"Требования к подготовке и проведению специально организованных занятий в соответствии с возрастом"
консультация по теме
Характерные особенности и структура занятия; Особенности организации и проведения занятий; Организация работы на занятиях. Методы и приёмы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_zanyatiyu.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Требования к подготовке и проведению специально организованных занятий в соответствии с возрастом»
Оглавление
- Теоретическая часть
- Занятия как форма обучения
- Характерные особенности и структура занятий
- Классификация занятий в ДОУ
- Особенности организации и проведения занятий
- Организация работы на занятиях. Методы и приёмы обучения.
- Практическая часть.
Задачи:
- систематизировать знания педагогов о структуре проведения занятий;
- Закрепить знания педагогов об организации работы на занятиях по ФЭМП и использование методов и приёмов в соответствии с возрастом детей;
- Повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность;
- Продолжать учить педагогов работать в парах (составлять совместно конспект занятия).
Материал:
- Карточки с практическими заданиями;
- Строительный материал (кирпичики);
- Раздаточный материал (полоски разной величины).
I. Теоретическая часть
1. Занятия как форма обучения
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.
Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:
2. Характерные особенности и структура занятий
Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия | проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) |
Ход (процесс) занятия | организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом |
Окончание занятия | подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности. |
3. Классификация занятий в ДОУ
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)
Основание классификации | Название |
1. Дидактическая задача | 1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений; 3. Занятия творческого применения знаний и умений; 4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач. |
2. Содержание знаний (раздел обучения) | 1. Классические занятия по разделам обучения; 2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). |
4. Особенности организации и проведения занятий
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий, прежде всего, следует обратить внимание на:
- соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
- Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.
- Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
- В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
- В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка.
- В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
- Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка.
5. Организация работы на занятиях
- Организационный момент - сообщение темы занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса (Мотивация).
- Изучение нового материала начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще организуют в форме игровых упражнений, решения задач («Найди ошибку Незнайки», «Кого больше?») и занимает от 1 до 5 минут.
- Изучение нового материала включает в себя три вида работ:
- Педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляя свойства и связи математических объектов. (Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, пояснения, отвечают на вопросы);
- Выполнение индивидуальных заданий несколькими детьми под непосредственным контролем воспитателя (остальные наблюдают за действиями товарища, слушают его, вносят исправления, дополняют, отвечают на вопросы);
- Самостоятельная работа с раздаточным материалом, овладения новыми умениями и навыками.
- Проведение физминутки.
- Для закрепления знаний в конце занятия также проводят игровые упражнения и дидактические игры. Широко используются комбинированные упражнения, позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. При этом может идти работа над материалом разных разделов программы.
Методы и приёмы обучения
2 младшая группа
Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.
Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.
Средняя группа
Используются наглядно-действенные приёмы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.
Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.
Старшая группа
Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»)
Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.
В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.
Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приёмов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».
Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.
Подготовительная группа
Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.
Модель построения обучающего занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность ребёнка |
Мотивация деятельности | Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию |
Изложение учебного материала | Восприятие |
Закрепление учебного материала | Осмысление |
Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка детей | Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью |
Определение новых целей | Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности, ожидание её |
II. Практическая часть
Составление конспектов занятия по формированию элементарных математических представлений (образовательная область «Познание»). Воспитателям необходимо составить конспект занятия по задачам. Работа в парах.
2младшая группа
- учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире - уже;
- Продолжать учить сравнивать две группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько-сколько.
Средняя группа
- Познакомить детей с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»;
- Закреплять умение сравнивать предметы по длине, пользоваться словами: длиннее, короче;
- Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Старшая группа
- Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженными соседними числами 7 и 8.
- Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух;
- Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперёд, назад, направо, налево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.
методические разработки....
Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий
У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...
Конспект проведения специально организованной интегрированной образовательной деятельности по теме «Здоровье» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Радуга»
Формируем у жетей элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены и пользе утренней зарядки. Закрепить знание зависимости здоровья от правильного питания, о пол...
Доклад на тему: «Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ»
Доклад на тему: "Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ"Подготовила: Кишко Екатерина Валерьевна, воспитатель подготовительной к школе группы...
Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...
«Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов по организации непосредственно образовательной деятельности...
Проведение специально организованной образовательной сюжетно-игровой деятельности для детей на тему: «Рекламный агент»
Цель: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио – и видео-реклама; развивать воображение, самостоятельность.Задачи приоритетной образовательной области«...