  • банк передового педагогического опыта;
  • обучение всех педагогов  нашего учреждения в области ИКТ.

Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

В нашем детском саду Педагогический Совет, действующий на основании Положения о Совете педагогов,  является высшим органом руководства  воспитательно – образовательным процессом и решает конкретные задачи дошкольного учреждения.

Тематика педсоветов следующая: «Художественно-речевое развитие детей», «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи», «Современные пути оптимизации здоровья и физического развития детей», «Формирование профессиональной творческой индивидуальности педагога в процессе работы с детьми» и т.д.

На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении воспитателями накоплен положительный педагогический опыт в разных направлениях. Создан банк положительного педагогического опыта, что позволяет педагогам углублять свои знания в определенных областях работы с детьми, сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми. Представляет интерес тематика этого опыта: «Приобщение дошкольников к национальной культуре средствами музыкального фольклора», «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста», «Реализация прав дошкольника в детском саду и семье», «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» и др.

С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели профессионального мастерства. В рамках проведения недель педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.

Педагоги осуществляют просмотр образовательной деятельности  своих опытных коллег и наглядно видят, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми. Достигнутые результаты позволяют соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Мастер-классы проводятся в соответствии с годовым планом работы с целью обучения педагогов в форме открытого показа, который  дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью функционирует школа молодого педагога (наставничество).

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют обучающие семинары и семинары - практикумы: городские, внутрисадовые. К проведению семинаров мы подключаем педагогов и специалистов ДОУ, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков педагогов.

Действует такая форма работы с кадрами, как работа в паре. Пару составляют педагог, владеющий ИКТ-технологиями, и педагог с низким уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог более опытный помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Сочетание традиционных и инновационных форм работы с кадрами способствует развитию творческой активности педагогов, помогает решению задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности.

  В ДОУ созданы условия, дающие воспитателям возможность проявить творчество, новаторство, реализовать себя как личность, и как педагога. Педагоги разрабатывают перспективные планы по обучению детей, условия конкурсов, оказывают помощь воспитателям в овладении педагогическим мастерством.

 На протяжении многих лет в детском саду действует творческая группа педагогов «Комфорт»,  участвующая в изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.

Также функционируют и такие формы работы, как «Неделя душевного равновесия», «Дни здоровья», конкурсы, смотры – конкурсы.

Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность и повышением творческого компонента в нашем детском саду стали тематические Дни открытых дверей.

Мы учитываем, что Дни открытых дверей — это не самоцель. Они не должны придумываться или проводиться "для галочки". Их необходимость должна "вызреть" в самой практике работы, должна быть подсказана современностью. Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие интересы. Дни открытых дверей приучают к самостоятельной работе, проявлению лидерских качеств, развивают инициативу.

Дни открытых дверей — способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов.

День открытых дверей — интересное и волнующее событие в жизни нашего ДОУ, возможность по-иному взглянуть на себя и на свою работу, а также познакомиться с опытом работы других.

Участие в Днях открытых дверей влияет на становление педагога как профессионально компетентной, саморазвивающейся творческой личности. Это повышает его авторитет в глазах родителей, детей. Главные концептуальные положения, в соответствии с которыми мы организуем Дни открытых дверей, — высокий профессионализм, продуктивность, творчество педагогов.

При планировании каждого Дня открытых дверей мы ориентируемся на возможности всего учреждения, уровень работы и индивидуальные особенности педагогов. Отбираются такие темы, которые помогают педагогам расширять и углублять их знания.

Чтобы стимулировать сотрудников ко Дню открытых дверей, мы соблюдаем некоторые правила:

- любые действия, организуемые в коллективе, должны быть осмысленными;

- каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен;

- практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию, и руководитель просто обязан этим воспользоваться;

- каждый человек стремится к успеху, а успех без признания приводит к разочарованию;

- каждому требуется информация о качестве собственного труда;

- большинство    сотрудников стремятся в процессе работы приобрести новые знания.

Считается, что «новизна и преобразование — наиболее существенные характеристики творчества». В этой связи творчество, проявленное при организации Дни открытых дверей, — это созидание чего-то нового на основе преобразования среды, обогащения деятельности воспитателей, т.е. появление нового результата в деятельности ДОУ.

