Система методической работы по решению задач образовательной области «Коммуникация» (развитие речи)
материал по теме
Уважаемые коллеги дошкольники. В деятельности каждого старшего воспитателя постоянно возникает необходимость изучения состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по какой-либо проблеме. Предлагаемый материал был разработан для изучения состояния работы в ДОУ по решению задач образовательной области «Коммуникация» (развитие связной речи воспитанников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_metodicheskoy_raboty.rar | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №1
Белоглинского района»
Выступление на педсовете «Система работы по формированию речи и речевого развития детей дошкольного возраста с учётом ФГТ»
Презентация технологии работы с опорными схемами. «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Материал подготовила: воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад №1
Кузьмищева М. В.
2013г.
Слайд 1
Слайд 2 (Высказывание)
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Почти недоступным для детей оказывается самостоятельное описание знакомой игрушки или какого-либо предмета. Рассказ-описание, выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в рассказах наблюдаются смысловые повторы. Отмечаются значительные трудности при описании предмета по представленному плану.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).
Использование приема мнемотехники является наиболее эффективным средством по обучению связной речи детей.
Слайд 3 (понятие мнемотехники)
Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями ,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Слайд 4
Суть мнемосхем заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
- модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
- картинографию;
- коллажи;
- планы-схемы;
- мнемотаблицы.
Слайд 5
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для:
- обогащения словарного запаса;
- описания предметов, картинок, картин;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Слайд 6
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Одновременно решают следующие задачи:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
- кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
- перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.
Слайд 7
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста,
но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходя к мнемодорожкам,
и позже - к мнемотаблицам.
Слайд 8 (картинки)
На начальном этапе работы с мнемотаблицами мы ввели подготовительные упражнения (на наблюдательность, умение видеть признаки предметов; на обогащение словаря антонимами, синонимами и омонимами).
Отрабатывается прием обратной связи, воспитатель показывает картинку, а дети подбирают слова на вопрос какой, какая? что делает? т.е накапливается словарь прилагательных и глаголов.
Слайд 9
Далее знакомим детей с графическим изображением слова
Для этого использовали сенсорно-графическую схему В.К.Воробьёвой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки.
- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;
- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);
- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);
- через символ «ухо»— способы обнаружения предмета.
Слайд 10
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, картине, картинке.
Слайд 11
На этапе усвоения содержания и структуры рассказа можно предложить разработанные схемы Татьяны Александровны Ткаченко, которые представляют обобщенный план описания. По наглядной схеме с использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов, дети составляют описательный рассказ.
Слайд 12
Опираясь на опыт педагогов, разработала свои мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
Работа по этим таблицам проходит в три этапа:
1. Рассматривание таблицы.
2. Перекодирование символов в образы.
3. Составление рассказа.
Слайд 13
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность проявить творческую самостоятельность и составить рассказ о любом предмете, персонаже или явлении.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также его завершить.
Метод мнемотехники отличается своей интегративностью. Деятельность ребёнка реализуется в нескольких областях (коммуникация, познание, социализация, безопасность и др.)
Слайд 14
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце.
Формы организации работы:
– Подгрупповые занятия;
– Индивидуальные занятия;
Слайд 15
Можно рекомендовать также отгадывание загадок. Дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.
Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.
- На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. На примере лексической темы: «Одежда. Обувь». («Василиса Премудрая прислала нам письма – загадки. Мы должны догадаться, какой предмет одежды, обуви и головного убора там спрятан, и объяснить, как мы догадались?)
- Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)
Какое животное спрятано? (форма - овальная, величина – большая, цвет – рыжий, мех – пушистый, живет – в норе)
Дети второго года обучения составляют свои загадки и загадывают их детям.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Слайд 16
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Слайд 17
Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как их использование позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Развитие речи «Дикие животные» Старшая группа
Цель: Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.Задачи:Образовательные 1. Учить различать на слух падежные ок...
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе образовательная область "Коммуникация" (развитие речи). Тема: «Морской флот».
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе образовательная область "Коммуникация" (развитие речи).Тема: «Морской флот»....
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...
ОРГПРОЕКТ Педагогического совета на тему: Результаты педагогической работы, направленной на решение задач образовательной области «Физическое развитие»
Организационный проект педагогического совета в дошкольном детском доме. В документе подробно прописана работа педагогического коллектива по подготовке и проведению педагогического совета. обозначены ...
Консультация для педагогов «Возможности применения мягких игровых модулей для решения задач образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Ладушки»
Консультация для педагогов «Возможности применения мягких игровых модулей для решения задач образовательной области «Речевое развитие» в группе раннего возраста «Ладушки&r...
Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.
Дидактическое пособие «Весёлые паровозики» для решения задач образовательной области «Речевое развитие.Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Весёлые паровозики...