Формы и методы работы по формированию у дошкольников основ экологической безопасности
консультация по теме
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_po_formirovaniyu_u_doshkolnikov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формы и методы работы по формированию у дошкольников
основ экологической безопасности»
«Ты пришел в гости в природу –
не делай ничего, что бы счел
неприличным сделать в гостях»
Д.Л. Арманд
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».
Термин «экология» с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука) был введен в 1866г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккеле, который определил ее как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой».
С.И. Ожегов трактует экологию как науку «об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».
В «Советском энциклопедическом словаре» дается определение: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
В дошкольной педагогической науке экологическое образование определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
Экологическое образование – это один из важнейших факторов общего развития и формирования личности ребенка, подразумевающей конечный результат, итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения и которая предусмотрена Государственным стандартом и является частью экологической культуры.
Экологическая культура в толковом словаре – есть совокупность производственных, общественных и духовных достижений, относящихся к природной среде, к среде обитания всего живого. Это часть общечеловеческой культуры, она тесно связана с развитием цивилизации и человеческого общества.
Исследователи проблемы Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков,
Н.А. Ветлугина. Л.Н. Прохорова и др. определяют экологическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры человека, которая включает различные виды деятельности (восприятие природы, овладение знаниями, умениями и навыками, природоохранная деятельность), а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы…).
В учебном пособии «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» экологическое воспитание определяется как процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Будущее зависит от экологической культуры каждого из нас. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатств, разнообразию ее красок и форм целесообразно формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Важно стремиться к тому, чтобы дети усвоили не только знания о влиянии человека на окружающую среду, но и об охране природы, то есть той деятельности, которая направлена не только на разумное использование природных ресурсов – леса, воздуха, полезных ископаемых, - но и на их восстановление.
Пристальное внимание необходимо уделять формированию у дошкольников сознательной установки на здоровый образ жизни, умение детей жить в гармонии с собой и окружающим, выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру.
Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:
- Разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;
- Использование экологически безопасной практической деятельности;
- Формирование экологического сознания.
В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и благополучия в обществе связано с экологическим образованием, формированием, развитием экологической культуры каждого человека.
Педагогический процесс экологического развития, осуществляемый в детском саду предусматривает:
- Экологическое образование - освоение воспитанниками объема
знаний о природных объектах и их экологической зависимости;
- Экологическое воспитание - воспитание экологической
культуры личности, формирование основ экологической безопасности, способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.
Формирование основ экологической безопасности предполагает осознание детьми опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность.
В процессе работы с детьми необходимо решать комплекс задач:
- Показать многогранную природу здоровья;
- Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранить
и укрепить здоровье, соблюдая правила экологической безопасности;
- Сформировать систему знаний, умений и навыков экологически целе
сообразного поведения.
- Вызывать желание принимать участие в природоохранных мероприя
тиях.
Важно сформировать осознание детьми существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе.
Необходимо подвести воспитанников к осознанию детьми опасности своих необдуманных действий в природе в случае:
- загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;
- разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безопасности);
- разорения гнезд, муравейников;
- безжалостный сбор грибов и ягод…
Еще одним из направлений данной работы является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет…).
Вместе с этим задача взрослых состоит в развитии у детей умения выделять и распознавать экологическую опасность (знать, где можно играть и отдыхать, а где – нет, способы определения загрязненности воды и воздуха).
Для этого в детском саду в рамках специально-организованных занятий (по развитию речи, ознакомлению с окружающим, экологии, рисованию и лепке) и совместной деятельности с детьми необходимо пристальное внимание уделять развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.
В увлекательной наглядно - практической форме необходимо:
- обогащать представления детей о здоровье, его потребностях, влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма;
- разучивать пословицы и поговорки о природе и здоровье;
- проводить циклы познавательных занятий:
- «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»,
- «Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть»,
- «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,
- «Как люди вредят природе»,
- «Как бережно относиться к природе»,
- «Как можно восстанавливать природу»,
- «Человек – часть окружающего мира»;
- уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми.
Для обогащения знаний детей можно использовать различные формы организации детской деятельности:
- беседы: «Вода – источник здоровья»; «Не расходуйте воду напрасно»; «Откуда приходят кислотные дожди?»; «Как защитить воду от загрязнений»; «Загрязнение воздуха»; «Как защитить воздух Земли от загрязнений»; «Муравьи – санитары леса»; «Правила друзей леса»; «Сохраним нашу планету», «Для чего нужны лесу дятлы (муравьи, червяки…)… ;
- наблюдения: за осадками; дымящимися трубами котельных; выхлопными газами машин;
- экскурсии: «Озеро Ковдозеро»; «Залив Белого моря»; «Родник»; «Сосновый бор»; «ГЭС»; «Транспорт на наших улицах»;
- опыты: «Какая бывает вода?»; «Свойства воды», «Свойства воздуха»; «Путешествие Капельки»; « Как можно очистить воду»; «Как определить чистоту воды»; «Как определить чистоту воздуха»…;
- природоохранные мероприятия: трудовые десанты: «Снежное одеяло для сосенки», «Помощники природы»; экологические акции «Друзья природы», «Весенняя теплица», «Украсим Землю цветами», «Зеленая аптека»…,
изготовление и размещение кормушек; подкормка птиц; уборка снега с веток после сильного снегопада; утепление нижней части ствола дерева снегом; заготовка корма для подкормки птиц зимой.
Дидактические игры « Что лишнее», «Лесные цепочки», «Природа и человек», «Живое - неживое», «Что было, если бы …»…;
- чтение художественной литературы:
- В.Танасийчук «Экология в картинках»,
- И.Акимушкин «Жил – был Бобр»,
- Н.Сладков «Рыбы»,М.Горький «Случай с Евсейкой»,В.Кашо «Путешествие на дно морское»,
- Г.Снегирёв «Про птиц», В. Бианки «Птичьи разговоры», «Стая птиц под снегом», Н. Сладков «Друг или враг», Ф.Троицкий «От чего зацвёл цветок», П.Молчанов «Спасительница», М.Пришвин «Этажи леса», О.Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», П.Синявский «Зелёная аптека».
Приобщая детей к здоровому образу жизни, необходимо обращать внимание на что, только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет сохранить нашу планету красивой и уютной. Необходимо объяснять детям, что после себя мы должны оставить Землю такой же и даже лучше, чем она была до нас, формировать осознание детьми, что мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Мы должны заботиться о себе, своем здоровье, других людях, воздухе, которым дышим, воде, которую пьем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...
Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры.
Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры....
Материалы из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасности
Я работаю над проблемой формирования у дошкольников основ безопасности с помощью различных форм и методов работы....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ 2014-2105
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)....
Формы и методы работы по формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников....
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков».
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требовани...
Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»
Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....