Психолого - педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МБДОУ "Д/с № 19" г.Коркино.
учебно-методический материал на тему
В материале представлены основные направления деятельости педагога - психолога ДОУ. Цели, задачи сопровождения, алгоритм. Диагностические методики (название, описание, источник) представлены в приложении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МКДОУ №19 г Коркино
Основные направления деятельности психолога ДОУ.
Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
По следующим направлениям:
Познавательная сфера: мышление, память, восприятие, мелкая моторика.
Эмоционально-волевая сфера: проявления агрессивного поведения, страхи, повышенная тревожность, эмоциональный комфорт в детском саду, личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера: социометрия группы.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. По результатам диагностики дается заключение педагога – психолога на каждого диагностируемого ребенка, особо выделяются дети с проблемами развития, сюда входит познавательная, волевая, эмоциональная, поведенческая сферы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
- Работа по адаптации детей, педагогов, родителей к условиям новой социальной среды.
- Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.
- Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
- Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью
оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Психокоррекционная работа проводится в следующих сферах:
• Эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль.
• Коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье.
• Познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.
Основные методы коррекционных воздействий:
• индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с песком и водой, сюжетно – ролевые;
• сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
• психогимнастика;
• куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которых травмирует ребенка;
• арттерапия: работа с красками, песком и т.д.
• релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
• игры по развитию психомоторики.
4. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Создание информационных уголков психолога.
Каждое из названных направлений строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опирается на игровые технологии и приемы.
5. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
• Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Профилактическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Психолого-педагогическое сопровождение структурировано в форме следующего алгоритма:
1.Определение степени адаптации детей раннего возраста.
2.Психодиагностические исследование детей раннего возраста - определение уровня нервно-психического развития.
3. Психолого-педагогическая диагностика определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей.
4. Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей:
- выявление детей с повышенным уровнем тревожности;
- изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, «социометрия»;
- выявление представлений ребенка об отношении к нему других людей, диагностика его самооценки.
5. Исследование процесса произвольности психической деятельности - развитие зрительно-моторной координации. Психодиагностическое исследование школьной зрелости.
6. Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
7. Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств).
Приложение "Диагностические методики, используемые в работе педагога - психолога МКДОУ №19 Чегодаевой Н.В.".
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
используемые в работе педагога-психолога МКДОУ №19 Чегодаевой НВ (приложение к материалу "Психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МКДОУ №19 г.Коркино)
№ | Название | Методические средства (методики, тесты). Возрастная категория | Описание методики | Критерии оценки | Источник (литература) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Определение степени адаптации детей раннего возраста | ||||
1.1 | Определение степени адаптации детей раннего возраста. | Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада. МИ Студеникин, ЮА Макаренко, АИ Баркан | Проводится наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка во всех режимных моментах и свободной деятельности. | +13 и более-благоприятная адаптация, от +6 до +12 –среднеблагоприятная (условно благоприятная), менее +6 – неблагоприятная. | Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., «Просвещение», 1986г. К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина |
2. | Психодиагностическое исследование детей раннего возраста - определение уровня нервно-психического развития. | ||||
2.1 | Определение уровня нервно-психического развития детей раннего возраста. | Диагностика нервно-психического развития. КЛ Печора, ГВ Пантюхина, ЛГ Голубева. Возрастная категория: 1г 3мес; 1г6мес; 1г 9мес; 2г; 2г 6мес; 3года | Ребенку предлагается выполнить тестовые задания по линиям развития: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра и действие с предметами, движения, навыки, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, социальное развитие. | Выполнение ребенком тестовых заданий в достигнутом им возрастном периоде оценивается как соответствие развитию в обозначенный эпикризный срок (эпикризные сроки: 1г3мес; 1г6мес; 1г9мес; 2г; 2г6мес; 3года) | Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., «Просвещение», 1986г. К.Л. Печора, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина |
3. | Психолого – педагогическая диагностика определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей | ||||
3.1 | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
| Используется комплект методик: «Дом животного» (адаптированный вариант методики Векслера); «Нарисуй человека» (адаптированный вариант Гудинаф-Харрисона); «Включение в ряд» (методика АА Венгера); «Сложи разрезную картинку» и др. Возрастная категория: 2-3г; 3-4г; 4-5лет; 5-6лет; 6-7 лет. | Представлены методики, направленные на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха разных возрастных категорий. Ребенку предлагается выполнить 10 заданий : *поиграй; *коробка форм; *разбери и сложи матрешку; *дом; *сложи разрезную картинку; *угадай, чего нет; *посчитай; *построй из палочек; *нарисуй человека; *расскажи. Задания варьируются, диагностируя ведущие линии развития на каждый возрастной период дошкольного детства.
