Система работы с родителями в Клубе « Общение»
статья по теме
Опыт работы детского сада для детей с нарушением зрения с родителями в семейном клубе "Общение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_roditelyami_mdou_d1.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с родителями в Клубе « Общение».
Е.Н. Андронова,
заведующий МДОУ
д/с №37 «Хрусталик»
г. Таганрога.
Е. А. Ильвутченко,
заместитель
заведующего по ВМР.
С.Э. Бартенева,
педагог – психолог.
В течение многих лет муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №37 «Хрусталик» для детей со зрительной патологией осуществляет целенаправленное взаимодействие с родителями с целью создания единого оздоровительного образовательного пространства «образовательное учреждение - семья». Задача нашего учреждения в первую очередь состоит в том, чтобы в доступной форме раскрыть перед родителями актуальные вопросы лечения и воспитания детей, имеющих различную зрительную патологию. Одной из наиболее приемлемых форм работы с родителями для нашего дошкольного учреждения является семейный клуб «Общение». Основной целью выступает поиск эффективных форм совместной работы с семьей, переход на сотрудничество в модели «педагог – ребенок – семья». Разработке и реализации системы предшествовала аналитическая педагогическая деятельность, направленная на изучение семейной микросреды в которой воспитывается ребенок.
Повышая интерес и активность родителей к оздоровлению и воспитанию детей, мы определили следующие приоритетные направления клуба:
- повышение педагогической культуры родителей;
- оказание квалифицированной помощи семье по вопросам лечения и коррекции недостатков развития детей с нарушением зрения;
- приобщение родителей к участию в жизни групп и детского сада на основе современных форм работы.
На I этапе – выявляли запросы и интересы родителей, детей и проводили их анкетирование и интервьюирование.
Современному родителю интересно знать, что значит семья в понимании их детей, какой ребенок представляет свою будущую семью, о чем мечтает… Ребятам были предложены следующие вопросы:
- Что такое семья?
- Для чего нужны родители?
- Какой ты видишь свою будущую семью?
- Что бы ты хотел пожелать своей семье?
Аналогичные вопросы были заданы их родителям, кроме этого мы добавили еще вопрос об особенностях развития ребенка со зрительными проблемами.
На II этапе осуществлялась разработка семейных проектов “Дом, в котором я живу”, “Мой ребёнок”, «Дружная семья», «Мое генеалогическое дерево», «Наш семейный альбом», «Чудеса нашей любви» и др., что способствовало объединению детей и взрослых.
Так, при работе над проектом «Дом, в котором я живу», каждая семья оформляла страницу в форме плоскостного дома, на котором помещались фотографии ребёнка и членов семьи. Давалась информация о том, что любит, о чём мечтает ребёнок, какие традиции существуют в семье. В приёмной или группе воспитатели размещали целую “улицу” из таких домиков, а дети и их родители узнавали много интересного о семьях других воспитанников, об их взаимоотношениях. Весь этот процесс объединил педагогов, ребят и их родителей, способствовал реализации творческих замыслов и идей каждой семьи, её яркой индивидуальности.
Другой интересный и значимый проект «Мой ребенок», раскрыл тесное взаимодействие всех специалистов по оказанию помощи в организации жизнедеятельности детей со зрительной патологией на каждом возрастном этапе. В рамках этого проекта проводятся встречи в форме круглого стола, где за чашкой чая педагоги и родители легко и непринужденно беседуют на достаточно серьезные темы. Общение строится на основе взаимопонимания, взаимоуважения и творческого подхода. Работа клуба позволяет сделать родителей и сотрудников детского сада единомышленниками, сплотившимися для решения единой задачи – лечение, развитие, воспитание и обучение ребенка. В каждой возрастной группе обсуждаются разные проблемы. Предлагаем примерное распределение тематики одной из встреч в каждой возрастной группе:
младшая группа
Врач – офтальмолог: «Особенности детей со зрительной патологией».
Врач-педиатр: « Адаптационный период в детском саду».
Педагог-психолог: «В детский сад – с радостью!».
Тифлопедагог: мастер – класс по проведению зрительной гимнастики.
Учитель - логопед: «Рука развивает мозг».
Музыкальный руководитель: «Музыкально – игровая гимнастика».
средняя группа
Врач – офтальмолог: «Успех лечения – выполнение всех рекомендаций».
Врач-педиатр: «Растить здорового человека».
