Доклад на педагогический совет «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»
материал

Ирина Владимировна Шишанова

Слайд 2 Вступление

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование современных форм работы в трудовом воспитании дошкольников направлено на повышение эффективности детского труда, его результативности, на формирование осознанного отношения воспитанников к трудовой деятельности. Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?

Слайд 3

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Слайд 4

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Это такое построение деятельности воспитателя, в котором представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Слайд 5 Перечень технологий

Слайд 6 Проект

Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Огород на окне»)

Слайд 7 Технология исследовательской деятельности.

Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.

Пример применения технологии исследовательской деятельности в трудовом воспитании: говоря с детьми об осенних работах людей, рассматривается тема посева озимых. У детей проявился интерес: почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Решили проверить так ли это. Налили в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапали бутылки. Сделали вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети формировали навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук.

Для того чтобы отработать навык работы с лопатой поставили перед детьми проблемный вопрос: Каких полосок будет больше от узкой или широкой лопаты. Провели эксперимент, разделив участок на две равные части. Сделали вывод, что от широкой лопаты дорожек меньше, а от узкой больше. Дети, выполняя эксперимент, отрабатывали навык чистки снега.

Слайд 8 Информационно - коммуникативная технология.

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (людей разных профессий). Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Например, в дидактических играх с применением ИКТ по ознакомлению с трудом взрослых можно формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации детей.

Слайд 9 Игровая технология.

 В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении с взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения;

- экскурсии (первичная, повторная, завершающая);

встречи с людьми разных профессий;

 - эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

 - беседу;

- беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;

- рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;

- составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;

- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;

- инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

 - этические беседы.

Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка, если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

- рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Слайд 10

Педагогические технологии приобщения дошкольника к труду:

- Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Людмила Ивановна Сайгушева;

Включает в себя 3 модуля:

  1. Взаимосвязь средств трудового воспитания детей (обучение труду, ознакомление с трудом взрослых)
  2. Организация трудовой деятельности в процессе субъект - субъектного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, интеграция физического и умственного труда.
  3. Организация предметно-развивающей среды (эстетизация трудового оборудования, материалов, детский дизайн)

- Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи Мария Вадимовна Крухлет;

Идея – освоение ребенком позиции субъекта труда.

Суть технологии: формирование операционально - технических способов осуществления микро - и целостных трудовых процессов.

Ведущие средства трудового воспитания:

- знание о предметном мире и труде взрослых

- обучение детей труду

- самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома.

Этапы технологии:

Первый этап.

Приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых

Второй этап.

Освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата.

Третий этап.

Дальнейшее освоение позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя», проявлять творчество.

- Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Юлия Анатольевна Мичурина.

Разработанная технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности включает в себя три компонента: целевой, процедурный и оценочно-результативный.

 Целью разработанной технологии является проявление индивидуальности

старших дошкольников как субъектов трудовой деятельности. Процедурный компонент технологии представлен технологической картой, которая является комплексом педагогических условий развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности и включает в себя совокупность четырех взаимосвязанных модулей (схема 1).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад» комбинированного вида

МБДОУ «Детский сад  «Радуга» комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

Доклад на педагогическом совете

Тема: «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Шишанова И.В.

Рузаевка 2022 год

Слайд 2 Вступление

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование современных форм работы в трудовом воспитании дошкольников направлено на повышение эффективности детского труда, его результативности, на формирование осознанного отношения воспитанников к трудовой деятельности. Какие же современные педагогические технологии применяются в трудовом воспитании дошкольников?

Слайд 3

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Слайд 4

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Это такое построение деятельности воспитателя, в котором представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Слайд 5 Перечень технологий

Слайд 6 Проект

Применение метода проектов в развитии трудовой деятельности способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга. В процессе реализации проекта трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Самым высоким критерием оценки итоговой деятельности по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

В особый вид проектной деятельности можно зачислить проекты, направленные на решение трудовых задач, связанных с трудом в природе. Это не только уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и умение оценить результаты не только своего труда, но и главное сберечь все, что достигнуто или сделано. Поэтому проекты, связанные с трудом в природе благотворно влияют не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования (пример, проекты «Огород на окне»)

Слайд 7 Технология исследовательской деятельности.

Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Это поможет детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.

Пример применения технологии исследовательской деятельности в трудовом воспитании: говоря с детьми об осенних работах людей, рассматривается тема посева озимых. У детей проявился интерес: почему посев проводят осенью, ведь скоро наступит зима, будет холодно, посевы замерзнут. Решили проверить так ли это. Налили в три пластиковые бутылки воды и закопали в снег на разную глубину, через двое суток откапали бутылки. Сделали вывод о том, что глубоко под снегом вода не замерзла, значит, снег способен удерживать тепло. Выполняя эксперимент, дети формировали навыки откапывания, закапывания, умение правильно держать лопату, формировались выносливость, терпение, сила рук.

Для того чтобы отработать навык работы с лопатой поставили перед детьми проблемный вопрос: Каких полосок будет больше от узкой или широкой лопаты. Провели эксперимент, разделив участок на две равные части. Сделали вывод, что от широкой лопаты дорожек меньше, а от узкой больше. Дети, выполняя эксперимент, отрабатывали навык чистки снега.

Слайд 8 Информационно - коммуникативная технология.

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (людей разных профессий). Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Например, в дидактических играх с применением ИКТ по ознакомлению с трудом взрослых можно формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации детей.

Слайд 9 Игровая технология.

 В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. Формируя у малышей трудовые навыки, следует широко использовать игровые приемы, мотивирующие детей на предстоящую деятельность. Формирование целенаправленной трудовой деятельности в игре важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении с взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились целесообразно организовать дидактические, сюжетно - ролевые игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по освоению трудовых навыков дети будут выполнять с интересом и желанием. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать (игровые ситуации «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку»).

Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения;

- экскурсии (первичная, повторная, завершающая);

встречи с людьми разных профессий;

 - эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

 - беседу;

- беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;

- рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;

- составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;

- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;

- инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

 - этические беседы.

Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов. Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка, если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек;

- рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Слайд 10

Педагогические технологии приобщения дошкольника к труду:

- Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Людмила Ивановна Сайгушева;

Включает в себя 3 модуля:

  1. Взаимосвязь средств трудового воспитания детей (обучение труду, ознакомление с трудом взрослых)
  2. Организация трудовой деятельности в процессе субъект - субъектного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, интеграция физического и умственного труда.
  3. Организация предметно-развивающей среды (эстетизация трудового оборудования, материалов, детский дизайн)

- Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи Мария Вадимовна Крухлет;

Идея – освоение ребенком позиции субъекта труда.

Суть технологии: формирование операционально - технических способов осуществления микро - и целостных трудовых процессов.

Ведущие средства трудового воспитания:

- знание о предметном мире и труде взрослых

- обучение детей труду

- самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома.

Этапы технологии:

Первый этап.

Приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых

Второй этап.

Освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата.

Третий этап.

Дальнейшее освоение позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя», проявлять творчество.

- Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Юлия Анатольевна Мичурина.

Разработанная технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности включает в себя три компонента: целевой, процедурный и оценочно-результативный.

 Целью разработанной технологии является проявление индивидуальности

старших дошкольников как субъектов трудовой деятельности. Процедурный компонент технологии представлен технологической картой, которая является комплексом педагогических условий развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности и включает в себя совокупность четырех взаимосвязанных модулей (схема 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете Тема: «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...

Презентация к педсовету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач....

«Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...

Доклад к педагогическому совету на тему : "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко....

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников»

Для поддержания интереса у детей к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности. Использование совр...

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважение к людям труда, к природному и рукотворном...

Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников

Презентация к докладу на педагогический совет "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"...