Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
методическая разработка на тему
Разработанная нами «Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара», которая, на наш взгляд, в полной мере отражает современные требования к системе оценки качества образовательных услуг в ДОУ, будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
На основе данной модели был разработан алгоритм введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, в форме Дорожной карты.
Таким образом, система оценки качества образовательных услуг в ДОУ, введённая с помощью данного алгоритма позволит:
1). Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;
2). Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;
3). Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ | 370.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара
Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
Разработчик:
Грегер Татьяна Георговна
Сыктывкар, 2013
I. Теоретические основы системы оценки качества образования в ДОУ
II. Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образовательных услуг на примере МАДОУ "ЦРР - д/сад № 116" г.Сыктывкара
III. Методические рекомендации по введению системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Проблема качества образования в Российской Федерации всегда была в центре внимания не только педагогики, но и управленческих структур различного уровня. В научно - практических разработках последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария тестирования и обработки результатов на основе современных теорий педагогических измерений. Кроме того, развитие вариативности образования при сохранении образовательного пространства требует разработки и внедрения механизмов реального влияния на качество образования. В свою очередь, повышение эффективности управления требует своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования [7].
Однако система оценки качества дошкольного образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества дошкольного образования и подходов к его измерению. Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Задачи исследования:
1). Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в МАДОУ «ЦРР – детский сад № 116» г.Сыктывкара.
2). Подготовка методических рекомендаций по введению системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ. Практическая значимость исследования видится в возможности использования разработанного алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в практике любого дошкольного образовательного учреждения.
I. Теоретические основы системы оценки качества образования в ДОУ
Управление качеством образования – одна из актуальнейших проблем современного общества. Так как качество образования сопряжено с грамотным управлением образовательными процессами. Качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, всегда зависит от профессиональной компе-
тентности руководителя и способности его проектировать систему управления.
Управление качеством образования предусматривает целенаправленное «воздействие на процесс, его корректировку с целью получения результата с заданными, программируемыми свойствами, характеристиками, параметрами. В силу этого его можно считать активным способом воздействия на качество». По этому же признаку такое управление рассматривается как управление через результаты (Н.И. Булынский, В.П.Панасюк, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.) [10].
Управление качеством образования ориентировано как на запросы и ожидания потребителя, так и на запросы и интересы самого образовательного учреждения. Потребителем по отношению к учреждению образования являются его воспитанники, их родители, учреждения, находящиеся на более высоких уровнях образовательной системы, общество в целом. Образовательное учреждение стремится удовлетворять запросы и ожидания своих потребителей, не выходя за границы оптимальных затрат. А это связано с оптимальным использованием всей совокупности ресурсов, которыми оно обладает [11, с.87] .
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что детский сад — это начальное звено в системе непрерывного образования которое обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности. Поэтому важно, чтобы в новых экономических условиях каждый ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение, а оно обеспечивало качество образовательных услуг, подготавливая ребенка к переходу на новую ступень образования — в школу [13].
Качество дошкольного образования — это такая совокупность его свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду [11, с.34 - 35].
Итак, качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющуюся в гарантировании им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общества, детей и их родителей) и соответствует государственным нормативам.
Таким образом, сущность качества дошкольного образования проявляется в следующих трех позициях:
- уровень достижения дошкольным образованием поставленных целей;
- соответствие этого уровня установленным нормативам;
- степень удовлетворения запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией.
Качество дошкольного образования должно рассматриваться как комплексная характеристика, выражающая степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту (требованиям к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения).
2. Предлагаемые в данном исследовании параметры, характеризующие качество дошкольного образования, представляют собой систему, или совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство:
1 группа.
Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
2 группа.
Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
3 группа.
Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
3. Основным механизмом является измерение параметров, характеризующих качество дошкольного образования, по степени их соответствия требованиям нормативных документов (шкалирование).
4. Параметры, характеризующие качество дошкольного образования, должны являться основаниями контроля и оценки на всех уровнях управления в целях:
- осуществления единого подхода к пониманию качества дошкольного образования;
- обеспечения согласованности деятельности и действий всех элементов системы образования, направленных на реализацию права граждан РФ на получение качественного дошкольного образования.
В следующей части мы подробно представим Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образовательных услуг на примере МАДОУ "ЦРР - д/сад № 116" г.Сыктывкара.
II. Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образовательных услуг на примере МАДОУ "ЦРР - д/сад № 116" г.Сыктывкара
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара открыто в 1990 году на 330 мест в новом типовом 2-х этажном здании. Учредителем является Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар». В 2002 году дошкольное образовательное учреждение аттестовано и аккредитовано на первую категорию и преобразовано в новый вид учреждения, как Центр развития ребёнка. С 2004 года учреждение работает в условиях финансовой и хозяйственной самос-тоятельности. С 2008 года преобразовано в Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Краткое наименование: МАДОУ «ЦРР-д/сад № 116» г.Сыктывкара. С 1995 г. учреждение является базовым детским садом по художественно – эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. С 2009 года МАДОУ "ЦРР - д/сад № 116" г.Сыктывкара является Ресурсным центром г. Сыктывкара по художественно - эстетическому направлению воспитания и развития детей дошкольного возраста. В 2009 году по предложению Администрации МО ГО «Сыктывкара» МАДОУ «ЦРР- д/сад №116» внесён в федеральный реестр: «Всероссийской книги почёта» свидетельство № 0003524 участника Федерального реестра.
В детском саду воспитывается 315 детей. Функционирует 13 возрастных групп от полутора до семи лет. Для реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с целью создания оптимальных условий для педагогического и коррекционного процесса в детском саду функционируют: методический кабинет, физкультурный зал, студия изобразительной деятельности, музыкальный зал, театральная студия, костюмерная, планетарий, музей интерьера Коми избы, кабинет педагога – психолога и логопеда, медицинский кабинет. Своей деятельностью МАДОУ "ЦРР - д/сад № 116" г.Сыктывкара обеспечивает достижение основной цели: создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Основными задачами деятельности МАДОУ "ЦРР - д/сад № 116" г.Сыктывкара являются:
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- Обеспечение познавательно - речевого, социально - личностного, художественно - эстетического и физического развития воспитанников;
- Воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
- Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
В соответствии с главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования - обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного - МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г.Сыктывкара реализует Основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям:
- Познавательно – речевому;
- Художественно – эстетическому.
В процессе анализа существующей системы оценки качества образовательных услуг мы пришли к пониманию необходимости создания новой внутриучрежденческой системы оценки качества образования, основанной на определении соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что необходимо.
Во внутриучрежденческой системе оценки качества образовательных услуг оценивается три группы параметров:
1 группа. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов.
2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов.
3 группа. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Измерение параметров 1 группы, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов производится с использованием балльной шкалы. Данную модель можно назвать матричной, так как в ней присутствует как словесная форма, так и числовое выражение результата:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла;
- частичное соответствие – 2 балла;
- несоответствие – 1 балл;
- или отсутствие – 0 баллов.
Из результатов по 10-ти параметрам выводится «Общий итог» по формуле: Сумма баллов по 10 параметрам
10
Значение полученного результата:
Ниже или равно 1,0 балла – разработанная и реализуемая ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования не соответствует требованиям нормативных документов;
От 1,1 до 2,0 баллов – разработанная и реализуемая ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует частично требованиям нормативных документов;
От 2,1 до 3,0 баллов – разработанная и реализуемая ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует требованиям нормативных документов.
Измерение параметров 2 группы, характеризующих соответствие условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов производится также с использованием балльной шкалы. В данной модели присутствует как словесная форма, так и числовое выражение результата:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла;
- частичное соответствие – 2 балла;
- несоответствие – 1 балл;
- или отсутствие – 0 баллов.
Из результатов по 7-ми параметрам выводится «Общий итог» по формуле: Сумма баллов по 7 параметрам
7
Значение полученного результата:
Ниже или равно 1,0 баллов – условия реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования не соответствуют требованиям нормативных документов;
От 1,1 до 2,0 баллов – условия реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют частично требованиям нормативных документов;
От 2,1 до 3,0 баллов – условия реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют требованиям нормативных документов.
Измерение параметров 3 группы, характеризующих соответствие результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, производится также с использованием балльной шкалы. В данной модели присутствует числовое выражение результата:
- Низший уровень – 0 баллов;
- Низкий - 1 балл;
- Средний - 2 балла;
- Высокий - 3 балла.
Из результатов по 3-м параметрам выводится «Общий итог» по формуле: Сумма баллов по 3 параметрам
3
Значение полученного результата:
Ниже или равно 1,0 баллов – результаты освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования не соответствуют требованиям нормативных документов;
От 1,1 до 2,0 баллов – результаты освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют частично требованиям нормативных документов;
От 2,1 до 3,0 баллов – результаты освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют требованиям нормативных документов.
