Мониторинг здоровья и физического развития детей в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Мониторинг здоровья и  физического развития детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_ozdorovitelnogo_protsessa.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг здоровья и  физического развития детей в ДОУ

Наш детский сад  санаторного типа для часто и длительно болеющих детей. Списочный состав  на новый учебный год -  __детей . В штатном расписании  вакансии мед. работников: старшая мед. сестра – 1 ставка, мед. сестра физиотерапевтического кабинета – 0,75 ставки, мед. сестра ЛФК – 0,75 ставки.

Каждый год в д/с проводится мониторинг здоровья и физического развития детей.

Системный мониторинг здоровья и физического развития детей дает возможность:

  • Выработать модель оздоровительной работы ДОУ;
  • Разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированной на имеющиеся силы и средства учреждения;
  • Выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы;
  • На основе полученного результата составит паспорт реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе.

  1. Динамика общей заболеваемости.

 

Пропуски

Годы

2010

2011

2012

На 1 ребенка

Рост заболеваемости идет за счет вновь поступивших детей.

Структура заболеваемости в динамике за период 2011-2012 г.г. представлена инфекционными заболеваниями и   обусловлена группой острых респираторных инфекций. Что и определило тактику здоровьесохраняющей направленности образовательного процесса. Динамика показателей здоровья детей обеспечивается показателями физического развития, распределением по группам здоровья, уровнем физической подготовленности.

2. Динамика показателей физического развития детей

 Динамика показателей физического развития  указывает на рост  

 качественный состав группы детей с низким физическим развитием из года в год остается прежним, однако количество таких детей увеличивается за счет вновь поступивших.

  1. Группы здоровья детей (абсолютные и относительные показатели)

Группа

здоровья

Годы

2010

2011

2012

I

II

III

Условием оценки эффективности оздоровления является переход из одной группы здоровья в другую, что отразилось на данных.Отсутствие позитивной динамики по       группе здоровья произошло за счет вновь поступивших детей.

  1. Медицинские группы для занятий физкультурой и результаты мониторинга.

Группы

Годы

2010

2011

2012

Основная

Подготовительная

Специальная

  1. Уровень и динамика физической подготовленности детей ДОУ в %

Уровень

Годы

2010

2011

2012

Анализ уровня и динамики физической подготовленности позволил увидеть результаты физического развития и состояния здоровья детей:

  • Получен рост его удельного веса по среднему уровню почти на  4%
  • Снижен на 5% показатель низкого уровня физической подготовленности.

Таким образом , качественные показатели состояния здоровья, физического развития подготовленности выявили четкую положительную тенденцию, обусловленную очевидностью системы здоровьесберегающей направленности образовательного процесса, которая включает в себя следующее:

Комплексное закаливание:

  • Воздушные ванны,
  • Солнечные ванны
  • Полоскание зева водой комнатной температуры после дневного сна

Содействие совершенствованию физического воспитания:

  • Совершенствование двигательной активности
  • Утренняя гимнастика
  • Занятия физической культурой
  • Музыкальные занятия
  • Проведение подвижных игр и физических упражнений на прогулке
  • Физические упражнения после сна
  • Проведение индивидуальной работы с детьми по физическому совершенствованию
  • Спортивные игры
  • Проведение лечебной гимнастики
  • Дыхательный комплекс
  • Комплекс при заболеваниях ЛОР- органов и верхних дыхательных путей

Оздоровительную работу:

  • Массаж общий
  • Электрофизиолечение
  • УВЧ
  • Электрофитоингаляции

Система оздоровительных мероприятий включает:

  • Выполнение санитарно- противоэпидемиологического режима
  • Воспитание у детей санитарно- гигиенических навыков
  • Мониторинг физического развития
  • Контроль за физическим воспитанием и физической подготовкой
  • Организация питания
  • Проведение витаминотерапии
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Проведение семинаров с родителями и воспитателями
  • Коррекционная работа логопеда
  • Систематические консультации с родителями и воспитателями
  • Введение адаптационного режима

Таким образом, системное внедрение здоровьесберегающих технологий несомненно способствует позитивному изменению всех сфер организма у дошкольников:

  • Улучшению соматических показателей
  • Стабилизации физического, психологического, эмоционального благополучия
  • Развитию способностей по жизнеобеспечению ребенка
  • Укрепление барьеров возникновения рецидивов болезни, что в свою очередь улучшает посещаемость и повышает охват плановыми оздоровительными мероприятиями
  • Улучшению функционального состояния дошкольника

В целом здоровьсберегающие технологии воспитывают личность с насущной потребностью в здоровом образе жизни.

