Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с педагогическими кадрами в ДОУ
статья по теме

Осадчая Татьяна Викторовна

Двадцать первый век – век информации.  Без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) уже невозможно представить современное общество. Персональные компьютеры прочно заняли свое место в профессиональной и личной жизни человека, независимо от его социального статуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_dou.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий

в работе с педагогическими кадрами в ДОУ

Двадцать первый век – век информации.  Без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) уже невозможно представить современное общество. Персональные компьютеры прочно заняли свое место в профессиональной и личной жизни человека, независимо от его социального статуса.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что использование информационно-коммуникативных технологий качественно позволяет повысить эффективность образовательного процесса. В современных школах при работе с детьми активно используются современные технические средства обучения. Однако, педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, как показывает практика, пока еще редко используют в своей работе современные технологии. Компьютер, мультимедийные системы могут стать мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей,  детей не только при обучении в школе, но и в детском саду.

Конечно, никакая самая совершенная техника не в состоянии заменить живое человеческое общение, но использование современных технических средств может обогатить и разнообразить педагогический процесс, внеся в него новизну. Современный педагог в своей работе должен использовать персональный компьютер со всем его огромным потенциалом – это существенно облегчит некоторые моменты его педагогической деятельности, а также при грамотном и творческом подходе можно добиться хороших результатов – процесс воспитания и обучения  будет интересен и взрослым, и даже самым маленьким воспитанникам.

Наши дети уже с самого раннего детства умеют пользоваться всеми благами технического прогресса – сотовым телефоном, компьютером, и мы, взрослые, просто не имеем права отставать от них, а должны идти в ногу со временем и прекрасно ориентироваться в информационном пространстве. Совершенно очевидно, что педагог, который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, имеет доступ в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Одно из главных условий использования информационно-коммуникативных технологий в детском саду – с детьми должны работать грамотные специалисты, не только владеющие навыками работы на компьютере, знающие их технические возможности, но и четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым информационным технологиям. Учитывая это, актуальной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной информационной сети Интернет для того, чтобы каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для взаимодействия с воспитанниками и их родителями на качественно новом уровне.

Возможности информационно-коммуникативных технологий многообразны – от технического обеспечения педагогического процесса (создание презентаций, оформление конспектов, сценариев, составление программ обучения) до мультимедийных занятий, которые проводятся на основе компьютерных развивающих программ по всем направлениям развития детей.

Организовывая работу с педагогическим коллективом по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду дошкольных учреждений, мы столкнулись с проблемой педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить некоторые противоречия:

  • актуальность использования ИКТ в образовательной деятельности и неподготовленность к этому педагогов;
  • возрастающие требования к уровню профессиональной деятельности педагога и несоответствие квалификационным требованиям, касающимся компьютерной грамотности;
  • потребность в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и нехватка профессиональных курсов повышения квалификации в данном направлении;
  • существующие курсы повышения квалификации направлены на формирование преимущественно компьютерной грамотности, а на деле возникает необходимость организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на активное применение  ИКТ в практической деятельности.

В связи с вышеперечисленным  была определена цель дальнейшей работы  с педагогическими кадрами – повышение информационно-коммуникативной компетентности педагогов через активное внедрение в методическую работу и образовательный процесс информационных технологий.

В соответствие с целью на первое место встают задачи:

  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса;
  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе;

На первоначальном этапе внедрения ИКТ в систему образовательного процесса возникла необходимость апробировать использование информационных технологий в методической работе. Необходимо было выяснить уровень ИКТ-компетентности педагогов ДОУ. Целью данного мониторинга стало выявление и  привлечение сотрудников, свободно владеющих компьютерными технологиями, в помощь начинающим осваивать компьютер воспитателям.

