Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ
статья по теме

Омелина Елена Александровна

Статья о проблемах сопровождения педагогов в условиях введения ФГТ к структуре ООП ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическое сопровождение обновления дошкольного образования, связанное с введением ФГТ

Статья

Омелина Елена Александровна

Старший воспитатель МАДОУ "Детский сад №77" г.Сыктывкара

Основной целью методической работы является - обеспечение эффективного методического сопровождения реализации проектов и приоритетных направлений развития дошкольного образования.

Выделяют несколько направлений:

  •           информационно-аналитическое сопровождение деятельности ДОУ
  •           повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации ОП в соответствии с ФГТ
  •           организация профессионального общения педагогов через сеть городских методических формирований
  •           диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ
  •           методическая поддержка педагогов ДОУ

Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ, является мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ. Был определен ряд проблем в освоении и реализации ФГТ:

  •           нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях;
  •           педагоги дошкольных учреждений не готовы к изменениям,  проявляют «протест» или занимают пассивную позицию;
  •           испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.

Ключевым направлением в сопровождении реализации ФГТ на данном этапе является повышение профессиональной компетентности педагогов. Важным становится развитие субъектной позиции педагогов и ориентация на современные тенденции в  повышении квалификации педагогов:

  1.           Проектно-деятельностный характер повышения квалификации, который заключается в выборе интерактивных, деятельностных форм, предполагающих активность педагога.
  2.            Продукто-ориентированный подход, т.е.  ориентация педагогов на создание образовательного продукта (проектов, методических разработок, программ и т.д.), что позволяет существенно повысить результативность ПК.
  3.           Адресность оказания образовательных услуг (методическое сопровождение основывается на образовательных потребностях ДОУ, отраженных в планах взаимодействия между ДОУ и ЦНМО, заключаемых ежегодно).
  4.           Использование современных технологий повышения квалификации, повышающих эффективность курсовой подготовки (кейсовые, ИКТ - технологии, тьюторство).
  5. Используются вариативные формы ПК. Например, привлечение инновационных образовательных учреждений и опытных педагогов к предоставлению услуг повышения квалификации (инициирование МЦИО, привлечение лекторов, помощь в разработке ОП курсов и организации курсовой подготовки педагогов).
  6. В повышении квалификации мы опираемся на компетентностный подход, способствующий формированию субъектной позиции педагогов, ставшей очень востребованной с введением ФГТ, поскольку  реализация принципов ФГТ требует осознанного отношения к проектированию образовательного процесса.

Компетентностный подход рассматривается не только как ориентация всей системы методической работы на развитие профессиональных компетентностей педагогов, но и осуществление процесса повышения квалификации в логике компетентностного подхода. А именно, выстраивание процесса согласно структуре компетентности:

  •       Через обогащение знаний и их организацию
  •       Формирование умений и навыков
  •       Развитие профессионально значимых личностных качеств
  •       Обогащение профессионального опыта

          Реализация компетентностного подхода в повышении квалификации педагогов требует использования новых форм, которые не ограничивали возможные проявления субъектности, ставили бы педагогов в ситуацию выбора.

          На этапе расширения и углубления знаний педагогов о современных подходах к организации образовательной деятельности детей в соответствии с ФГТ  консультации в виде лекции.

          Для развития профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГТ: таких как, целеполагание, планирование, рефлексия, самоанализ активно используются семинары и практикумы, организуемые через деятельность ГМО (городских методических объединений).

      Развитие профессионально значимых качеств личности - мобильности (способность к изменениям), субъектности, креативности и т.д. очень значимо на современном этапе, но наиболее сложно. Решить данную задачу можно через организацию дискуссий, дискуссионных клубов и  экспертных семинаров.

         Несомненно, очень важным этапом в развитии профессиональной компетентности педагогов является обогащение профессионального опыта и развитие креативности - решение этой задачи осуществляется через организацию мастер-классов педагогов.

