«Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
консультация
Консультация для педагогов по организации непосредственно образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.pptx | 226.17 КБ |
konsultatsiya_zanyatie.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация занятий Занятия усвоения новых знаний и умений Занятия закрепления ранее приобретённых знаний Занятия творческого применения знаний и умений Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач)
. Содержание знаний Однотемные (Классические занятия по раздела обучения) Комплексные Интегрированные
Форма организации Традиционные Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия – взаимообучения , занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.)
И зменение позиции педагога в работе с детьми Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом »!
Раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, д вигательную, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами .
Требования к подготовке - Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему . Согласно изучаемой темы продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия . Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы занятия . - Цель занятия должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели): - С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа
С редства обучения : используемое оборудование, раздаточный материал, образовательная среда, материалы и пособия. Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, цели и задачам занятия . Объём учебного материала Р ечь детей, эмоциональной стороне занятия, игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей. В занятии должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал .
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей: начало, ход занятия (процесс), окончание.
Начало занятия проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность , загадочность)
Ход (процесс) занятия О рганизация детского внимания . Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание занятия П одведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз) . Переключение детей на другой вид деятельности.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила
Ст.воспитатель: Краснова О.В.
В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения воспитанников осталось занятие. В чем же новизна современного занятия в условиях введения ФГОС?
(слайд № 1-4)
_____________________________________________________________________
Самое главное – это изменение позиции педагога в работе с детьми.
Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом». Идет смена учительской «объект-субъектной позиции» на «субъект-субъектную». Не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то…, а вы как думаете?». Если раньше взрослый был главным, руководившим и управлявшим ребенком, то теперь ребенок и взрослый – оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости.
Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: « Где я буду в работе с детьми?». В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Педагог несет идею занятия, ненавязчиво увлекает детей, обеспечивая открытый вход в НОД, вместе с детьми включается в поиск и решение проблемы. Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить.
В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что занятие – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Необходимо изучаемый материал связать с реальной жизнью ребенка, его малым детских опытом. Нужно уметь терпеливо выслушать его. Необходимо дать подсказку на построение дальнейшего правильного поведения, научить детей использовать полученные знания и умения в жизни. Особенно это важно, если изучаются правила безопасного поведения. Здесь необходимо разобрать последствия нарушения правил, примеры из жизни, чтобы усвоение правила стало осознанным для детей.
(Слайд № 5)
_____________________________________________________________________
Важной задачей каждого педагога при реализации ФГОС ДО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом так, чтобы могли обеспечить разные виды деятельности (ФГОС п.): игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. С этой целью педагог тщательно продумывает, как обеспечить активность детей в течение занятия: где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога, где он будет докладчиком или рассказчиком, а где — обучать других.
(Слайд № 6)
_____________________________________________________________________
Требования к подготовке
Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему.
Тема занятия определяется с учетом темы недели и возрастной группы детей согласно реализуемой образовательной программы.
Согласно изучаемой темы продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия.
Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы занятия.
Цель должна быть реалистична, корректна по отношению к ребенку.
Прежде чем сформулировать цель, необходимо ответить на три вопроса, что даёт мое занятие воспитанникам? чему я их научу в плане поведения? какие умения и навыки они будут отрабатывать (закреплять, познавать)? Только после ответа на эти вопросы можно правильно сформулировать цель НОД.
Цель занятия должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели): образовательные, развивающие и воспитательные. Это обусловлено необходимостью включать почти в каждое занятие новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний.
Задачи соответствуют возрастным особенностям детей, сформулированы ясно, конкретно.
С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенного багажа знаний, умений и представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания. Безусловно, при подготовке к занятию педагогу целесообразно прописать для себя содержание предварительной работы с детьми по данной теме.
(Слайд № 7)
___________________________________________________________________
Перед проведением занятия тщательно продумываются средства обучения: используемое оборудование, раздаточный материал, образовательная среда, материалы и пособия.
Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, цели и задачам занятия. Материал занятия должен быть логичным, доступным детям, отвечать требованиям индивидуального дифференцированного подхода, тесно связан с жизненным опытом детей.
Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные виды работ и упражнений с детьми. Каждое новое задание используется педагогом как база (мотив) для возникновения следующей деятельности. Именно так можно проследить логичность построения занятия: каждое новое задание как новая задача, новый момент для освоения изучаемой темы, новая идея для решения поставленной проблемы.
Объём учебного материала должен быть оптимален по времени. Любое занятие, в том числе обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физ. минутки, целесообразное распределение учебного материала и смена видов деятельности, перемещение в пространстве, смена поз и заданий.
Педагог должен продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап, с учетом возрастных особенностей.
Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи. Поэтому в занятия целесообразно включать литературный материал: стихи, скороговорки, считалки, поговорки, речевые игры, а также использовать моменты пересказов, монологов, разыгрывания сценок. С целью формирования речевой компетентности детей педагогом предварительно определяется словарь (основные речевые понятия, формируемые на занятии).
Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному усвоению материала.
Игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа (игрушки, героя-артиста) будут органичны на любом занятии с дошкольниками. Но педагогу важно помнить о том, что игра либо персонаж не случайно приходят на занятие, они должны быть с детьми до конца занятия и вся работа с детьми, импровизированные диалоги должны быть обращены к гостям занятия. А любая игра должна быть доиграна до конца: путешествие закончиться, все игровые атрибуты использованы с образовательной целью.
Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей. Педагогические приёмы, формы, способы, оригинальные идеи находки должны быть выбраны, исходя из поставленных цели и задач, грамотно сформулированы и обоснованы, технологичны, носить системный характер, взаимосвязаны или выстроены как алгоритм.
Задания должны меняться от коллективных форм организации переходить к подгрупповым или индивидуальным формам работы. Не нужно детям давать готовые знания, важно суметь организовать работу так, чтобы дети открывали новое сами, исследовали, обучались в общем деле.
Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
Современное занятие строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у детей формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Среда должна быть обучающей, предлагаемые пособия должны способствовать развитию и умозаключениям детей, приобретению новых знаний и умений в процессе деятельности, самовыражению. В занятии должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал. Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий. Сегодня особенно приветствуется демонстрация мультимедийных презентаций, других ЭОР.
Четкие инструкции педагога, добрые советы и подсказки, совместный поиск истины помогают детям ненавязчиво открывать новое. В ходе занятия педагог осуществляет наблюдение за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания НОД. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать: «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» При формировании детских интегративных качеств важно кропотливо и дифференцированно проговаривать детям их промахи, победы и задачи на перспективу.
По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т.п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т.п.)
(Слайд №8)
________________________________________________________________________________________
Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, организованная таким образом, позволяет обеспечить эффективную реализацию образовательной программы, а при проведении открытых занятий достойно демонстрирует профессионализм педагога.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
(Слайд №9)
________________________________________________________________________________________
Начало занятия
проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания).
Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
(Слайд №10)
________________________________________________________________________________________
Ход (процесс) занятия
организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом
(Слайд №11)
________________________________________________________________________________________
Окончание занятия
подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности.
Уровни проведения занятия:
1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.
2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.
3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.
4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
(Слайд №12)
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384).
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006.
3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Писарева Г.А. Проектирование современного занятия в ДОУ в контексте преемственности дошкольного и начального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proektirovanie-sovremennogo-zanyatiya-v-dou-v-kontekste-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya-435937.html (дата обращения: 25.10.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В основе образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная ор...
Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Современные требования к подготовке и проведению образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...
Консультация для воспитателей "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО » "
Данная консультация поможет воспитателм грамотно осущкствлять планирование образовательного процесса....
Презентация "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Презентакция к методической разработке по осуществению планирования образовательного процесса...
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
семинар "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
семинар "Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
- Мне нравится (1)