Программа управленческих действий по развитию условий здоровьесбережения и физического развития детей.
методическая разработка по теме
Программа предназначена для завучей оздоровительных детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа управленческих действий
на 2012-15 учебные годы
по развитию условий здоровьесбережения и физического развития детей
г. Каменск-Уральский 2012г
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик
Содержание:
1.Паспорт программы
2. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы
3.Социально-педагогический портрет учреждения
4.Материально-техническая база
5. Этапы реализации программы
6.Ожидаемы результаты
7.Мониторинг результативности реализации программы
8.Приложения:
- анализ заболеваемости воспитанников (приложение 1)
-анализ движение по группам здоровья (приложение 2)
-анализ наличия хронических заболеваний (приложение 3)
-анализ наполняемости групп (приложение 4)
-анализ пропусков 1 ребенком по болезни (приложение 5)
-анализ уровня физической подготовленности детей (приложение 6)
-анализ здоровьесберегающих условий (приложение 7)
-анализ предметно-развивающей среды групп и д/с (приложение 8)
-анализ применяемых здоровьесберегающих технологий (приложение 9)
- динамика профессиональной активности личности в коллективе (приложение 10)
-система оздоровления и закаливания детей в д/с (приложение 11)
-модель двигательного режима (приложение 11)
- диагностический инструментарий оценивания ОО «Физическая культура», «Здоровье» (приложение 12)
1.Паспорт программы
Наименование программы | Программа управленческих действий по развитию условий здоровьесбережения и физического развития детей |
Разработчики | Заместитель заведующего по ВМР Шендель Наталия Викторовна |
Нормативно- правовое обеспечение | Закон РФ «Об образовании» - «Типовое положение о ДОУ» -Конвенция о правах ребенка -Концепция дошкольного воспитания -ФГТ - Устав ДОУ |
Цель программы | Совершенствование условий охраны жизни и здоровья детей |
Задачи программы | 1.Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие воспитанников через: -развитие физических качеств -накопление и обогащение двигательного опыта детей -формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании 2.Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через: -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей -воспитание КГН -формирование первичных представлений и здоровом образе жизни 3.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах физического развития и оздоровления детей через: -внедрение новых здоровьесберегающих технологий -обогащение предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие двигательной активности детей в разных видах деятельности -создание условий профессионально-творческого роста 4.Повышение уровня компетенции семьи в вопросах физического развития и здоровьесбережения семей через: -организацию турпоходов и спортивных мероприятий -организацию обучения родителей в различных видах деятельности 5.Развитие форм сотрудничества с социальными институтами микрорайона по пропаганде здорового образа жизни |
Сроки реализации программы: | 2012-2015 учебные годы |
Исполнители Участники | Педагогический коллектив, родители Средняя общеобразовательная школа № 21 Детские сады № 8,15,52,91 |
Планируемый результат | 1.Сохранение и укрепление здоровья детей 2.Снижение уровня заболеваемости воспитанников 3.Повышение уровня развитие физических качеств 4.Обновление содержания и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми 5.Развитие программно-методических, кадровых, материально-технических условий охраны жизни и здоровья детей |
2. Аналитическое и прогностическое обоснование
Анализ внешней ситуации и социального заказа
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребёнка, способной жить в обществе в соответствии с его нормами и правилами общежития, осознавая свое «Я» и обладая способами познания окружающего мира.
Однако кроме переориентации образования, просматриваются и другие особенности, вызванные изменениями современного общества.
Тенденция снижения жизненного уровня, нарушения экологического равновесия порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости здоровье детей значительно ухудшается. По данным МО РФ, 85% воспитанников детских садов и учащихся начальных классов нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Уровень смертности в стране остается на достаточно высоком уровне, что объясняется не только ухудшением экологической ситуации, но и несформированностью у людей потребности в здоровом образе жизни и повышения физических резервов своего организма.