                    Таким образом, все выше перечисленные современные подходы повышения квалификации находят свое отражение в методическом сопровождении реализации ФГТ в ДОУ, в том числе, и в традиционных формах, таких как, курсы ПК,  ГМО и т.д.

Педагоги дошкольных учреждений стоят на пороге перемен. В условиях введения федеральных государственных требований,  в период ожидания  примерной общеобразовательной программы, остается вопрос «Что делать?» педагогическим коллективам сейчас, когда образовательные программы ДОУ уже должны соответствовать ФГТ.

Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия.

  Содержание деятельности условно можно разделить на две части: теоретическая часть и практическая. Теоретическая часть включала в себя мероприятия, направленные на расширение и углубление знаний участников в вопросах обновления ОП ДОУ в соответствии с ФГТ, а также освоение инновационных подходов к разработке и содержанию образовательной программы ДОУ. Практическая часть предполагает овладение навыками разработки образовательной программы ДОУ.

   Методическое сопровождение реализации ФГТ и профессиональное общение педагогов осуществляется также через деятельность проблемных групп.

Организованы две проблемные группы по освоению принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ:

Участниками ПГ являются педагоги, имеющие стаж работы и позитивное отношение к нововведениям. Это очень существенный момент, поскольку педагоги, уже имеющие сформированный мотив освоения нового, смогут проявить большую активность в разработке методических материалов и результаты деятельности будут более ощутимыми.

 Вернемся к модели методического сопровождения реализации ФГТ.

Важной составляющей методической работы является диссеминация инновационного опыта.

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Основные этапы диссеминации:

  • ознакомление желающих воспитателей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
  • «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
  • практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);
  • свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих педагогов.

Формы проведения диссеминации:

  • Семинар-практикум, игра          
  • Педагогическая студия    
  • Мастер-классы      
  • Аукцион «педагогических идей»           
  • Творческие группы          
  • Банк педагогического опыта     

  Наиболее востребованной формой для педагогов является  форма мастер – классов. Она делает возможным не только знакомство с интересными приемами и методами работы, но и практическое их освоение педагогами. Тема реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть определенные наработки педагогов, которые успешно представляются через мастер-классы.

Таким образом, содержательное методическое сопровождение педагогов ДОУ направлено на  изменение профессиональной позиции педагогов и  совершенствование опыта практической деятельности педагогов в соответствии с новой образовательной программой.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.

Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации.

Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГТ является мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирование педагогов, беседы с воспитателями и наблюдения.

Всё это позволяет сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ:

1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.

2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов к инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.

4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.

5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех педагогов, которые привыкли считать, что изо-деятельность – это формирование умений и навыков. Им будет непросто перестроиться на образовательную область «Художественное творчество», задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей.

6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.

7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация» и области «Труд». При реализации образовательной области «Безопасность» возникают непонимания с формированием гендерной принадлежности, которую часто сводят к поло-ролевому воспитанию.

8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.

9. Мало педагогов получают личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Библиография

  1. Багаутдинова С. Ф. Нормативные и инициативные подходы к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования//  А. А. Майер, О.И. Давыдова. Основная образовательная программа дошкольного образования.- СПб.-2011-с. 112-120.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Верховкина М. Е. Новые социально-демографические приоритеты дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 2. - С. 80-84.
  4. Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование  // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
  5. Едакова И.Б.  Обновление содержания и методов  дошкольного образования в условиях введения  Федеральных государственных требований  /Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году.-   Хабаровск .-  2010.-с.4-8.
  6. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.
  7. Федина Н.В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С.6-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования с учетом ФГТ

В последние годы дошкольное образование притерпевает значительные перемены. Основной целью методической работы для достижения оптимального качества дошкольного образования является обеспечение эффекти...

Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в условиях внедрения федеральных государственных требований

В статье представлена система методической поддержки дошкольным образовательным учреждениям по совершенствованию их деятельности, связанной с реализацией федеральных государственных требований в образ...

«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: Построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Методическое сопровождение процесса внедрения ООП ДОУ в условиях системных обновлений дошкольного образования

      В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возр...