Педагог-психолог: «В мире детских улыбок».
Тифлопедагог: « Потенциальные возможности наших детей».
Учитель – логопед: « О развитии ручной умелости».
Музыкальный руководитель: « С чего начинается «Радость»».
старшая группа
Врач – офтальмолог: «Совместное решение зрительных проблем».
Врач-педиатр: «Закаливание организма ребенка».
Педагог-психолог: «Волшебные средства понимания».
Тифлопедагог: «Среда для сенсорно – перцептивной деятельности». Учитель – логопед: « Раннее обучение чтению: потребность,
необходимость или дань моде?»
Музыкальный руководитель: « Музыка с мамой».
подготовительная к школе группа
Врач – офтальмолог: «Необходимость соблюдения зрительного режима». дома Врач-педиатр: « Движение и здоровье».
Педагог-психолог: «Преодоление у детей отрицательных черт личности,
вызванных дефектом зрения».
Тифлопедагог: «Познаем логические отношения».
Учитель – логопед: « В школу – с правильной речью ».
Музыкальный руководитель: «Волшебный мир музыки».
Благодаря многолетней работе клуба «Общение», учету современных требований и изменения культурного уровня, степени педагогического просвещения родителей мы достигли положительного настроя на откровенный и деловой разговор. Наши встречи активизируют внимание родителей и способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания. Для родителей такого рода мероприятия оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
- актуальность тем, поднимаемых на встречах;
- насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;
- возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, открытых занятий, совместных проектов.
Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.
По результатам проведенного анкетирования среди родителей о работе нашего клуба мы получили следующие ответы:
- Нравится возможность получить ответы на вопросы, решить проблемы -63%;
- Много интересной и поучительной информации о собственных детях – 48%;
- Интересно общаться со специалистами – 75%;
- Нравится творческая атмосфера совместной деятельности родителей и детей – 67%;
- Привлекает возможность увидеть, чем занимаются в детском саду – 83%.
Кроме того, такая работа позволяет:
- давать родителям информацию офтальмологического, тифлопедагогического, психологического, логопедического и педагогического содержания;
- повышать педагогическую компетентность, как родителей, так и педагогов;
- наглядно продемонстрировать родителям удачи, недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;
- продемонстрировать коррекционные приемы и методы работы с детьми;
- организовывать экспресс – консультации со специалистами сразу после встречи;
- задействовать эмоциональную сферу родителей, организуя собрания в атмосфере праздника.
В результате анализа деятельности нашего учреждения в этом направлении мы делаем следующие выводы:
- адаптация вновь поступивших детей проходит безболезненно ;
- успешно развиваются коммуникативные навыки воспитанников;
- острота зрения к моменту выпуска в школу повышается на 100%, угол косоглазия уменьшается у 36% , бинокулярное зрение приобретают 83%, а инвалидность снимается у 98%.
В работе педагогического коллектива тоже отмечаются положительные устойчивые изменения, выражающиеся в инициативности, воодушевленности деятельности, в потребности повышать деловую квалификацию и компетентность. Создание единого оздоровительного пространства позволяет нам повысить качество оказания оздоровительно – образовательных услуг.
В дальнейшем мы планируем продолжать сотрудничество с родителями в рамках нашего клуба, используя современные технологии. А также обобщать и распространять наш уникальный опыт, открыть свою страничку в Интернете.
Литература:
1. Бельмер В.А., Плаксина Л.И. «Программа специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» М.- 2003- 174с.;
- Гладких Л.П., Плаксина Л.И. «Программа воспитания и обучения в детском саду для детей с нарушением зрения (слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией)» М., 1969- 150с.;
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль: Академия развития, 2000. – 160с.
Встречи
со специалистами
Встречи
со специалистами
Встречи
со специалистами
Встречи
со специалистами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)
Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского клуба....
Перспективный план по работе с родителямим
Работа с родителями...
доклад "Формы работы с родителямив группе детей с ФФНР"
Формы работы с родителями в группе с ФФНР,Игры на развитие мелкой моторике....
Нетрадиционные формы работы с родителямив ДОУ
Презентация для педагогов...
СИСТЕМА РАБОТЫ по развитию навыков общения у детей шестого года жизни, посредством сюжетно – ролевой игры «Строители».
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни...
Годовое планирование работы с родителямив старшей группе
гГодовое планирование работы с родителями в старшей группе...
Сообщение на тему : «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной....