Опыт работы
методическая разработка на тему
Формирование эстетического вкуса и эмоциональной сферы дошкольников посредством танцевальных движений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование эстетического вкуса и эмоциональной сферы дошкольников посредством танцевальных движений
План доклада.
- Танцевальное движение в формировании эстетического вкуса и эмоциональной сферы дошкольников………………………стр.1
- Воспитание красивого движения – как одна из важнейших задач обучения…………………………………………………….. стр.2
- Пальчиковая гимнастика, художественное движение, музыкально – ритмические игры – мои главные помощники в развитии основных эмоций дошкольников………………………….. стр.3
- Поддержка родителей – как один из стимулов развития культурного уровня дошкольников……………………………………… стр.4
Большое внимание в нашем МАДОУ ЦРР д/с № 36 уделяется эстетическому воспитанию детей, т.е. воспитанию умения чувствовать, понимать и ценить прекрасное в жизни и в искусстве, активно вносить это прекрасное в жизнь. Занятия танцевальным искусством – это особые занятия, а значит, и строить его нужно по законам искусства. Искусство предполагает, прежде всего, художественно-эстетическое наслаждение и духовное общение.
Работая с детьми, я заметила, чем раньше формируется интерес воспитанников к танцевальной деятельности, тем более стойким он становится на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно именно в детском саду сформировать у детей увлечённое отношение к миру танцевального искусства. До школы необходимо давать общее музыкально-ритмическое развитие. Следовательно, необходимо существование преемственности в развитии детей дошкольного возраста, в частности, преемственность в формировании эстетического вкуса и эмоциональной сферы ребёнка. Танцевальная деятельность в силу своей специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности.
Мною разработана рабочая программа по хореографии для детей от 4 до 7 лет, которая предусматривает реализацию основных целей художественно-эстетического развития, а именно, развития способности художественного видения, приобщение к миру танцевального искусства, художественно-эмоциональной сферы детей. Я использую различные формы организации музыкально-ритмической деятельности: занятия, праздники, развлечения, концерты, игровую деятельность, класс-концерты для родителей, подобрала методическую литературу, пособия и разработки по художественно-эстетическому развитию детей.
Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками я уделяю особое внимание освоению образно-игровых движений. На этих – же упражнениях начинается развитие двигательных умений - пластичности, ловкости и т. д., а также эмоциональных качеств. Например, такие игровые упражнения, как «Зайчики», «Кошечка» - это «мягкая», пружинящая ходьба; «Мячик покатился» - бег; «Мишка» - ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, «Собачка» - ходьба на четвереньках. Эти образы знакомы детям. Они легко и с удовольствием показывают их. Герои могут быть в «хорошем» настроении, могут быть «грустными», «сердитыми», «любопытными» и «любящими». Чем больше у ребёнка знаний, чем богаче его опыт, тем легче он передаёт образ в пластике, танце. Движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворения, а также в композициях (из программы «Ступенька в прекрасное», это такие композиции как «Цыплята», «Плюшевый медвежонок», «Белочка», «Кузнечик», «Белые кораблики» и др.).
Я заметила, что при освоении образно-игровых упражнений развивается не только пластичность, выразительность движений, но и тренируется ловкость и точность, координация и, что очень важно, развивается воображение детей, их эмоции, умение оживлять игровой персонаж, игрушку, животное и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых, эмоционально-ярко исполненных упражнений, ввожу и все остальные виды движений – общеразвивающие основные плясовые движения.
Ещё задолго до отработки эмоционального исполнения музыкально-ритмических композиций я приучаю детей слушать музыку и начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом звучания фонограммы. Тем самым тренирую слуховое внимание, волю ребёнка, произвольность движений. Чем быстрее они перейдут в уверенные, автоматические движения, тем легче и эмоциональнее будут они исполнены. Для этого на своих занятиях использую различные методические приёмы – это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки (характер вступления и заключения), иногда зрительные сигналы (мимика, жесты). Стараемся разбирать движения по частям («по слогам»). Отрабатываем каждый жест. Тут и «ритмичные ладошки» (можно хлопать задорно, можно – аккуратно. Можно – бойко), тут и «весёлый каблучок» («вот я какой!»). Чем интереснее педагог «расскажет» движения, тем глубже его почувствует ребёнок, тем ярче, эмоциональнее исполнит его в танце.