Уровень оценки качества образовательных услуг в ДОУ определяется по формуле: I. + II. + III.
3
Значения общего итога:
Высокий уровень оценки качества образовательных услуг в ДОУ – 3,0 – 2,4 балла («отлично»);
Средний уровень оценки качества образовательных услуг в ДОУ – 2,3 – 1,6 балла («хорошо»);
Низкий уровень оценки качества образовательных услуг в ДОУ – 1,5 – 0,8 баллов («удовлетворительно»);
Низший уровень оценки качества образовательных услуг в ДОУ – 0,7 – 0,0 баллов («неудовлетворительно»).
Ниже представлена «Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара», которая, на наш взгляд, в полной мере отражает современные требования к системе оценки качества образовательных услуг в ДОУ. Данная модель системы оценки качества будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара
I. Соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов:
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования | Оценка | Средний балл | ||
1. Направленность ООПДО на: |
| |||
1.1. формирование общей культуры; | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
1.2. развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; | ||||
1.3. формирование предпосылок учебной деятельности; | ||||
1.4. сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; | ||||
1.5. обеспечение социальной успешности детей. | ||||
2. Соответствие ООПДО принципам, подходам и критериям: |
| |||
2.1. возрастной адекватности; | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
2.2. развивающего образования; | ||||
2.3. научной обоснованности и практической применимости; | ||||
2.4. полноты, необходимости и достаточности; | ||||
2.5. единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; | ||||
2.6. комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию; | ||||
2.7. интеграции образовательных областей. | ||||
3. Отражение в ООПДО основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе: |
| |||
3.1. ведущей деятельности возраста (игровой); | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
3.2. организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения (восприятия) художественной литературы); | ||||
3.3. субъект - субъектного взаимодействия (сотрудничества) взрослого и детей; | ||||
3.4. возможности учета потребностей и интересов детей; | ||||
3.5. отсутствие других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.); | ||||
4. Соответствие предлагаемых в ООПДО форм работы с детьми: |
| |||
4.1. принципу возрастной адекватности; | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
4.2. субъект - субъектной модели организации образовательного процесса. | ||||
5. Использование для разработки ООПДО примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования)[1]. | - да – 3 балла; - нет – 0 баллов. | |||
6. Соответствие общего объема ООПДО: |
| |||
6.1. требованиям к общему времени реализации основной общеобразовательной программы; | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
6.2. виду образовательного учреждения, в том числе и имеющимся приоритетным направлениям деятельности; | ||||
6.3. режиму пребывания детей. | ||||
7. Соответствие обязательной части ООПДО требованиям: |
| |||
7.1. к объему обязательной части основной общеобразовательной программы; | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
7.2. к содержанию обязательной части основной общеобразовательной программы, в том числе обеспечение реализации всех направлений развития по обязательным образовательным областям; | ||||
8. Соответствие части ООПДО, формируемой участниками образовательного процесса, требованиям: |
| |||
8.1. к объему части, формируемой участниками образовательного процесса (от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей); | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
8.2. к содержанию части, формируемой участниками образовательного процесса, в том числе отражение специфики условий осуществления образовательного процесса и (или) приоритетных направлений деятельности (не более 20% общего объема Программы). | ||||
9. Соответствие требованиям действующих нормативных правовых документов, предъявляемым к следующим разделам ООПДО: |
| |||
9.1. Пояснительная записка; | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
9.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; | ||||
9.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"; | ||||
9.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | ||||
9.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. | ||||
10. Взаимосвязь разделов ООПДО (отсутствие противоречий в содержании, целостность ООПДО). | - соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла; - частичное соответствие – 2 балла; - несоответствие – 1 балл; - отсутствие – 0 баллов. | |||
Итог: |
|
Ниже или равно 1,0 баллов – разработанная и реализуемая ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования не соответствует требованиям нормативных документов;
От 1,1 до 2,0 баллов – разработанная и реализуемая ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует частично требованиям нормативных документов;
От 2,1 до 3,0 баллов – разработанная и реализуемая ДОУ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования соответствует требованиям нормативных документов.
II. Соответствие условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов:
Ниже или равно 1,0 баллов – условия реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования не соответствуют требованиям нормативных документов;
От 1,1 до 2,0 баллов – условия реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют частично требованиям нормативных документов;
От 2,1 до 3,0 баллов – условия реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют требованиям нормативных документов.
