Деловая игра ) с педагогами и родителями МБДОУ
материал по теме

Замараева Светлана Александровна

Цель проведения мероприятия:

1.Стимулировать познавательную активность участников.

2.Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов

3.Отработка коммуникативных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Деловая игра   с педагогами   МБДОУ

 «Может ли ребенок усвоить ценностное отношение к природе »

Ожидаемые результаты: обозначить перспективные идеи по данной проблеме и наметить пути их реализации

Цель:

  • Стимулировать познавательную активность участников
  • Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов
  • Отработка коммуникативных навыков

Исходная обстановка

  1. Характеристика проблемы в общих чертах
  2. Условия: многовариан6тность возможных решений

Роли участников:  2 ролевые позиции

  • Педагоги, эксперты, специализирующиеся в широкой области знаний – дошкольное воспитание;
  • Родители

Структура игры:

1 этап:  Копилка идей каждой из групп

2 этап: нахождение форм и методов для  одной  из идей противоположной группы со своей ролевой позиции

Необходимый материал :

  • Листы, ручки для участников
  • Магнитная доска
  • Ватман
  • Маркеры

Сценарий игры:

  1. Излагаются условия игры, информация по теме. Командообразование

Правила работы в группах:

  1. Высказываются любые идеи
  2. Уважайте мнение и личность другого человека.
  3. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит посильный вклад.
  4. Слушать и слышить!
  5. Кратко , четко, аргументировано выражайте свои мысли.
  6. Обсуждайте проблему, а не личность.
  7. Ликвидируются все административные должности в период игры.

  2.Выдача заданий группам:

            Педагогам – Через какие нетрадиционные формы работы можно сформировать ценностное отношение к природе у дошкольников

           Родителям – Какие семейные традиции помогают  ребенку в усвоении ценностного отношения к природе

 3. Работа в командах  по  накоплению идей по данной проблеме   с позиции  своей  роли.

Оглашений идей 2 команд, запись на стенде.

 Нахождение схожих мыслей, инновационных идей, отношение разных сторон к этим идеям

  4. Задание по группам

Выбрать  одну из идей противоположной группы, разработать формы и методы ее реализации, обосновать выработанные формы, доказать практическую значимость  предложений и возможность их реализации со своей позиции.

5. Подведение итогов игры

Естественнонаучное образование очень обширно и многогранно, сегодня мы говорим о экологической культуре. Сейчас мы с вами  в форме деловой игры попытаемся  прояснить   что включает в себя ценностного отношения к природе,  обозначить перспективные идеи по данной проблеме и наметить пути их реализации.

    На 1 этапе игры – выделим критерии ценностного отношения к природе у дошкольников

На 2 этапе создадим копилку идей каждой из команд

На 3 этапе наметим формы  методы для одной из идей  соседеней группы со своей ролевой позиции.

       Прошедший век ознаменовался обращением общества к экологическим проблемам, что в первую очередь было обусловлено потребностью людей в сохранении здоровья и улучшении среды своего обитания. На рубеже 20 - 21 веков обострился кризис цивилизации, что вызвало необходимость  изменения осознания общества с проблем человека на проблемы взаимодействия человека с природой. Решение проблем взаимодействия человека и природы ученые видят в формировании экологической культуры общества как части общей культуры, формирование которой является задачей образования. Как отмечают исследователи, несмотря на усиление экологической направленности содержания образования эти знания, умения и навыки не становятся личностно значимыми. Причину этого  в недостаточном внимании к целенаправленному формированию ценностного отношения к природе, .

         Ценностное отношение дошкольников к природе представляет собой устойчивое личностное принятие природы в качестве субъекта непрагматического взаимодействия. Оно характеризуется

  • позитивным отношением к природным объектам и явлениям,
  • способностью к их субъектификации, уравновешиванием их практического использования при удовлетворении своих разумных потребностей
  •  и духовного взаимодействия с ними на основе применения художественно-творческих, ресурсосберегающих и природоохранных технологий, технологий по восстановлению и улучшению экологического состояния окружающей природы.