Приобретая опыт в работе, делая упор на техническую отработку и постановку движений. Я упускала основное - смысл, душу танца, то во имя чего он был создан и танцевался. Поэтому сейчас на своих занятиях я решаю ещё одну очень важную задачу в процессе обучения - это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения, умения через танец, движения объединить свои души, сердца в радости, учится быть добрым друг к другу.
Звучит лёгкая ритмичная музыка, дети строятся друг за другом при входе в зал, говорю: «Сегодня я расскажу вам про сороконожку. У неё было много дружных ножек. Если какая – то ножка запиналась, путалась, другие не смеялись над ней, потому, что знали: если поможешь другому, помогут и тебе2. Ребята не просто слушают, сейчас им на деле предстоит показать, что они взяли для себя из услышанного. Продолжаю: «Сороконожка собралась гулять. Я её головка, последний человек в колонне – её хвостик, а вы все её дружные ножки». Становлюсь впереди и веду сороконожку гулять. Она движется зигзагами по всему залу, пробегает змейкой, в процессе движения поднимается на носочки, идёт на пятках, делает подскоки и т. д.
Делается серия движений под музыку, чётко сменяющих друг друга. Они рассчитаны на умение ориентироваться в пространстве, выстраиваться в заданную фигуру: круг, два круга, две линии, смена линий… Если бы я сосредотачивалась на отработке движений, строгих линий построений, то делала замечания, но я смотрю как ведут себя «мои ножки». Вначале дети нетерпеливы, подгоняют друг друга, спокойно показывают как правильно двигаться.
Музыкально - двигательная композиция «Сороконожка» - замечательный психологический тест. Он помогает мне увидеть с какими нравственными качествами пришли дети на момент обучения и как, через определённое время, они меняют отношение друг к другу.
На моих НОД с помощью нехитрой сказки ребёнок становится участником воображаемого путешествия, входит в роль сказочных героев, радуется происходящему. Ему становятся близки музыкальные образы, передающие переживания. Связанные с родным домом, миром природы и животных. В своей музыкально-ритмической деятельности танцевальные композиции я концентрируют вокруг тем, эмоционально-интересных и доступных детям. Если в средней группе это – «Мир игрушек», «Любимые герои мультфильмов», то в старшей группе – «Шутка в танце», «Танец нам рассказывает о животных и птицах», а в подготовительной группе – «Моё танцевальное настроение» и т.д.
В процессе музыкально-ритмического развития детей эстетически выполненное движение играет важную роль. Дети с удовольствием стараются повторить за мной интересные, яркие, эмоционально – выразительные образы. В процессе подражания темп и ритм движений, их последовательность, а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений. Формируются умение и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая).
Во многих композициях (например: «Поросята», «Кузнечик», «Кукляндия», «Волшебный цветок») сочетается исполнение фиксированных движений – по показу, и свободное самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песен – импровизация движений, где каждый ребёнок сам придумывает и показывает движения воображаемого образа). В этом случае переход от подражания к самостоятельности требует включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакций, психологической раскрепощённости. Я заметила, что большинство детей не могут сразу импровизировать , некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, подумать о движении. В этом случае я подбираю сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность детей в собственные силы.
В процессе наблюдения я определяю те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе под счёт, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. Затем я снова предлагаю исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то я их заменяю более простыми.
