консультация для воспитателей "Формирование представлений о мужественности и женственности у детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа) по теме

гендерное воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Дошкольный возраст – основополагающий этап социализации личности, становление основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В настоящее время на первом месте стоит проблема учёта не только индивидуальных, но и половых особенностей воспитанников. До дошкольников необходимо довести информацию об идеале мужественности и женственности, о культуре общения мальчиков и девочек.

Наряду со специально организованной образовательной деятельностью важное воспитательное значение имеют режимные моменты. Ежедневно повторяясь, режимные процессы приучают организм ребёнка не только к определённому ритму, но и создают оптимальные условия для межполового взаимодействия, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи. К тому же он смелый, храбрый, надёжный, ответственный и т.д. Для старшего дошкольника должно стать привычным уступать место маме или девочке, помогать донести тяжёлую ношу, оказывать помощь девочке, уступать дорогу, пропускать её вперёд и т.д.

Девочкам нужно разъяснить, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.

Особое внимание следует уделять играм, которые можно умело использовать в образовательном процессе для закрепления представлений о мужественности и женственности. В утренние часы можно провести с детьми игры:

- «Кто что делает» - формирование у детей представлений о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда;

 - «Чем похожи наши мамы и папы» - формирование умения выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола, воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду.

При дежурстве по столовой воспитателю необходимо составить график дежурства таким образом, чтобы каждый день в группе дежурили мальчик с девочкой. Следует грамотно распределить обязанности дежурных: мальчик выполняет более тяжёлую работу, чем девочка.

С целью воспитания культуры взаимоотношений между детьми разного пола и закрепления представлений о положительных чертах мальчиков и девочек следует в первой половине дня проводить игру «Цветок», во время которой воспитатель предлагает детям собрать «цветок дружбы» - уметь назвать хорошее качество девочки и мальчика.

При подготовке ко сну, к прогулке или предварительной работы можно использовать игровые моменты:

- «Поможем девочкам» (создаются ситуации для стимулирования мальчиков к оказанию помощи девочкам, для упражнения девочек в высказывании слов благодарности за оказанную помощь);

- «Встреча друзей» - формирование умения использовать вербальные знаки в ситуациях приветствия, благодарности и т.д.;

- «Собери игрушки» - собрать мальчикам в зелёный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочкам собрать в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики;

- игры-конкурсы «Кто больше знает добрых слов?», «Кто, как и в каких сказках по-особенному здоровается, прощается, просит извинения?», «Какая просьба самая добрая?», «Какие сказки учат благодарным словам?» - содействуют обогащению словаря детей, пополняют представления о вербальных средствах демонстрации мужественности и женственности;

- «За что нам нравятся мальчики, девочки- воспитание культуры межполовых взаимоотношений, формирование у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек;

- «Кто я в семье?» - закрепление представлений о родственных связях и обучение детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра;

- «Как я дома помогаю?» - формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь.

      При организации прогулки можно провести игры, содействующие закреплению представлений о внешности мальчиков и девочек:

- «Кто что носит»- учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек;

- «Наши причёски» - формирование представлений о причёсках мальчиков и девочек, развитие фантазии и воображения;

- «Давайте говорить друг другу комплементы» - научить быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатию к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности;

- «Собираемся в гости» - учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребёнка (мальчики или девочки), упражнять девочек и мальчиков в проявлении заботы по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид, развивать желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

   Организуя игровую деятельность старших дошкольников, следует обогащать не только игровой опыт, но и решать сложные задачи полового воспитания. При этом особой силой воспитательного воздействия обладают театрализованные игры (настольные, игры-драматизации и пр.), главные положительные герои которых «красна девица», «добрый молодец», «рыцарь» и т.д. демонстрируют образец мужественности и женственности и тем самым помогают дошкольникам обобщить имеющиеся представления. Разнообразие тематики и многообразие средств выразительности, используемых персонажами, художественная выразительность образов усиливают впечатление от высказываний и поступков главных героев и событий.

   Огромное воспитательное значение имеют дидактические игры, которые можно успешно использовать при проведении всех режимных моментов в ДОУ. Например, во время утреннего приёма детей или при подготовке к прогулке с целью обогащения у мальчиков и девочек опыта нравственного поведения, формирования между ними дружеских отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношений полов, и обогащения словаря дошкольников этикетными формулами вежливого межличностного общения можно использовать следующие дидактические игры:

- «Словесный портрет» (девочкам предлагают составить нравственный портрет героя или героини народной сказки и попытаться объяснить, какими нравственными качествами и добродетелями они обладают);

- «Добрый молодец и красна девица» - формировать представления о мужественности и женственности (дети рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок, составляют портрет о добродетелях главных героев);

- «Путешествие» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и могут понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценивают увиденное с точки зрения норм нравственного полоролевого поведения).

   Следует подчеркнуть, что формирование представлений о мужественности и женственности – сложный и длительный процесс, который следует осуществлять не только при помощи специально организованных игр, но и активного использования режимных моментов в процессе приобщения детей к нормам полоролевого поведения. Эффективность формирования у детей 6 – 7 лет представлений о мужественности и женственности при организации режимных моментов будет протекать успешнее, если учтены возрастные, половые и индивидуальные особенности каждого дошкольника, а при организации режимных моментов применяются игровые и методы и приёмы, стимулирующие познавательную и речевую активность будущих дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организационно –педагогические условия формирования начал мужественности и женственности у детей дошкольного возраста на основе представлений об идеальных моделях поведения».

Методтческая разработка поможет методистам и педагогам образовательных учреждений дошкольного образования в современных условиях с введением ФГОС ДО увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенн...

Творческая разработка «Сказка как средство формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста»

С древних времён воспитание мальчиков и девочек было совершенно разным: то, что позволялось мальчику, было недопустимым для девочки, - и наоборот. Это связано с тем, что в нашей природе заложены не то...

Консультация для воспитателей Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы.

Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы....

Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 5-7 лет

Консультация для родителей и воспитателей направлена на формирование представлений у противоположного пола  начал мужественности и женственности....

Консультация для родителей "Половая идентификация. Мужественность и женственность."

Консультация для родителей "Половая идентификация. Мужественность и женственность." содержит общие сведения о том, что такое половая идентификация, этапы половой социализации детей и важност...

Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы

художественная литература оказывает огромное влияние на формирование, развитие и воспитание подрастающего поколения. При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности Н.К. Дедовских предла...