Статья "Создание условий для физического развития и здоровьесбережения воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях"
статья по физкультуре
Статья содержит рекомендации по созданию условий для физического развития и здоровьесбьережения в детском саду на примере дошкольных образовательных организаций Курортного района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для физического развития и здоровьесбережения воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях.
(из опыта работы детских садов Курортного района Санкт-Петербурга)
Наталья Николаевна Привалова,
методист ГБУ ДППО ИМЦ Курортного района Санкт-Петербурга,
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, предопределил вектор развития дошкольных образовательных организаций. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Физическое развитие личности детей - одна из пяти основных образовательных областей, которая включает:
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Стандарт дошкольного образования не случайно называют стандартом условий, так как он не предполагает аттестации воспитанников, в том числе деление на уровни развития, а предполагает учет индивидуальной линии развития ребенка-дошкольника.
Создание условий здоровьесбережения в соответствии со стандартом дошкольного образования – задача для всех дошкольных учреждений Курортного района Санкт-Петербурга.
В нашем районе 16 дошкольных образовательных организаций (включая одно дошкольное отделение), в которых воспитывается более 3500 тысяч детей. Все дошкольные учреждения обладают потенциалом для полноценного физического развития детей и здоровьесбережения. Все учреждения имеют физкультурные залы, большие прогулочные площадки, спортивные площадки, в 5 детских садах функционируют бассейны, созданы хорошие кадровые условия.
Не являясь по своим функциям лечебными учреждениями, детские сады продолжают полноценную профилактическую работу по оздоровлению воспитанников.
При проектировании здоровьесберегающей среды дошкольных образовательных учреждений учтены нормы СанПиН 2.4.1.3049-13.
Большое распространение среди дошкольных учреждений получило использование здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
В работе ДО используются различные виды здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (стрейтчинг, релаксация, спортивные игры, различные виды гимнастик);
- технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, беседы, игры валеологического содержания, проекты);
- коррекционные технологии (психогимнастика, элементы арт-терапии, логоритмика, логопедический массаж, лечебная физкультура и др.)
Детские сады района работают по разным направлениям здоровьесбережения, находя новые подходы к реализации ФГОС ДО.
Взаимодействию с родителями воспитанников в новых условиях посвящены работы детских садов №29, 19, 25. Коллектив ГБДОУ детский сад № 30 разработал и внедрил Технологию приобщения дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики при взаимодействии детского сада и семьи.
Над внедрением спортивного плавания, технологий оздоровления в воде для малышей «Мама плюс ребенок», гидрокинезотерапии, нетрадиционных занятий в воде работают детские сады №13, 17, 27.
Над индивидуализацией образования, инклюзией работают специалисты ДОУ №17. Ими созданы индивидуальные программы развития детей с ОВЗ (дети с синдромом Дауна, ДЦП и специальными образовательными потребностями).
Большинство детских садов района имеют в своем составе группы для детей с ОВЗ (тяжелым нарушением речи). Над проблемой создания условий развития данной группы детей, использованием новых коррекционных технологий работают учителя-логопеды ДОУ №14,22, 28,17.
Детские сады района, имея свою неповторимую специфику, объединены общими целями и задачами федеральным государственным стандартом и представляют собой единое сообщество педагогов.
Педагоги районных детских садов – постоянные участники ежегодной городской конференции академии последипломного педагогического образования Санкт-Петербурга по здоровьесбережению, на представляли свой опыт работы.
С 2015 года в районе работает Творческая группа инструкторов по физической культуре детских садов. Творческая группа – это добровольное профессиональное объединение педагогов ДОУ Курортного района Санкт-Петербурга, заинтересованных во взаимном творчестве, коллективном сотрудничестве по изучению, разработке, обобщению материалов заявленной тематики с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой проблемы.
Творческая группа создана и осуществляет свою деятельность в рамках работы районного методического центра Курортного района. Работа в группе включает следующие направления деятельности:
- разработка районных мероприятий по выявлению и диссеминации передового педагогического опыта и новых технологий в сфере физической культуры;
- организация районных спортивных конкурсов и соревнований для дошкольников среди ДОУ района.
- создание нового продукта (например, положения о проведении соревнований, конкурсов; методическая разработка.)
Ежегодно проводятся соревнования для детей и педагогов «Веселые старты», «Районные соревнования по плаванию для воспитанников подготовительных групп», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Будь здоров, педагог», конкурс коллажей педагогов «Здоровье в твоих руках».
В 2015-2020 годах проведены научно-практические и проблемные семинары, мастер-классы и консультации-практикумы для воспитателей и специалистов детских садов по темам: «Развитие личности ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ», «Здоровьесберегающая среда ДОУ», «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, как одна из задач ФГОС ДО», «Организация коррекционно-развивающей работы на занятиях по физической культуре с дошкольниками».
Инструктора ФИЗО ежегодно принимают участие в районном и городском этапе конкурса педагогических достижений по физической культуре и спорту в Санкт-Петербурге, городских соревнованиях по плаванию. Педагоги ДОУ района - участники районного и городского этапов конкурса «Педагог здоровья».
Дошкольные учреждения района обеспечивают охрану здоровья и физическое развитие воспитанников, готовы развиваться и решать задачи в области здоровьесбережения.
Общие задачи развития системы дошкольных учреждений района в перспективе:
1. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями среди детей младшего дошкольного возраста.
2. Выработка единых подходов к реализации здоровьесберегающего направления работы ДОУ (программы развития ДОУ, основные образовательные программы).
3. Разработка адаптированных образовательных программ и программ включающих инклюзивное образование детей с ОВЗ.
4. Создание единой системы преемственности детский сад - начальная школа по решению задач здоровьесбережения. (Разработка совместных проектов)
5. Диссеминация положительного опыта на городском уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ
Актуальность Развитие личности ребенка требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...
Авторская программа «Система физического развития в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения»
Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности ...
Консультация для воспитателей "Здоровьесбережение детей дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС"
Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников....
Презентация "Взаимодействие с семьёй как условие формирования физической культуры и здоровьесбережения в соответствии с ФГОС"
Взаимодействие с семьёй как условие формирования физической культуры и здоровьесбережения в соответствии с ФГОС...
Создание условий для физического развития воспитанников ДОО
Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации направления "Физическое развитие"...
Физическое развитии дошкольников при взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям в физическом воспитании детей. Воспитание здорового ребенка является основной...
Консультация для воспитателей на тему: «Технологии по здоровьесбережению воспитанников в дошкольном учреждении»
Консультация для воспитателей на тему:«Технологии по здоровьесбережению воспитанниковв дошкольном учреждении»...