Организация индивидуально-дифференцированного образования детей дошкольного возраста средствами психолого-медико-педагогического сопровождения.
презентация к уроку по теме
Необходимость материала обусловлена тем, что дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи:
•80 - 90% имеют те или иные отклонения физического здоровья;
•18 - 20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;
•35% детей имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
•более 30% детей 6 - 7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;
•более 70% детей 6 - 7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций)
•примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;
•около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).
В основе большинства дефицитов в развитии у детей с ОНР 6 - 7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_individualno-differentsirovannogo_obrazova.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, ее темпа и выразительности вследствие органического поражения ЦНС. Обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата со стороны заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка. Коррекция психологическая – деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Коррекционно-развивающее обучение – это способ адресной психологической помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья или определенной дисгармонии в развитии требуют особого внимания педагогов. Компенсация нарушения: — возмещение , выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, — перестройка сохранных функций для замещения нарушенных, — приобретение в обучении и воспитании новых способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции. Основные понятия индивидуально-дифференцированного образования
Актуальность ...Работа по подготовке ребенка к школе должна строиться с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 6 - 7 лет, в противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его; "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» (Л.С. Выготский); индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно- значимых функций. (из Письма Минобразования РФ от 17.02.2004г. №14-51-36/13 « Об использовании программ индивидуального развития при подготовке детей к школе»)
Актуальность Необходимость такой работы обусловлена тем, что дети 6-7 лет с общим недоразвитием речи: 80 - 90% имеют те или иные отклонения физического здоровья; 18 - 20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья; 35% детей имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия; более 30% детей 6 - 7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений; более 70% детей 6 - 7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций) примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития; около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети). В основе большинства дефицитов в развитии у детей с ОНР 6 - 7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы.
Основу системы работы определяют следующие принципы:
Цель Создание условий для индивидуально-дифференцированного образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами психолого-медико-педагогического сопровождения как условие успешного обучения в школе.
Задачи Выявить уровень функционального развития каждого ребенка. Разработать индивидуальные программы сопровождения детей в соответствии с факторами риска. Создать индивидуальную образовательную среду, обеспечивающую комплексное развитие каждого ребенка и формирование школьно- значимых функций. Организовать систему мониторинга качества реализации индивидуальной образовательной программы на основе показателей риска.
Основная идея В основу системы работы заложена концепция индивидуального развития дошкольников.
Закон об образовании. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655). Концепция и программа развития ДОУ. Образовательная программа ДОУ. Проект «Психолого-медико-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи в ДОУ». Проект: «Современные ориентиры здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ». Политика качества индивидуально-дифференцированного образования детей определена документами:
Основные этапы работы
I этап Диагностика функционального развития дошкольников и выделение факторов риска.
Модель диагностики функционального развития дошкольников и выделения факторов риска на I этапе:
Индивидуально-дифференцированное образование осуществляется в: .
I I этап Четкое определение целей и задач индивидуальной программы и ее составление.
I II этап Реализация индивидуальных программ, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей каждого ребенка).
1. Направление: Коррекция неспецифических факторов риска, связанных с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья.
Коррекция легкой формы дизартрии. Лечение, консультация психоневролога, массажиста, физиотерапевта. Мимический массаж. Пассивная и активная артикуляционная гимнастика. Специальные дыхательные упражнения. Специальные голосовые упражнения. Игры-инсценировки. Чтение сказок по ролям. Театрализованная деятельность: диалоги с куклой театра. Ритмические движения: отхлопывание и притоптывание, отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. Проговаривание речевого материала в заданном темпе.
Коррекция гипердинамического синдрома Создание положительной мотивации, ситуации успеха. Обучение ребенка релаксации. Коррекция негативных форм поведения посредством: игротерапии, изотерапии, работы с песком, водой, мягкими материалами (глина, пластилин, и др.) Проигрывание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия; Игры, обучающие сотрудничеству. Для подкрепления устных инструкций использование зрительной стимуляции. Организация деятельности, требующей концентрации внимания (например, работа с кубиками , раскрашивание).
Коррекция гиперкинетического расстройства поведения Формирование навыков самоконтроля средствами психогимнастики, игротерапии. Игровые ситуации по завершению задания. Коррекция агрессивности: Работа с бумагой: порвать, или порезать ее на мелкие кусочки; топтать ее ногами, разбрасывать. Главное - убирать за собой ребенок должен сам. Рисование красками на больших листах бумаги. Мажет, рисует, энергично двигая кистью, дает выход своей энергии. Это упражнение называется "беспредметная живопись". Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях: релаксационные, психогимнастические упражнения на мышечное напряжение и расслабление; методы саморегуляции; приемы обретения самоконтроля: знак в кармане, щелчок пальцами и др. Тематическая беседа. Песочная терапия. Сказкотерапия. Работа с мягким материалом: тестом, пластилином, глиной. Использование воды.
Коррекция неврозоподобного синдрома Упражнения на регуляцию тонуса и релаксацию. Коррекция агрессивности.
Коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Использование наглядности: рисунков, картин, карточек, карт, моделирования, что облегчает усвоение информации. Использование в структуре деятельности системы «мелких шагов» для улучшения материала, сочетая его с практической деятельностью. Постепенное введение в деятельность 3-4 постоянных правил. Закрепление материала путем рефлексии (Что запомнилось? О чем расскажешь дома?). Введение в жизнь группы системы ритуалов основанных на четком выполнении режимных моментов (ритуал приветствия, прощания). Музыкотерапия. Музыкальная ритмика (развивает внимание). Релаксация, аутотренинг.
2. Направление: Коррекция специфических факторов риска, связанных с несформированностью познавательных (школьно-значимых) функций.
Обеспечение премственности индивидуальных программ в ДОУ и начального общего образования ( в соответствии со ст. 12 Закона РФ "Об образовании»)
Выявленные показатели качества работы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования
Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....
Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. ОП дошкольной образовательной орг...
содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС
содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС...
Комплексное педагогическое сопровождение организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают творческие сюжетно-ролевые игры, которые создают сами дети. Дошкол...
Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогический консилиум.
Психологическое обследование - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Для получения инф...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...
Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...