При подготовке к Дню открытых дверей, педагоги обращаются за помощью к родителям, детям. Это их сближает, появляется тесное взаимодействие.

На примере Дня открытых дверей, посвященному Дню матери                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            рассмотрим основные этапы его подготовки и проведения.

На первом подготовительном этапе:

  • на общем собрании в ходе обсуждения было принято решение о проведении Дня открытых дверей;
  • педагоги ознакомлены с приказом президента РФ № 120 1998 г;
  • издан приказ о проведении Дня открытых дверей;
  • разработано Положение о Дне открытых дверей  и ознакомлены с ним педагоги;
  • подобраны литература, иллюстрации, фото с интернет-сайтов на данную тему.

На втором организационном этапе:

распределение функциональных обязанностей между сотрудниками ДОУ. В задачи педагогов входило:

  • подбор информационных материалов о Дне матери;
  • организация фотосессии «Это я и мамочка моя», вернисажа детских рисунков «Милой мамочки портрет», выставки совместного творчества «Вместе с мамочкой любимой»,  стендов для родителей по тематике;
  • оформление стенгазеты,
  • ознакомление с подборкой литературы, иллюстраций, фото;
  • оформлен пригласительный  с указанием программы проведения Дня открытых дверей;
  • анкетирование мам «Какой является, на Ваш взгляд, современная семья?»;
  • Интервьюирование детей 5-7 лет «Моя мама самая…"
  • привлечение родителей и детей к подготовке и проведению Дня открытых дверей.

На третьем, практическом этапе:

  • знакомство с учреждением и предметно - развивающей средой ДОУ;
  • просмотр образовательной и досуговой деятельности;
  • встреча с педагогами.  

На четвертом,  итоговом этапе: 

  • анализ и подведение итогов Дня открытых дверей на педагогическом совете с участием родителей на основе оставленных отзывов;
  • оформление информационного материала о проведённом Дне открытых дверей и размещение его сайте ДОУ.

Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по оптимизации их творческой активности  отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога.

На основании вышеизложенного, мы определяет перспективы на будущее: внедрение новых форм и методов работы по профессиональному совершенствованию и оптимизации творческой активности  всех участников образовательного процесса, таких как:

  • Методическая перекличка.

Это одна из важнейших,  серьезных форм работы проводится ежегодно, в конце учебного года. Основная цель методической переклички дать оценку количественным показателям по итогам диагностики детей и педагога, аналитически обосновать выбор задач годового плана на следующий учебный год.

Для решения поставленных задач педагоги ДОУ делятся на подгруппы: по стажу, уровню профессиональной компетентности. Это необходимо, т.к. на каждой методической перекличке идёт живой диалог, где выявляются причинно следственные связи, влияющие на тот или иной конечный результат, идёт взаимное обучение аналитическим умениям видеть основное и второстепенное в достижении определённых результатов.

  • методическое объединение педагогов ДОУ «Добрая Дорога Детства» по темам, предусмотренным годовым планом, где педагоги будут разрабатывать перспективные планы по обучению детей, условия конкурсов, оказывать помощь начинающим воспитателям в овладении педагогическим мастерством.

Также, предполагается использовать в работе с кадрами по  оптимизации творческой активности педагогов и традиционные формы работы, наполняя их новым содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

День матери (сценарий ко дню матери)

конспект праздника ко дню матери...

"День матери" сценарий торжественного мероприятия, посвящённому Дню Матери

Воспитывать чувства и уважение, любви к родителям, старшим. Быть доброжелательными и доверчивыми друг к другу....

Конспект занятия ко дню матери «День матери»

Задачи:1. Развивать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме.2. Вызвать чувство эмпатии и благодарности; побуждать детей оказывать посильную помощь м...

День матери.Последнее воскресенье ноября, мы отмечаем день матери.

Желаю всем мамам на этой планете,Чтоб были здоровы и счастливы дети, Шутили, смеялись, заливисто пели,Стремились, старались, учиться хотели.Чтоб вас уважали, чтоб вам помогали, А ваши сердца что...