Предметно-развивающая среда в ДОУ
консультация (старшая группа) по теме

Петрова Галина Анатольевна

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgt.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

      Предметно-пространственная среда группового помещения – неотъемлимая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

      В современном ДОУ вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-развивающей  среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастная специфика, под которою выстраивается целостный образовательный процесс.

    Традиционно в дошкольной педагогике было принято организовывать занятия с детьми старшего дошкольного возраста как школьные уроки, то есть использовалась учебная модель образовательного процесса.

      Выделялась стабильная учебная зона (со столами-партами, учительским столом и доской). Остальное пространство группового помещения дробно зонировалось по видам деятельности.

      В настоящее время, так как многие материалы полифункциональны, они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности. Так же и пространство группового помещения должно стать полифункциональным в каждой из его частей.

 Достаточно разделить его на три части:

1) зона для спокойной, по приемуществу, деятельности (условно – «спокойная» зона);

2) зона для деятельности, связанной с активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п. (условно – «активная» зона);

3) рабочая зона.

      Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

     Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

     Особое внимание хотелось бы обратить на устройство рабочей зоны.

     Модель образовательного процесса, о котором идет речь, предполагает партнерскую форму занятий, требующую особой организации рабочего пространства (воспитатель – вместе с детьми, а не как на уроке: педагог у доски, а дети за партами).

      Стабильная учебная зона должна легко менять свой облик. Это может быть, во-первых, «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и в третьих, место свободной деятельности детей по интересам – вне занятий с воспитателем.

     Возможность изменения рабочего пространства открывается за счет разного расположения столов: соединения в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей. Соответственно, столы должны быть легкими, подвижными. Не должно быть и  письменного стола воспитателя, как бы  отделяющего его пространство от пространства детей. На занятиях воспитатель занимает место рядом с дошкольниками за общим столом.

      Каждая зона пространства должна располагать детей к нескольким видам деятельности в зависимости от времени и ситуации. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать – удобнее на столах), хотя, например, совместное конструирование из крупного напольного материала может осуществляться и в активной зоне. Чтение и рассматривание книг тяготеет к спокойной зоне, хотя не исключает и рабочую.

      Какие-то виды деятельности реализуются во всех зонах. Например, игра в ее разновидностях: подвижные игры с правилами или совместная ролевая – в активной зоне, режиссерская с настольными переносными макетами, настольная игра с правилами – в спокойной или рабочей зоне. Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность.

     Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, следует разместить материалы на границах и внутри зон (расположить на границе двух зон материалы, часто используемые в обеих).

     Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место (не рассыпав по дороге, не мешая другим детям и т.п.) В данном случае статичная витринная «красота» интерьера (с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям) должна уступить место функциональной «красоте». Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

         Примерная маркировка зон, их оборудование и материалы:

   Рабочая зона – легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол, передвижная двусторонняя доска (на колесиках).

На границах зоны – на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах:

* для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы;

 * для познавательно – исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода).

  Спокойная зона – небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика.

На границах зоны – на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах:

   *  для чтения художественной литературы – подборка художественных  текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

 *  для познавательно – исследовательской деятельности – книги  познавательного характера, тематические альбомы, атласы и т.п.

 *  для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для          сюжетной режиссерской игры.

Активная зона – небольшой ковер (легко убирающийся – по ситуации).

  На границах зоны – на стеллажах и легких столах:

   *для сюжетной игры – игрушки разных сюжето-образующих типов, в том       числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

*для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы.

 Границы зон – подвижные.

    Если в ДОУ нет перечисленного оборудования (мебели), можно использовать для условного разделения зон составленные вместе столы; универсальные и театральные самодельные ширмы; с помощью пластмассовых контейнеров, ящиков, тазиков оборудовать место для игр с водой и песком; заменить диван-трансформер легкими банкетками и т.д.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...