В арсенале старшего воспитателя много разнообразных форм работы с педагогическим составом – это и мастер-классы, и семинары, и педсоветы, и консультации. Для работы и сотрудничества в данном направлении мы выбрали наиболее эффективные формы работы. Это были тематические и обучающие семинары, направленные на изучение теоретической стороны вопроса использования ИКТ в работе педагога, а также мастер-классы, которые на практике продемонстрировали возможности компьютерных технологий.

Не менее эффективной формой работы оказалась работа педагогов в паре – педагог, опытный пользователь ПК, непосредственно помогает педагогу, не имеющему навыков работы на компьютере, приобрести практические навыки и по ходу занятия отвечает на вопросы, сопровождая их показом.

Особенностью работы с информационно-коммуникативными технологиями является то, что прогресс не стоит на месте, и пока педагоги осваивают одни технические возможности, в свет выходят более новые, усовершенствованные технологии, поэтому процесс информатизации и повышение компьютерной компетентности педагогов нельзя ограничивать во времени. Таким образом, повышение квалификации педагогов в данном направлении должно быть систематичным и постоянно действующим.

Еще одна особенность использования информационно-коммуникативных технологий – это тесное переплетение теории и практики. Без практических навыков и постоянного их использования в работе, знание теории абсолютно бесполезно. Это необходимо учитывать при работе с педагогами и настраивать их на такую работу, которая не будет ограничиваться созданием одной презентации, а будет постоянно совершенствоваться.

Результаты освоения педагогами ИКТ были представлены на различных конкурсах, выставках, а также используются в дальнейшей методической работе.

Таким образом, даже на первом этапе реализации программы информатизации образовательного пространства в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов, внести новизну в систему воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций тем учреждениям, которые хотят активно использовать в своей работе компьютерные технологии:

прежде всего, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создание материально-технических условий для внедрения ИКТ в образовательный процесс, а именно обеспечить наличие компьютеров, мультимедийных проекторов, сканеров, принтеров и другой оргтехники для того, чтобы педагоги свободно могли обучаться компьютерным технологиям, работать и совершенствовать свои навыки по их использованию;

руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо помнить о том, что технические средства нуждаются в профилактике, настройках, а иногда просто ломаются и «зависают», поэтому в детском саду необходимо вводить в штатное расписание специалистов, которые будут следить за состоянием оргтехники и своевременно устранять возникшие неисправности;

провести мониторинг среди педагогов детского сада с целью выявления уровня компетентности в области ИКТ;

оказывать методическую и консультативную помощь педагогам с низким уровнем владения информационными технологиями, по возможности организовать обучение воспитателей на курсах повышения компьютерной грамотности;

планировать образовательный процесс, организовывать все мероприятия в детском саду с использованием информационно-коммуникативных технологий;

вовлекать в этот процесс не только педагогов, но и родителей воспитанников;

внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие деятельность детей на занятиях с использованием компьютера, ведь охрана здоровья детей – наша первостепенная задача.

Литература:

  1. Инновации в Российском образовании: Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. 80 с.
  2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рек. для опытно-эксперим. работы шк. А.Г. Каспржак, Л.Ф. Иванова, К.Г. 4. Митрофанов и др.; Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой; Нац. Фонд подгот. Кадров; Ин-т новых технологий образования. М.: Просвещение, 2004. 416 с.
  3. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. - 2002. - №6.
  4. Фомичева О.С, Воспитание успешного ребёнка в компьютерном веке. М.: Гелиос АРВ, 2000. 192 с.
  5. http://www.ict.edu.ru/ ИКТ в образовании

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно - коммуникативных технологий в работе с дошкольниками

В документа представлена справка об использовании педагогом информационно - коммуникативных технологий...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первичн...

Отчёт об использование информационных коммуникативных технологий в работе с педагогами

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседне...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе ДОУ (из опыта работы).

Информатизация общества и компьютеризация всех сфер человеческой деятельности стали ведущими тенденциями мирового развития. Информационно-коммуникационные технологии все больше проникают в различные с...

Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".

quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....