Современные педагогические технологии - проектное обучение
учебно-методический материал на тему
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).
Работа над проектом тщательно планируется педагогом и обсуждается с детьми. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
Создание проектов, привлечение к участию в проектной деятельности педагогов, воспитанников и родителей позволяют развивать и обобщать социально-личностный опыт, посредством включения всех субъектов в проектную деятельность. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого воспитанника с целью своевременной помощи и развития способностей
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Основой является проблема, при работе с которой необходимо следущее:
1. Иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности). То есть система должна иметь необходимый «запас маневра») .
2. Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.
3. Целесообразно браться за такие проекты, для которых уровень квалификации, опыта педагога превышает необходимый уровень, или быть готовым «добирать» в процессе решения проблемы.
4. Строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников. школьников; может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ»
В статье речь идет о современных педагогических технологиях для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, применяемыми педаго...
Использование современных педагогических технологий в обучении русскому языку в условиях ФОП ДО
Одной из основных задач в воспитании детей является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию дошкольников...
Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ
В статье речь идет о современных педагогических технологиях для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, применяемыми педагогами д...
"Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ"
Презентация на тему "Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей в ДОУ"...
Консультация для воспитателей. «Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».
Данная консультация поможет педагогам разобраться, что такое интегративное обучение детей дошкольного возраста....
Педагогический совет: "Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"
quot;Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"...