Таким образом, для решения проблем сохранения и укрепления здоровья и обеспечения нормального развития детей, повышения уровня их физической подготовленности и валеологической компетентности, необходимы конкретные меры внедрения средств физической культуры уже в дошкольном возрасте.
3.Социально-педагогический портрет учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 комбинированного вида» ориентировано на создание условий для полноценного развития личности воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, требованиями современного общества.
Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами. Преобладающее большинство педагогов имеют 1 КК, стаж работы более 15 лет. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации. Все это позволяет качественно организовывать воспитательно-образовательный процесс и осваивать новые образовательные технологии.
Таким образом, квалификация педагогических кадров учреждения позволяет решать образовательные задачи на уровне требований современного общества. Педагогами ДОУ ведется активная работа по привлечению родителей к участию в деятельности дошкольного учреждения.
Кроме того, педагогами ведется систематическая работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей: проводятся консультации, родители привлекаются к участию в спортивных мероприятиях детского сада..
Педагоги детского сада является постоянными участниками различных конкурсов проводимых как внутри ДОУ, так и Управлением образования. Наиболее активные педагоги активно осваивают возможности интернета и принимают участие в различных конкурсах, некоторые публикуют свои работы на педагогических сайтах.
4.Материально-техническая база
Детский сад был построен в 1964 году по типовому проекту. Периодически в ДОУ проводится косметический ремонт помещений, систем коммуникаций, что позволяет поддерживать системы жизнеобеспечения МДОУ в режиме функционирования. Готовится открытие 5 группы.
Состояние макросреды
В детском саду имеется музыкально- спортивный зал, для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов, праздников и профилактической работы; физкультурная площадка - для занятий по физкультуре на воздухе, бассейн для обучения детей плаванию, групповые площадки, групповые комнаты, медицинский кабинет.
Состояние микросреды
Предметно-развивающая среда построена с учетом принципа половых и возрастных различий детей и обеспечивает возможность всестороннего развития детей в различных видах деятельности.
В группах созданы зоны основных видов детской деятельности: физического развития, изобразительной деятельности, конструирования, сюжетно-ролевой игры, театра и музыки, экспериментальной деятельности, настольно-дидактических игр, книжный уголок. Зоны носят интегрированный характер, что позволяет варьировать их наполняемость и учитывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В группах большое значение уделяется организации и наполнению двигательного пространства. В каждой группе имеются пособия для развития общей и мелкой моторики, физических качеств, а также формированию и развитию валеологических знаний.
Таким образом, микросреда групп соответствует ФГТ, однако требует регулярного обновления и пополнения.
Программное обеспечение образовательного процесса в части охраны и укрепления здоровья, развития физических качеств дошкольников:
Программы | 2012-13 у.г. | 2013-14 у.г. | 2014-15 у.г. |
составительская программа «Здоровье» (приоритет) | Ст.гр. | ||
Составительская программа «Детский сад- дом здоровья» (апробация) приоритет | Под.гр. | ||
Элементы программы Е.Ю.Александровой «Остров здоровья» | 2 мл, ср, ст, подг. группы | 1 мл, 2 мл, ср, ст, подг. группы |
Анализ деятельности детского сада выявил основные преимущества собственной деятельности:
- реализуется принцип развивающего обучения, целью которого является всестороннее развитие личности ребенка
- соблюдение требований СанПин в части организации образовательного процесса и развивающей среды
- ежегодно педагогический коллектив решает задачи сохранения здоровья и физического
развития детей
- накоплен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических качеств
В ходе анализа был выявлен ряд проблем, требующих дальнейшей работы:
1 .средний уровень оснащения образовательного процесса современными технологиями здоровьесбережения
2. отсутствие педагога-психолога
3.отсутствие системности и целостности внедряемых технологий, слаженности в действиях педагогического коллектива при внедрении инноваций
4. недостаточность материально-технического оснащения образовательного процесса
5.прекращение работы группы закаливания «Босоножки» в виду увольнения специалиста
Все вышесказанное указывает на необходимость выхода детского сада на более высокий уровень работы физкультурно-оздоровительной направленности, усовершенствование развивающей среды и пополнения материально-технической базы, систематизацию имеющегося опыта и представление его на обсуждение педагогического сообщества города.
Анализируя уровень заболеваемости воспитанников, движение по группам здоровья, наличие хронических заболеваний, наполняемость групп, пропуски 1 ребенком по болезни, уровень физической подготовленности детей, характеристику семей, материально-техническую базу д/с выделены основные направления:
Работа с детьми:
1) формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни через пополнение уголков здоровья, организацию зон психологической разгрузки (центр отдыха), проведение НОД с использованием современных ТСО и пр.
2) развитие физических качеств, двигательных умений и навыков через оснащение двигательной среды участков, пополнение уголков физического развития современным оборудованием; введением в расписание НОД дополнительного занятия по обучению плаванию в старшей и подготовительных группах, направленного на закрепление техник плавания (кроль на спине и груди, брасс)
3) развитие компенсаторских функций; повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды через внедрение современных здоровьесберегающих технологий (аромотерапия в период обострения сезонных вирусных заболеваний; растирание тела после сна жесткой рукавицей; внедрение гимнастики для глаз и пр.)
Работа с педагогами:
1)развитие творческого потенциала педагогов через внедрение проектного метода, организацию смотров-конкурсов, проведение различных методических мероприятий с использованием нетрадиционных фор и пр.
2)повышение профессиональной компетентности педагогов через направление на курсы повышения квалификации, разработку программы развития кадрового потенциала ДОУ, аттестацию педагогических кадров, проведение методических мероприятий и стажерских площадок на базе ДОУ и пр.
Работа с родителями
1)пропаганда здорового образа жизни через участие в спортивных мероприятиях (турпоход к скале Мамонт, Кросс наций, Веселые старты, День Нептуна и пр.)
2) информирование о работе д/с через организацию родительских конференций, собраний в рамках реализации данной программы
Взаимодействие с социумом
1)участие в мероприятиях микрорайона (осенний кросс на базе школы № 21, веселые старты совместно с первоклассниками школы № 21, Зарница, Малые Олимпийские игры и пр.)
Содержание Программы развития здоровьесберегающих условий и развития физических качеств воспитанников ДОУ предполагается реализовать в 3 этапа:
1 этап- информационно-аналитический
2 этап- внедренческий
3 этап- контрольно- регулировочный
5. Этапы реализации программы
Этапы | Содержание | Ответственные |
Информационно- аналитический (2012-13 учебный год) | Организационно-содержательная деятельность: - анализ заболеваемости воспитанников (приложение 1) -анализ движение по группам здоровья (приложение 2) -анализ наличия хронических заболеваний (приложение 3) -анализ наполняемости групп (приложение 4) -анализ пропусков 1 ребенком по болезни (приложение 5) -анализ уровня физической подготовленности детей (прил. 6) -анализ здоровьесберегающих условий (приложение 7) -анализ предметно-развивающей среды групп и д/с (прил. 8) -анализ применяемых здоровьесберегающих технологий (прил. 9) Программно-методическое обеспечение: -разработка программы «Детский сад- дом здоровья» -разработка диагностического инструментария оценки результативности программы - разработка диагностического инструментария оценивания ОО «Физическая культура», «Здоровье» -Изучение новых методик и технологий развития детей Работа с кадрами: -Подбор новых более эффективных форм для работы с педагогами | Завуч Заведующий |
Ожидаемые результаты Разработка долгосрочной программы «Детский сад- дом здоровья» | ||
Внедренческий (2013-14 учебный год) | Организационно-содержательная деятельность: -Реализация новых программ и технологий: *тропа здоровья *гимнастика для глаз *элементы танцевально-игровой гимнастика (элементы программы Са-фи-дансе) *составительская Программа сюжетно-ролевых музыкально-ритмических физкультурных занятий для младших дошкольников «Сказочный театр физической культуры» - Апробация программы «Детский сад- дом здоровья» -пополнение предметно-развивающей среды групп и ДОУ Программно-методическое обеспечение: -Разработка критериев эффективности программы развития здоровьесберегающих условий, оценивание эффективности программы Работа с кадрами: -Повышение квалификации педагогов (разработка программы развития кадрового потенциала ДОУ) -Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность | Завуч Заведующий |