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «здоровьесберегающие технологии».

Формы работы

Время проведения в режиме дня, возраст детей.

Особенности методики проведения.

Ответственные

1

2

3

4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Остеопатическая  гимнастика

После сна в постелях каждый день. Старшая, национальная  и подготовительная группы.

Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.

Воспитатель

Бодрящая гимнастика

После сна  в группе каждый день. 1 и 2 мл. и средняя группы.

Комплекс состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

Воспитатель

Динамические паузы

Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости, начиная со 2 мл. группы.

Комплекс физкультминуток, может включать  в себя дыхательную гимнастику.

Воспитатель

Подвижные и спортивные игры.

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Пальчикова гимнастика

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Инструктор по физической культуре, Воспитатели.

Дорожки здоровья

После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. На физкультурном занятии.

Обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки.

Воспитатель

Кинезотерапия

Один раз в наделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы. Комплексные занятия.

Комплексное применение различных движений для оздоравливания детей.

Воспитатель

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно- оздоровительной работы, начиная с младшего возраста.

Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.



                 -------

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три  раза в неделю в спортивном зале , в группе, на улице, начиная с ясельной группы.

Занятия проводятся по программе по которой работает детский сад

Инструктор по физической культуре,

воспитатели.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в физкультурном зале, в группе. Все возрастные группы.

Комплекс подбирается в соответствии с возрастными особенностями

Воспитатель

Спортивные игры

Один раз в наделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста.

Комплекс подбирается в соответствии с возрастными особенностями

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Занятия по здоровому образу жизни

Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со 2 мл. группы.

Технологии

 «Уроки здоровья»

Воспитатель

Точечный массаж

Сеансы или в различных формах физкультурно- оздоровительной работы.

Проводится по специальной методике, показан часто болеющим детям.

Мед. Сестра

Воспитатель

Веселые старты

Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном зале, на прогулке начиная со 2 мл. группы.

Подвижные  игры, игры- эстафеты, игровые упражнения в соревновательной форме.

Инструктор по физической культуре, воспитатели.

Физкультурные досуги, праздники.

Один раз в квартал в физкультурном зале, в группе, на прогулке, начиная с младшего возраста.

Форма активного отдыха.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.

Коррекционные технологии

ЛФК

Сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показаниям.

По специальной методике по показаниям отклонений здоровья

Мед. сестра

Сказкотератия

Два занятия в месяц во второй половине дня , начиная со среднего возраста.

Использование сказки как двигательный комплекс

Воспитатель

Технология коррекции поведения

Сеансы по 8-10 человек в группе, по 10 занятий в группе, на прогулке, начиная со средней группы.

Технологии «Познай себя», «Давайте познакомимся»

Воспитатель,

психолог

Артикуляционная гимнастика

Два раза в неделю, в первой половине дня , начиная с младшего возраста.

Фонематическая грамотная речь

Воспитатели,

учитель- логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

Мониторинг образовательной области: музыка. Составлен с учётом требований ФГТ. На все возрастные группы....

Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

Выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического возде...

Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так  как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Электронный документ "Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР"

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.2....

Аналитическая справка о результатах мониторинга динамики речевого развития детей

Выявление промежуточных и итоговых результатов коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР и динамики их речевого развития за 3 учебных года с использованием методической разработки логопеда Ка...

Статья "Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки"

В данной статье содержится информация о мониторинге художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки". Бонусом являются оценочные лис...