III. Соответствие результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемым результатам:
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования | Оценка | Средний балл | ||
1. Уровень и качество подготовки воспитанников |
| |||
|
| |||
| Низший уровень сформированности интегративного качества (НН) – 0,0 – 0,6 балов; Низкий уровень сформированности интегративного качества (Н) – 0,7 – 1,4 балл; Средний уровень сформированности интегративного качества (С) – 1,5 – 2,2 балла; Высокий уровень сформированности интегративного качества (В) 2,3 – 3,0 баллов. | |||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| Готовность выпускников соответствует оптимальному уровню – 75 - 100% выпускников готовы (I уровень готовности) к школьному обучению – 3 балла; Готовность выпускников соответствует допустимому уровню –75 - 100% выпускников готовы и условно готовы (I и II уровни готовности) к школьному обучению – 2 балла; | |||
| 75-100 % детей успевают в школе на оптимальном уровне (2,4 – 3,0 балла) – 3 балла; 75-100 % детей успевают в школе на оптимальном и допустимом уровне (1,7 – 2,3 балла) – 2 балла; Менее 75% детей успевают в школе на оптимальном и допустимом уровне (1,0 – 1,6 балла) – 1 балл; Наличие детей с низким (критическим) уровнем успеваемости – 0 баллов | |||
2. Качество здоровья детей |
| |||
2.1. Физическое здоровье (Отсутствие отрицательной динамики в здоровье ребенка; Отсутствие травмы; Среднегородские показатели заболеваемости) | Отсутствие отрицательной динамики здоровья ребенка, отсутствие заболеваемости. Индекс здоровья на уровне или выше среднегородского показателя. Отсутствие травмы – 3 балла; Отсутствие отрицательной динамики здоровья ребенка, заболеваемость на уровне или ниже среднегородских показателей. Отсутствие травмы – 2 балла; Отсутствие отрицательной динамики здоровья у 100% детей, заболеваемость выше среднегородских показателей. Отсутствие травмы – 1 балл; Наличие отрицательной динамики здоровья. Наличие травмы – 0 баллов | |||
2.2. Психологическое здоровье | Оптимальный уровень (2,4-3,0 балла) – 3 балла; Допустимый уровень (1,7-2,3 балла) – 2 балла; Критический уровень (менее 1,7 баллов) – 1 балл | |||
3. Развитие физических качеств и подготовленности детей |
| |||
3.1. Качественные стороны двигательных возможностей ребенка | Оптимальный уровень развития физических качеств (2,4-3,0 балла) – 3 балла; Допустимый уровень развития физических качеств (1,7-2,3 балла) – 2 балла; Критический уровень развития физических качеств (менее 1,7 баллов) – 1 балл | |||
3.2. Темпы прироста физических качеств (Соответствие нормативу по В.И.Усакову) | Прирост физических качеств 10 % и выше – 3 балла; Прирост физических качеств на 8-9% – 2 балла; Прирост физических качеств на 1-8 % – 1 балл; Отсутствие прироста физических качеств – 0 баллов | |||
Итого |
|
Ниже или равно 1,0 баллов – результаты освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования не соответствуют требованиям нормативных документов;
От 1,1 до 2,0 баллов – результаты освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют частично требованиям нормативных документов;
От 2,1 до 3,0 баллов – результаты освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют требованиям нормативных документов.
III. Методические рекомендации по введению системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
Система оценки качества дошкольного образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества дошкольного образования и подходов к его измерению. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года озвучена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].
Реализация этой цели предполагает решение одной из приоритетных задач - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования, механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования [1].
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации [4].
При этом одной из задач Федеральной целевой программы развития образования является задача развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Цели и задачи Федеральной целевой программы развития образования, учитывая сроки ее реализации (2011 - 2015 годы), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р [4].
Таким образом, проблемы качества дошкольного образования остаются проблемой номер один в исследованиях.
Нами была разработана Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара, в которой оценка качества образовательных услуг в ДОУ включает оценку качества разработки и реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценку качества условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценку качества результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Целью СОКОУ является получение объективной информации о степени соответствия разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов, степени соответствия условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов и степени соответствия результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемым результатам, для управленческих решений по совершенствованию функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения.
На основе представленной в предыдущей главе Модели системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара нами был разработан алгоритм введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, в форме Дорожной карты.
