Семинар-практикум "Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ"
методическая разработка на тему
Меняется мир, меняются дети, должны поменяться подходы к воспитанию и обучению в детском саду. Что такое деятельностный подход, как его применить в работе воспитателю мы на практике посмотрим и оценим, а также составим памятку в помощь воспитателю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.doc | 41 КБ |
pamyatka_deyatelnostnyy_podhod.doc | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Семинар-практикум
Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ
Подготовила
Старший воспитатель Штарева Н.А.
2013
Деятельностный подход
как основная форма организации НОД в ДОУ.
Цель: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования.
Структура:
- «Хотите узнать, как жили в старину? Добро пожаловать в избу!» - практическое занятие с участием педагогов
- Технология деятельностного подхода
- Составление памятки «Деятельностный подход в ДОУ»
- Рефлексия
Предварительная работа: воспитателям раздаются загадки-шарады о месте встречи.
Первый слог- известный всем предлог: когда помещение покидаешь, то его употребляешь. За ним идет бабушка с сильным удивлением, и это короткое слово передает ее настроение. (из-ба) | ? ,, (му-зей) л=з | , Л=Н (гор-ница) |
Содержание деятельности:
- Отгадав загадки-шарады, воспитатели собираются в музее русского быта «Русская горница».
Воспитатели: «А почему мы сегодня собрались в музее?»
Ст.воспитатель: «Как Вы думаете, почему? (Ответы воспитателей) Действительно, согласно тематическому плану скоро начнется тема «Народная культура и традиции», Вы с ребятами будете приходить в наш музей, играть, но достаточно ли экспонатов, всего ли хватает в оформлении? Расскажите, что Вы,....., думаете? А что …. заметила?»
Воспитатели высказывают мнения, что бы им хотелось еще увидеть в музее, чем его можно обновить, чего не хватает
Ст.воспитатель: «Ну, конечно, почти каждый высказал мысль о нехватке печки в музее. Естественно, никакая изба без печки не могла существовать. Давайте подумаем, где и как ее оформить и вместе сделаем. У кого еще можно узнать про экспонаты в музей? Может у кого-то есть что-то интересное и вы могли бы это принести? Буду рада любым предложениям.»
Ст.воспитатель с воспитателями оформляют печку, помогая друг другу делами и советами.
Ст.воспитатель: «Печка получилась как настоящая. А зачем она нужна? Почему мы здесь собрались? Для чего нам новые экспонаты?
(Ответы воспитателей показывают, осознана ли цель)
Сегодняшняя наша встреча очень продуктивна: вы помогли мне освежить интерьер музея. Людмила Александровна поможет найти новые экспонаты, Наталья Владимировна высказала интересные предложения, Елена Николаевна дала хорошие практические советы. Всем большое спасибо.
- Старший воспитатель: «Но собрались мы не только для этого. В связи с выходом ФГТ произошло много изменений в дошкольном образовании. Одной из основных форм организации НОД является деятельностный подход. Сегодняшняя наша встреча организована с помощью деятельностного подхода. Давайте разберем по пунктам технологию деятельностного метода, как сегодня он был осуществлен на практике:
1.Создание проблемной ситуации
2.Целевая установка
3.Мотивирование к деятельности
4.Проектирование решений проблемной ситуации
5.Выполнение действий
6.Анализ результатов деятельности
7.Подведение итогов
- Ст.воспитатель: «Уважаемые коллеги! Мы с вами очень хорошо разобрали все пункты
технологии деятельностного метода, применили его на практике, в результате была составлена памятка «Деятельностный подход в ДОУ»
- Рефлексия. Педагоги делятся на 2 команды.
1 задание: а) Тема НОД «Бабочка-красавица всем нам очень нравится!»
С какой проблемной ситуации можно начать НОД? (3-4 примера)
б) Тема НОД «Мы кормушки собирали, птиц от голода спасали»
С какой проблемной ситуации можно начать НОД? (3-4 примера)
2 задание: От каких высказываний должен отказаться педагог
а) — Ребята, подходите, начинается математика
- Петя предложил неправильно, Маша не подумала, что сказала
- На чем же мы с вами можем полететь?
- На что похожи кирпичики и где их можно найти?
- Саша, принеси конструктор, это будут кирпичики
б)- Кирилл, посмотри, чтоб ребята не заглядывали в коробку, там сюрприз
- Миша, подскажи, где гараж для машин
- Ты играй в машинки, ты иди рисуй
- Все встали, пошли белочку искать
- Наташа, ты делаешь неправильно, надо делать так
3 задание: Выбрать правильный вариант подведения итогов:
а) Саша, молодец, очень красиво нарисовал, Маша, хорошо придумала, что рисовать, Катя и Ксюша быстрее всех убрали со стола...
б) Ребята, наше занятие окончено, все складываем и идем в музыкальный зал
Заключение. Развитие детей начинается в игре, с ее помощью ребенок познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.
Предварительный просмотр:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Деятельностный подход -организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)
Этапы деятельности | Содержание |
1. Создание проблемной ситуации | Процесс вовлечения в деятельность: 1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др) 3. Приходит кто-то в гости или игрушка 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...) 5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др) 6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим») 7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то 8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара) 9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?») 10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам |
2. Целевая установка | |
3. Мотивирование к деятельности | |
4. Проектирование решений проблемной ситуации | Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка |
5. Выполнение действий | |
6. Анализ результатов деятельности | Не спрашивать у детей : понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель |
7. Подведение итогов | Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении
Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: · государственная политика в сфере образова...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...
Урок – основная форма организации педагогического процесса по семейной педагогике
До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма орг...
«Общая характеристика основных форм организации физического воспитания».
Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учрежд...
Совместная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение совместной деятельности: несомненно, она оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и...
Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО
педагогическая статья...
консультация для педагогов «Основные формы организации обучения дошкольников конструированию»
консультация для педагогов...