| Выполнение заданий оценивается в баллах от 1 до 4. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий – есть показатель психического развития. В том случае, если ребенок набирает 34 – 40 баллов – развитие соответствует возрастной норме. | Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М., «Просвещение», 2005г. Под ред. Е.А. Стребелевой.
|
4 | Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей | ||||
4.1 | Диагностика тревожности. | Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Возрастная категория: с 5 лет. | Ребенку предъявляются в определенной последовательности 14 рисунков. Каждый рисунок представляет типичную для жизни дошкольника ситуацию. Материал выполнен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы, ниже предлагаются два варианта изображения лица: грустное и веселое.
| На основании выборов ребенка вычисляется индекс тревожности (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). | Практическая психология в начальной школе, М., Творческий центр «Сфера», 1998г. Р.В. Овчарова Методика определения готовности к школе. СПб, «Иматон»,2003г. Л.А. Ясюкова |
4.2 | Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада | Социометрический эксперимент по методике Т.А. Репиной «Секрет» Возрастная категория: 5-6 лет, 6-7 лет | Ребенку предлагается о дарить 3-х наиболее предпочитаемых сверстников и высказать предположение, от кого он ждет подарок. | По результатам выборов детей заполняется таблица. Для анализа используются следующие параметры: 1.социометрический статус детей группы; 2.коэффициент осознанности своего положения в группе; 3.коэффициент удовлетворенности отношениями; 4.показатель эмоциональной сплоченности группы. Выявляются группы детей: 1. «предпочитаемые»; 2. «принятые»; 3. «не принятые»; 4. «отверженные». | Работа педагога-психолога в ДОУ. М., «АЙРИС ПРЕСС», 2005г. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. |
4.3 | Выявление представлений ребенка об отношении к нему других людей, выявление его самооценки. | Методика «Лесенка» В.Г. Щур Возрастная категория: 5-6лет, 6-7 лет. | Ребенку выдается лист бумаги, на котором нарисована лестница и предлагается поставить себя на соответствующую ступеньку (по инструкции в середине лестницы находятся хорошие ребята, чем ниже – тем хуже, на самой высокой – самые хорошие) | В зависимости от местоположения ребенка на лестнице делается вывод о его самооценке. Анализ теста выявляет неблагополучие в структуре личности ребенка и в его отношениях с близкими взрослыми. | Практикум для детского психолога, Ростов-на Дону, «Феникс», 2004г. Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько |
5 | Исследование процесса произвольности психической деятельности – развитие зрительно-моторной координации. Психодиагностическое исследование школьной зрелости. | ||||
5.1 | Развитие зрительно-моторной координации. | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йерасека. Возрастная категория: с 5 лет. | Тест состоит из трех заданий: - рисование мужской фигуры по представлению, - подражание письменным буквам, - срисовывание группы точек. | В соответствие с тестом выполнение заданий оценивается в баллах. 1-5 высокий уровень, 6-9 средний, 10 – 15 низкий. Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. | |
5.2 | Диагностика определения готовности детей к обучению в школе. | Методика определения готовности детей к обучению в школе. Л.А. Ясюкова. Возрастная категория: с 6 лет. | Ребенку предлагается выполнить тестовые задания по следующим психологическим качествам: развитие речевой и зрительной памяти, развитие речи; интуитивное мышление, образное мышление, речевое мышление, абстрактное мышление, логическое мышление; корректурная проба. | Выполнение заданий оценивается в баллах. Подсчитывается количество баллов по каждому психологическому качеству и сравнивается с нормативными показателями – на основании этого делается вывод об уровне развития психологических функций ребенка (уровень готовности к обучению в школе). | Методика определения готовности к школе. СПб, «Иматон», 2003г. Л.А. Ясюкова |
