Формы взаимодействия педагога с семьей (консультация для педагогов)
консультация по теме
Традиционные и нетрадиционные формы взаимдействия педагога ссемьей, организация взаимдействия, дифференцированный подход в работе с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_pedagoga_s_semey.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия педагога с семьей
(консультация для педагогов)
(педагог – психолог I квалификационной категории Радионова Е.И.,
МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»
г. Биробиджан).
Аннотация: формы и виды взаимодействия педагога с семьей,
Ключевые слова: организация взаимодействия, традиционные и нетрадиционные формы работы, дифференцированный подход.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия педагога с семьёй:
- установление доверительных отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической, определённым образом организованной деятельности.
Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребёнка, но и группы в целом. Педагоги и родители, как партнёры должны дополнять друг друга. Отношения партнёрства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
-изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей.
-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка и детей группы;
-составление программы совместных действий педагога и родителей;
-анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями.
- Традиционные: родительские собрания, родительские конференции (цель: обмен опытом семейного воспитания), круглые столы (по проблемам интеллектуального развития дошкольников). Широко применяются консультации, беседы с родителями, наглядная пропаганда.
- Нетрадиционные. На них хочется остановиться поподробнее.
1.Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, посещение семей воспитанников. Сюда входит «Родительская почта» и «Телефон доверия». Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность с помощью почты обратиться за помощью к конкретному педагогу, специалисту. Телефон доверия помогает анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.
2.Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные досуги, праздники, выставки, спортивные развлечения, семейные клубы, совместные походы.
3.Познавательные. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это - семинары-практикумы. На них можно обучить родителей практическим методам при воспитании ребёнка (как читать книгу, как готовить руку ребёнка к письму).
-педагогический брифинг – встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Брифинг позволяет максимально активизировать родителей. Две команды: одна задаёт вопросы, другая – отвечает. Или: организатор задаёт вопросы, а родители отвечают на них.
-дискуссия – разговор-спор по одной из главных проблем на данный момент.
-семейные клубы, где родителей объединяет общая проблема совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку.
-деловые игры – это простор для творчества. Они максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически правильных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
-вечера вопросов и ответов – концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в заинтересованное обсуждение.
-педагогическая гостиная;
-викторина;
-КВН;
-педагогический калейдоскоп;
-клуб знатоков;
-пресс-конференция;
-Поле чудес;
-Звёздный час;
4.Наглядно- информационные. Цель: ознакомление родителей с роботойДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Сюда можно отнести дни или недели открытых дверей, открытый просмотр занятий, различных видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, проведение устных журналов.
5.Контрольно-оценочные. Цель: оценивание результатов работы педагогов с родителями. К ним относятся: опрос, книга отзывов, оценочный лист, экспесс-диагностика, самооанализ педагогов.
Использование дифференцированного подхода к родителям и нетрадиционных форм работы достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются их педагогические знания, создаётся атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми. Происходит обмен передовым опытом семейного воспитания, создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Тематический портфельчик как инновационная форма взаимодействия ДОО и семьи"
Обмен опытом по использованию современных форм взаимодействия с родителями - тематический портфельчик....
Консультация-практикум для педагогов : "Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей"
Наш семинар-практикум посвящен вопросу взаимодействия семьи и ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых дл...
Консультация для педагогов МДОУ "Формы взаимодействия ДОУ с семьей"
Консультация для педагогов МДОУ "Формы взаимодействия ДОУ с семьей"...
"Взаимодействие ДОУ и семьи" Консультация для педагогов
Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОУ и семьи"...
Консультация для педагогов «Формы взаимодействия ДОО и семьи: традиционные, не традиционные в соответствие с ФГОС ДО»
Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об у...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов на тему: Консультация для педагогов Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...