           Критериями и показателями сформированности ценностного отношения к природе у дошкольников являются
    позитивность: 
  • познавательный (научный и эстетический) интерес к природным объектам и явлениям,
  • адекватное отношение к особенностям живых существ и явлениям природы,
  • соблюдение норм экологически значимого поведения;

            субъектностъ:

  • умение видеть уникальность природных объектов и явлений и передавать ее различными средствами,
  • умение чувствовать на себе воздействие природы и осознавать собственные изменения под ее влиянием,
  • умение равноправно взаимодействовать с живыми существами на основе обнаружения у них «человеческих черт» и предоставления им «свободы действий»;

 непрагматизм: 

  • проявление заботы о природе,
  • соблюдение нравственных ограничений при естественнонаучном изучении и практическом использовании природного материала,
  • стремление к овладению непрагматическими технологиями и их применение.


На основании этих критериев можно выделить Уровни сформированности у дошкольников ценностного отношения к природе :

  • Субъектно-непрагматический (высокий) уровень характеризуется устойчивым проявлением всех показателей позитивного, субъектного, непрагматического отношения к природе.
  •  При социально-потребительском (среднем) уровне проявление показателей является несистематическим.
  • При утилитарном (низком) уровне ценностное отношение к природе является крайне неустойчивым, его показатели проявляются очень редко.

   Как видно  понятие   ценностное  отношение к природе  сложное и включает в себя много аспектов экологической культуры в том числе мораль и нравственность.

Мораль (от лат. “mos”, “moralis” - обычаи, нравы, поведение) - компонент ценностного содержания культурной системы,  мораль является одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. ---нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, то есть  мораль - это то, что на уровне культуры выступает в качестве соответствующего аспекта ценностей. “

   Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами “.

Итак, чтобы ребенок усвоил то отношение к природе о котором мы говорим , нам взрослым надо понять, что  опыт ценностного отношения к природе является одним из основных структурных элементов содержания  всего экологического образования.

Продолжая нашу игру предлагаю всем участникам поделится  на 2 группы которые будут будут играть 2 ролевые позиции:

  • Педагоги, эксперты, специализирующиеся в широкой области знаний – дошкольное воспитание;
  • Родители

Правила работы в группах:

  1. Высказываются любые идеи
  2. Уважайте мнение и личность другого человека.
  3. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит посильный вклад.
  4. Слушать и слышить!
  5. Кратко , четко, аргументировано выражайте свои мысли.
  6. Обсуждайте проблему, а не личность.
  7. Ликвидируются все административные должности в период игры

   Каждой из групп предлагается вопрос, необходимо в течении 6 минут коллективно обдумать его и записать на листке несколько идей, мыслей в общих чертах, нераскрывая их сущность по данному вопросу с позиции своей роли.

После истечении времени вы оглашаете свои идеи и мы записываем их на доске

            Педагогам – Через какие нетрадиционные формы работы можно сформировать ценностное отношение к природе у дошкольников?

           Родителям – Какие семейные традиции помогают  ребенку в усвоении ценностного отношения к природе?

   Есть схожие идеи, есть инновационные, интересные мысли, выберем наиболее интеоресные для обсуждения

На следующем этапе нашей игры я предлагаю каждой команде взять идею другой группы и обдумать как реализовать  данную форму работы на практике учитывая свои ролевые позиции. На обдумывании 5 минут и огласите свои результаты.

Заключение

Мы с вами попытались выделить всего 2 идеи – это крупица, т. к материал обширен, тематика интересная , а дошкольный возраст   является сензитивным к освоению ценностей общества, к субъектно-непрагматическому взаимодействию с природой. Дошкольники характеризуются эмоциональной отзывчивостью на проблемы окружающей природы, любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают  . Чтобы  ценностное отношение к природе у  дошкольников формируется неситуативно, мы должны продолжать работать над этой проблемой.

Призываем всех к реализации данных идей на практике. Спасибо за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....