Ожидаемые результаты - Апробация программы развития здоровьесберегающих условий. Методические рекомендации по корректировке инновационной модели. Новая модель приобщения к здоровому образу жизни. Перспективное планирование работы с семьей и социальными институтами. Диагностический инструментарий оценки результативности. Повышение квалификации педагогов по направлению физического развития детей дошкольного возраста. | ||
Контрольно-регулировочный (2014-15 учебный год) | Организационно-содержательная деятельность: -Самоанализ инновационной деятельности. -Исследование эффективности инновационной деятельности на основе разработанных критериев. -Обмен инновационным опытом. -Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности. -Трансляция результатов реализации программы «Детский сад- дом здоровья» | Завуч Заведующий |
Ожидаемые результаты -Пакет описаний форм, методов, видов, оценки эффективности инновационной поддержки педагогических работников, методических рекомендаций по совершенствованию взаимодействия и координации деятельности методической службы. -Пакет описаний форм, методов, методических рекомендаций по улучшению физического развития детей дошкольного возраста, конспекты эффективных форм работы с педагогами: круглый стол, семинары, аукцион, КВН, викторины, материалы проведения мониторинга. -Представление опыта работы педагогическому сообществу города (педагогические чтения) |
6.Ожидаемы результаты реализации программы:
У детей:
- Сформированность навыков здорового образа жизни, повышение сопротивляемости организма инфекциям
- Сформированность гигиенической культуры
- Улучшение соматических показателей здоровья
-Улучшение показателей физической подготовленности
У родителей:
-Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья
-Активное участие родителей в жизнедеятельности МДОУ
- создание положительного имиджа Детского сада
У педагогов:
1.Повышение профессионального уровня
2.Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми
3.Сформированность системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни
7.Мониторинг результативности реализации программы
Задача | Организационно-содержательная деятельность | Планируемый результат | сроки |
Выявить степень эффективности реализации программы | Выявить функциональность программы развития здоровьесберегающих условий и физических качеств детей: -системность и целостность программы -действенность разработанной программы -динамика достижений: дети а)движение по группам здоровья, динамика заболеваемости, наполняемости групп и пр. б)динамика сформированности физических качеств педагоги а)динамика уровня профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения и развития физических качеств воспитанников б) мониторинг освоения новых здоровьесберегающих технологий в) динамика развития предметно-развивающей среды групп, участков, зала г) динамика профессиональной активности личности в коллективе (прил. 10) социум а) реализация плана совместных мероприятий | 1)совершенствование условий охраны жизни и здоровья детей 2)снижение уровня заболеваемости воспитанников 3)повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения. |
2014-15 уч.год Май Май Май Декабрь Окт/май Май Дек/май Май Май Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Программа саморазвития по проблемам здоровьесбережения и физического развития дошкольников
Программа саморазвития...
Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...
Городское методическое объединение, секция "Физическое развитие и здоровьесбережение". "Презентация центров физической активности в группах"
quot;Презентация центров физической активности в группах"...
Статья "Создание условий для физического развития и здоровьесбережения воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях"
Статья содержит рекомендации по созданию условий для физического развития и здоровьесбьережения в детском саду на примере дошкольных образовательных организаций Курортного района Санкт-Петербурга....
Презентация: Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.
В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остается приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудш...