Использование современных педагогических технологий в обучении русскому языку в условиях ФОП ДО
статья по развитию речи
Одной из основных задач в воспитании детей является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagoga.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на тему
«Использование современных педагогических технологий в обучении русскому языку в условиях ФОП ДО»
Каждый год наука об образовании вводит всё более и более высшие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию дошкольников.
Именно поэтому, основной целью моего исследования становится повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФОП ДО и поиск средств, методов и форм организации работы с воспитанниками, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития всесторонне развитой личности. Использование современных педагогических технологий в обучении русскому языку в условиях ФОП ДО направлены на повышение качества образования и воспитания детей. Задачами являются:
- решать образовательные задачи в рамках образовательной деятельности и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- строить образовательный процесс на соответствующих возрасту формах работы с детьми;
- воспитать личность, способную внедряться в социум, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, чётко планировать свои действия и достигать результата.
Принципиально важной стороной в использовании современных педагогических технологий является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
К числу современных образовательных технологий, приемлемые для ДОУ, можно отнести:
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- интерактивные технологии;
- технология «ТРИЗ»;
- использование метода моделирования;
- прием мнемотехники.
1. Игровая технология
Игровая педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- игры на обобщение предметов по определенным признакам;
- игры, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- игры, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
2. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность: формирование у дошкольников основ умения самостоятельной заботы о своем здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФОП отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФОП, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.);
2. Технологии проектной деятельности.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Можно выделить основные этапы их проведения:
- Организационный – в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта.
- Продуктивный – представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта.
- Презентативный – подготовка и представление результатов деятельности.
- Итоговый – на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта.
Проект осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). По количеству участников он может быть: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный; по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
5. Личностно - ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки – это игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).
6. Интерактивные педагогические технологии.
Интерактивное обучение дошкольников – это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.
Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.
7. Игровая технология
Игровая педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Этапы работы:
- Изучение литературы, интернет - ресурсов, подбор материалов;
- Частичное внедрение в образовательную деятельность;
- Систематизация и обобщение полученного опыта.
Форма работы | Метод работы | Сроки | Результат |
1-й год | |||
Подбор методик анализа. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. | Внедрение методов, средств и форм работы. Адаптировать изученную технологию | Сентябрь Октябрь - Май | Подбор методик, внедрение в деятельность. |
Проведение итогового мероприятия «Россия – Родина моя» | Тематический досуг для воспитанников подготовительных групп | Октябрь | Выступление педагогов, детей на мероприятии. Ознакомление с достопримечательнос-тями столицы России. |
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников | Октябрь Ноябрь | Ознакомление родителей с информацией. | |
Проведение проектной деятельности «Неделя русского языка» | Тематическая неделя английского и русского языка | Ноябрь | Разучивание стихов, песен, подготовка атрибутов, выступления детей на Неделе. |
Оформление информационного стенда «Советы педагогов» и «Россия – Родина моя» | Статьи и рекомендации для ознакомления родителей | Сентябрь - Май | Ознакомление и обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день. |
Игровые тренинги с детьми и воспитателями ДОУ | Январь Февраль | ||
Тематические праздники по календарю («Широкая Масленица», «День Матери», «День защитника Отечества»); | Заучивание стихотворений, песен на русском языке. | Февраль Март | Воспитание гуманных отношений между детьми. |
Ознакомление с правилами игр, разработка наглядных и раздаточных материалов | Апрель Май | Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе. | |
Проведение мониторинга | Разработка и подготовка атрибутов | Май | Подведение итогов |
2-й год | |||
Пополнение практического и дидактического материалов для дальнейшей работы с воспитанниками | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Расширение и обогащение знаний детей. Подготовка материалов и выступление. | |
Ознакомление и пополнение научно-методической литературы | В течение учебного года | Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. | |
Регулярный обзор периодических изданий методической литературы; - приобретение и использование в работе методических новинок; - просмотр интернет - ресурсов. - участие в мастер-классах, семинарах; - посещение курсов повышения квалификации. | Приобретение и изучение новых материалов. Внедрение в деятельность по самообразованию. | В течение года | Формирование теоретической базы. Формирования папки, электронной базы методических материалов. |
Подготовка к презентации работы. | Построение последовательности основных направлений данного этапа. | Март Апрель | Проведение открытых мероприятий |
Самоанализ деятельности за 2024-2025 разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме | Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности | Май | |
3-й год | |||
Подготовка дошкольников в театрализованных представлениях. | Разучивание сценарий, подготовка материалов в соответствии с текущим планом ДОУ. | Весь учебный год | Участие дошкольников в итоговых мероприятиях, инсценировках. |
Ознакомление и пополнение научно-методической литературы | Сентябрь - Май | Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс. | |
Ознакомление с правилами игр, разработка наглядных и раздаточных материалов | Октябрь - Март | Дети учатся умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника. | |
Итогово - обобщающий. Самоанализ деятельности за 2025 - 2026г.г. Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме | Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности | Май | Итоговые мероприятия. Национальный праздник «Сабантуй». |
Список литературы:
1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. Учебно-методическое пособие / С.-П.: Детство – Пресс, 2011. – 110 с.
2. Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей 5-7 лет. Выпуск 2. / С.-П.: Детство-Пресс, 2018. – 24 с.
3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – 2-е изд.,испр.и доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2021. – 80 с.
4. Нищева Н.В. Обучение пересказу по опорным картинкам/ С.-П.: Детство-Пресс, 2017. – 24 с.
5. Петш Е.В., Зайцева А.В. Игровой массаж для дошколят: психолого-педагогическая технология/ Санкт-Петербург.: Детство – Пресс, 2021.
6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа/ ТЦ Сфера, 2021. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...
Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
Конспект проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ...
«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».
Повышение уровня компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах применения активных методов обучения; учить проводить обсуждение актуальных проблем деятельно...
«Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии.
laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....
Семина-практикум для педагогов "Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации".
Этот материал будет полезен педагогам для повышения уровня компетентности в вопросах применения активных методов обучения....
Педагогический совет: "Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"
quot;Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"...