Презентация проекта "ФГОС ДО.Предметно-развивающя среда"
презентация к уроку на тему
Презентация проекта "Развивающая предметно-пространственная среда". Понятие, принципы формирования, цель, доступность, безопасность, функции предметно-пространственной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_prezentatsiya_bakulinoy.pptx | 154.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОС Задачи: Изучить нормативно-правовые документы ФГОС. Раскрыть системную направленность ФГОС ДО. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Основные принципы ФГОС ДО: ● поддержки разнообразия детства ; ● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; ● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями ; ● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром ; ● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; ● формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; ● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели: ● обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; ● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; ● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи: ● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); ● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; ● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
Образовательные области: ● социально‑коммуникативное развитие; ● познавательное развитие; ● речевое развитие; ● художественно‑эстетическое развитие; ● физическое развитие.
А спекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста: 1 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2 Характер взаимодействия со взрослыми; 3 Характер взаимодействия с другими детьми; 4 Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.
Понятие предметно-развивающая среда « система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» ( С. Л. Новоселова ). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
П ринципы при формировании предметно-пространственной среды рекомендованные ФГОС: - принцип дистанции позиции при взаимодействии; - принцип активности самостоятельности, творчества; - принцип стабильности – динамичности развивающей среды; - принцип комплексирования и гибкого зонирования; -принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетическойорганизации среды); - принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ); - гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; - принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде ● реализация различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной . Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы
Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей . Полифункциональность : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
Вариативность среды предполагает: ● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс ; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Функции предметно-пространственной среды Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.
Функции педагога Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4 . При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 5 . Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающия среда для игровой деятельности в группе раннего возраста
Работа проводилась по созданию предметно - развивающей среды для игровой деятельности в течение трех лет. Буду рада если мои материалы Вам пригодятся...
Презентация "Принципы построения предметно-развивающей среды"
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая, что у детей с ДЦ...
"Презентация на тему: "Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста"
Презентация на тему: " Предметно-развивающая среда в 1 младшей группе"Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда.Все центры развивающей среды в нашейгруппе ...
Презентация ""Организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды"
Педагогическая среда имеет огромное значение для здоровья ребенка, потому что ребе нок находится в ней большую часть времени бодрствования. При этом среду детского сада необходимо рассматривать ...
Презентация на тему "Предметно-развивающая среда в средней группе №9"
В данной презентации идет перечисление и описание необходимых в ДОУ сюжетно - ролевых игр ( "Кухня", "Парикмахерская", "Больница" и др.), уголков ( творческий, книжный,физкультурный, природный, национ...
Презентация "Разработки по созданию развивающей среды в группе детского сада"
В данной презентации содержатся фотоматериалы, отражающие возможности создания различных развивающих пособий в группе детского сада....
Презентация «Построение здоровьесберегающей, комфортной окружающей среды в ДОУ»
В презентации показана модель здоровьесберегающей, камфортной окружающей среды в ДОУ....