5.3 | Изучение состояния памяти. | Методика «10 слов», автор А.Р.Лурия. Возрастная категория: с 5 лет | Ребенку называют 10 односложных и двусложных слов. Слова простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой смысловой связи. Опыт повторяется 3,4,5 раз, до тех пор, пока ребенок не назовет все слова. | Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждом повторе. На основании этого составляется кривая запоминания. В норме кривая идет вверх. 9-10 выс уровень, 6-8 средний, 1-5 низкий. | Психолог в дошкольном учреждении. М., издательство «ГНОМ и Д», 2002г. Под ред. Т.В. Лаврентьевой |
6. | Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями. | ||||
6.1 | Общение со взрослыми и сверстниками. | Изучение особенностей общения воспитателя с детьми. | Проводится наблюдение за воспитателем в разных видах деятельности. | Анализ протоколов проводят по схеме: -эмоциональное отношение; -оценочное отношение воспитателя к детям; -требования воспитателя к детям; - вопросы воспитателя к детям. Отмечают целесообразность и обоснованность высказываний воспитателя, учет особенностей детей. На основании этого делают выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям. | Практикум по детской психологии. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М., 1995г |
6.2 | Изучение оценочных отношений воспитателя к детям. | Изучение особенностей общения воспитателя с детьми. | Проводится наблюдение за воспитателем в разных видах деятельности. Затем с ним беседуют. | Анализ протоколов проводят по схеме: -систематичность оценивания деятельности детей; -оценка общая или дифференцированная; -объективность оценки; -мотивированность оценки; -критерии оценки деятельности детей; -использование невербальных средств. Сопоставляют данные наблюдения и беседы, делают вывод о характере оценочного отношения педагога к воспитанникам и его влияние на поведение и деятельность детей. | Практикум по детской психологии. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М., 1995г |
Изучение компетентности воспитателей в работе с родителями. | Воспитатели заполняют опросный лист | Опросный лист содержит 9 вопросов, к каждому из них предлагается 3 варианта ответов. | Анализ проводится по схеме- 9 вопросов делятся на 4 шкалы: -приоритетные ценности; -психоэмоциональное состояние; -самооценка; -стиль общения. | Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Н.И. Шевандрин, М., 1998г | |
6.4 | Проективный тест «Семейная социограмма» | Проективный тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье. | Респонденту дается лист бумаги с нарисованным кругом. Члены семьи должны нарисовать в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружочков и подписать их, не советуясь друг с другом. | Анализ проводят по схеме: - сопоставить число изображенных членов семьи с реальным; -расположение кружков относительно друг друга; -величина кружков; -расстояние между ними. | Методы семейной диагностики и психотерапии. Э.Г. Эйдемиллер, М., С.П., 1996г |
6.5 | Анкетирование родителей «ГкШк» | Родители заполняют анкету, содержащую несколько вопросов по готовности детей к обучению в школе. | Анкета «Осведомленность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе» | Анализ анкетирования позволяет выстроить работу с родителями и компенсировать знания, в которых они не осведомлены. | Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Н.И. Шевандрин, М., 1998г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...
Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога
Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой. Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...
доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.
Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...
«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...
Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО
Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО Подготовила пе...
ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Данная программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по всем направлениям, а также включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения деятельн...
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений «Дорогою добра»
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС «Дорогою добра»разработана в соответствии с федеральным государственным об...