Дорожная карта по введению системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
Шаг 1. Создание педагогического актива ДОУ для разработки внутриучрежденческой системы оценки качества образовательных услуг ДОУ; Шаг 2. Определение групп параметров и индикаторов СОКО ДОУ;
Шаг 3. Освоение организационно-технологических схем сбора, обработки и анализа данных;
Шаг 4. Организация процедуры проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ; Шаг 5. Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ; Шаг 6. Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ.
Реализация шага №1 Дорожной карты по введению СОКО в ДОУ
Создание педагогического актива ДОУ для разработки внутриучрежденческой системы оценки качества образовательных услуг ДОУ
№ п/п | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Создание Педагогического актива ДОУ по разработке и введению системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, с целью: - разработки и введения нормативного и методического сопровождения СОКОУ ДОУ; - координации действий педагогического коллектива по разработке СОКОУ в ДОУ; - осуществления информационного, методического, экспертного сопровождения процесса; - рассмотрения предложений по разработке СОКОУ, определения перечня показателей и индикаторов СОКОУ ДОУ; - стимулирования деятельности работников, определения формы поощрения работников. | октябрь 2011 | Директор МАДОУ |
2. | Организация изучения ФГТ к структуре и условиям реализации ООПДО членами педагогического актива и педагогическим коллективом. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГТ. | постоянно | Заместитель директора по УВР, члены педактива, руководители МО |
3. | Мониторинг уровня готовности ДОУ к введению СОКО: - определение необходимого методического и материально – технического обеспечения процедуры оценки качества. | октябрь 2011 | Директор ДОУ, заместитель директора по УВР |
4. | Прохождение повышения квалификации членов педактива на курсах КРИРО и ПК, стажировочных площадках и заседаниях Ресурсных центров. | в течение года | Директор ДОУ, заместитель директора по УВР |
5. | Утверждение плана работы по разработке и введению системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ. | октябрь 2011 | Директор ДОУ |
Реализация шага №2 Дорожной карты по введению СОКО в ДОУ
Определение групп параметров и индикаторов СОКО ДОУ
№ п/п. | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Определение параметров 1 группы, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; | ноябрь 2011 | Старший воспитатель, педактив |
2. | Определение параметров 2 группы, характеризующих соответствие условий реализации Основной общеобразователь-ной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; | ноябрь 2011 | Директор, члены административного совета ДОУ |
3. | Определение параметров 3 группы, характеризующих соответствие результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | ноябрь 2011 | Заместитель директора по УВР, руководители МО |
4. | Выбор способа измерения параметров 1 группы, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; определение индикаторов; | ноябрь 2011 | Старший воспитатель, педактив |
5. | Выбор способа измерения параметров 2 группы, характеризующих соответствие условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям действующих нормативных правовых документов; определение индикаторов | ноябрь 2011 | Директор, члены административного совета ДОУ |
6. | Разработка процедуры мониторинга результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | декабрь 2011 | Заместитель директора по УВР, руководители МО |
7. | Приведение нормативной базы ДОУ в соответствие с новой внутриучрежденческой СОКО; | до июня 2012 | Директор ДОУ, заместитель директора по УВР |
8. | Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения СОКО в ДОУ; | декабрь 2011 | Заместитель директора по УВР |
Реализация шага №3 Дорожной карты по введению СОКО в ДОУ
Освоение организационно-технологических схем сбора, обработки и анализа данных
№ п/п. | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Освоение процедуры измерения степени соответствия требованиям нормативных правовых документов параметров 1 группы, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | Декабрь 2011 – март 2012 | Старший воспитатель, педактив |
2. | Освоение процедуры измерения степени соответствия требованиям нормативных правовых документов параметров 2 группы, характеризующих соответствие условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | Декабрь 2011 – март 2012 | Директор, члены административного совета ДОУ |
3. | Изучение процедуры мониторинга результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | Декабрь 2011 – март 2012 | Заместитель директора по УВР, руководители МО |
4. | Подготовка технологических карт, схем, таблиц, диаграмм для проведения СОКО в ДОУ; | Март 2012 | Заместитель директора по УВР, педактив |
Реализация шага №4 Дорожной карты по введению СОКО в ДОУ
Организация процедуры проведения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ
№ п/п. | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Издание Приказа о проведении оценки качества образовательных услуг в ДОУ (назначение ответственных лиц, установление сроков); | март 2012 | Директор ДОУ |
2. | Выявление степени соответствия требованиям нормативных правовых документов параметров 1 группы, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГТ; Сбор и обработка данных; | Апрель 2012 | Старший воспитатель, педактив |
3. | Выявление степени соответствия требованиям нормативных правовых документов параметров 2 группы, характеризующих соответствие условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГТ; Сбор и обработка данных; | Апрель 2012 | Директор, члены административного совета ДОУ |
4. | Проведение мониторинга результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; Сбор и обработка данных; | Апрель 2012 | Заместитель директора по УВР, руководители МО |
Реализация шага №5 Дорожной карты по введению СОКО в ДОУ
Анализ результатов оценки качества образовательных услуг в ДОУ
№ п/п. | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов разработанной и реализуемой ДОУ Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | май 2012 | Старший воспитатель |
2. | Определение слабых сторон ООПДО и установление способов исправления содержания программы; | май 2012 | Педагогический совет ДОУ |
3. | Анализ степени соответствия требованиям нормативных правовых документов условий реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | май 2012 | Директор ДОУ |
4. | Определение недостатков в условиях реализации ООПДО и установление путей решения проблем; | май 2012 | Педагогический совет ДОУ |
5. | Анализ результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования; | май 2012 | Заместитель директора по УВР |
6. | Установление причин низких результатов освоения ООПДО воспитанниками; | май 2012 | Педагогический совет ДОУ |
7. | Определение общего итога оценки качества образовательных услуг в ДОУ. | май 2012 | Директор ДОУ, административный совет |
Реализация шага №6 Дорожной карты по введению СОКО в ДОУ
Принятие управленческих решений по результатам проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ
№ п/п. | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Издание приказа об итогах проведения оценки качества образовательных услуг в ДОУ; назначение ответственных; определение сроков исполнения; | Май 2012 | Директор ДОУ |
2. | Составление Плана улучшения условий реализации ООПДО на следующий учебный год; | Июнь 2012 | Директор ДОУ, административный совет |
3. | Включение мероприятий по улучшению условий реализации ООПДО в Годовой план работы учреждения на следующий учебный год; | Июнь 2012 | Заместитель директора по УВР |
4. | Совершенствование Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ; | Июнь – август 2012 | Старший воспитатель, педактив |
5. | Поощрение педагогов, чьи воспитанники показали лучшие результаты освоения ООПДО. | Май 2012 | Педагогический совет |
6. | Совершенствование СОКО ДОУ. | Сентябрь 2012 | Заместитель директора по УВР, педактив |
Итак, система оценки качества образовательных услуг в ДОУ, введённая с помощью данного алгоритма позволит:
1). Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;
2). Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;
3). Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная нами «Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара», которая, на наш взгляд, в полной мере отражает современные требования к системе оценки качества образовательных услуг в ДОУ, будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
На основе данной модели был разработан алгоритм введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, в форме Дорожной карты.
Таким образом, система оценки качества образовательных услуг в ДОУ, введённая с помощью данного алгоритма позволит:
1). Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;
2). Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;
3). Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.
Список литературы:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru
- Концепция общероссийской системы оценки качества образования. Версия 02.02.08. Вторая редакция: проект. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lko.metodcenter.edusite.ru
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=22&r=17&s=585
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р [текст].
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Концепция модернизации образования до 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emf.sar.ru
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.r/dok
- Федина, Н.В. Концепция качества дошкольного образования: проект. / Н.В.Федина [текст].
- Федина, Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н.В.Федина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php
- Филюк, Е.В. Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Новые технологии управления качеством образования / Е.В.Филюк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sinncom.ru
- Панасюк, В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П.Панасюк. – М., 2000.
- Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А.Сафонова. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
- Третьяков, П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. Библиотека руководителя ДОУ / П.И. Третьяков, К.Ю.Белая. - М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. — 312 с.
- Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 400 с.
[1] Данный параметр должен быть включен в общую систему оценки после формирования федеральным уполномоченным органом перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБДОУ «ДСОВ № 79»
Положение в соответствии Федеральным законом "Об образовании в РФ"...
Результаты деятельности работников как объекты контроля при оценке качества образовательной услуги.
Результаты деятельности работников как объекты контроля при оценке качества образовательной услуги.Подготовила студенткаСамарской академии государственного и муниципального управленияГруппа М 12-ДВоро...
Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...
Справка по оценке удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг группы
Результаты анкетирования родителей...
«Функции мониторинга в системе оценки качества образовательных программ»
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 115...
Аналитическая справка по оценке удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг МБДОУ "Детский сад №44"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21242314","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Справка по оценке удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг
Результаты удовлетворенности и неудовлетворенности родителей качеством образовательных услуг...