Полноценное творчество ребенка в хореографии возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев. Яркие, красочные атрибуты для плясок, интересные дидактические пособия, новые игрушки всегда могут заинтересовать ребёнка, что способствует активизации эмоциональной сферы ребёнка. Проводила такое занятие- спрашивала: «Дети, вы хотите увидеть бабочку?»; «Хотим» - с радостью отвечали они. «А какую бабочку – большую или маленькую?» И, к примеру, если дети отвечали «маленькую», я говорила: «Тогда покажите мне, пожалуйста, как порхает маленькая бабочка, и она к вам прилетит». Поскольку у детей появилось большое желание увидеть бабочку, все старались показать движение одними кистями рук как можно выразительнее. Показывала маленькую игрушку (рисунок, фото). Затем, подобным образом появилась и «большая» бабочка.
Работая систематически в течение года над развитием выразительности основных эмоций в средней группе, я использовала имитационные движения ( пальчиковую гимнастику, музыкально-ритмические игры): «Моя семья» (П.Г.), «Зайчик» (П.Г.), «А у зебры..» (П.Г.), «Засолка капусты», «Ох, ах,ух,эх..»; «Ворона и воробьи», «Канон». Ввела свои разработки композиций, игр-превращения такие, как: «Весёлые ладошки», «Стебелёк на ветру», «Попружинь», «Воздушный шар». Во всех играх малыши научились передовать несложные ритмические рисунки хлопками и движениями, обогатился эмоциональный опыт детей, возросла потребность к самовыражению под музыку. Таким образом, в результате проведённой работы с детьми средней группы был заложен прочный фундамент их эмоционального развития, творческого мышления, инициативы, активности на НОД и в группе, первоначальных творческих способностей.
Последовательность в работе соблюдалась и в старших группах. У детей накапливается двигательный опыт (увеличилось число общеразвивающих движений, музыкально-ритмических композиций, имитационных движений), возрастает интерес и потребность в слушании музыки, к самовыражении под музыку.
На своих НОД я активно использую развивающие игры, которые можно проводить с детьми в любое время по одной или несколько за один раз: «Что я вам дала?», «Угадай – кто я?». В результате таких НОД дети старшей группы пришли в подготовительную группу с запасом умений и знаний, и я смогла продолжить работу над дальнейшим развитием и формированием эмоциональной сферы дошкольников.
Так же я активно использую минутки пантомимы, целью которой является развитие произвольности, воображения, выразительности движений, снятия напряжения: «Мыльные пузыри», «Мы на море», «Снеговики». НОД по хореографии – основа для развития всех видов детского творчества. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.
Творческая активность детей в хореографии во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных НОД, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в хореографии. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.
Ребятам предлагаю и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом учитывается возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений. Конечно, воспитание не мыслимо без семьи. И очень важно, чтоб родители приобщались к творчеству своих детей, видели их успехи, разделяли их радость, хвалили и поощряли их. Для решения этой задачи в детском саду проводятся класс-концерты для родителей, где они могут видеть достижения своих детей. Я вижу, как загораются глаза моих подопечных, как для них важно, чтоб родители увидели, заметили их старания. Свои умения и навыки малыши с удовольствием демонстрируют на утренниках, праздниках, развлечениях.
Благодаря совместной работе с воспитателями все больше родителей приобщаются к творческому процессу воспитания детей: с удовольствием мастерят костюмы, готовят атрибуты, делают видеосъёмки праздников, участвуют в проведении концертов. В таких моментах совместного творчества решаются и вопросы эстетического воспитания. Ведь как важно ещё в детстве научить детей видеть прекрасное в природе, слышать красоту в музыке, чувствовать её в поэзии… «Красота спасёт мир». Великая правда заключена в этих словах. И нам надо научить детей понимать, создавать и беречь красоту.
На протяжении 3 лет я систематически работала над темой «Эстетическое и эмоциональное воспитание дошкольников». И у детей повысился интерес к НОД по хореографии, к танцевальному творчеству, расширилось представление о танцах. Воспитатели нашего детского сада с большим удовольствием участвуют во всех праздниках, утренниках. В дальнейшем я буду продолжать работать над этой темой и буду пополнять свою педагогическую копилку новыми современными и интересными музыкально-ритмическими композициями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...