Познавательная активность в рамках ФГТ
статья (средняя группа) по теме

           Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -tezis-zhurnal.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная активность в рамках ФГТ.

                                                              Репина Наталья Вячеславовна

                                                                       воспитатель I квалификационной категории

                                                                             МАДОУ   Детский сад №27 «Чебурашка».               Пермский край.          Город Чайковский.

Познавательная активность – это деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Педагогическая система дошкольного образования успешно реализуется, если созданы внешние и внутренние условия для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка в физической, познавательной, нравственной, эстетической сфере, позволяющие ему самоопределиться в окружающем мире, являющиеся ориентировочной основой его картины мира и осознанного поведения, и общения с другими людьми.

Переход к практике сегодняшнего дня, где предложены федеральные государственные стандарты, к реализации цели развития познавательной активности ребенка возможен  только в рамках развивающей образовательной системы. Одним из главных компонентов этой системы будет образовательная среда. Ее можно назвать развивающей, если жизнь в этой среде предоставляет возможность для самореализации, если ее главной целью является личностный рост всех участников образовательного процесса.

В структуре образовательной среды выделяют три компонента:

  1. Пространственно-предметный компонент - это гибкость и управляемость среды, ее автономность.
  2. Социальный компонент – это взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями.
  3. Организационно-технологический компонент – это организация деятельности.

          Все эти компоненты взаимосвязаны. И эта взаимосвязь дает развивающий эффект образовательной среде лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные отношения, если ребенок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность  и самобытность, прислушиваются к его мнению, если он сам –  полноценный участник процесса, а взрослый рядом – его товарищ, партнер, помощник.

                   Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую личность.

Содержание образования в рамках дошкольного образования требует постоянного обновления. Сам процесс обновления включает в себя определенные направления:

  1. это обеспечение преемственности между ступенями дошкольной и начальной системы;
  2. соответствие содержание образовательной программы современным разработкам в области педагогики, психологии, науки, техники, культуры с одной стороны, и потребностям и реальным возможностям детей – с другой стороны;
  3. повышение внимания к воспитанию здорового образа жизни;
  4. активизация использования информационных технологий;
  5. расширение системы и практики работы с одаренными детьми;
  6. обеспечение коррекции, поддержки и реабилитации детей различных групп риска.

             А каково содержание образовательной деятельности? Содержание образования направлено на реализацию важнейших ценностей, гуманистической направленности, развитие познавательной активности и учебной мотивации личности, предпосылок для развертывания творческих возможностей с учетом ряд принципов:

  1. Принцип уникальности личности ребенка. Он включает в себя индивидуально-ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
  2. Принцип открытости педагога рассматривается как способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
  3. Принцип природосообразности и творчества – это ориентированность на внутренний мир ребенка, создание условий для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
  4. Принцип деятельностного подхода и общения. Ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе игровой деятельности.
  5. Принцип свободы выбора – это право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности.
  6. Принцип среды развивающего типа – это полифункциональность, вариативность, информативность, целостность.

               Таким образом, гармоничный баланс познавательного развития в условиях ФГТ  обеспечивается с помощью системы стимулирования познавательной активности, через ряд направлений в содержании образования и принципов, способствующих включению каждого ребенка в деятельность.

               «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках все рассказать, что вы знаете - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал..». В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников в рамках изучения темы космос.

Данная работа представляет собой обобщение опыта в рамках изучения темы "Космос"....

Конспект ООД по теме: "Медведь - дикое животное" в рамках реализации опыта "Формирование познавательной активности посредством моделирования"

В конспекте представлен учебный материал по ознакомлению детей подготовительной группы с условиями жизни диких животных – бурых медведей, питанием, используя элементы экспериментирования и моделирован...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Волшебница вода» в рамках реализации исследовательского проекта, как средство повышения познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста

На занятии ставилась цель привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование,познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить детей проводить несложные опыты с использо...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...