«Снижение уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»
проект

Исаева Евгения Васильевна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Принято:                                                              

на  заседании  Педагогического  

совета  МБДОУ  «Детский  сад

  №4 «Радуга»

Протокол  № 1 от 30.08. 2019г.  

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  

«Детский  сад  №4 «Радуга»  

______________   О.В.Сумченко

Приказ № 60-р от  30.08.2019  г.  

 

План по самообразованию

 «Снижение  уровня агрессивности у детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»

в МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» дополнительный адрес «Ракета»

на 2019-2020 учебный год

                                                                                Выполнила: Исаева Евгения Васильевна,

педагог-психолог

с.Поспелиха

2019

        Содержание        

Целевой раздел…………………………………………………………..3

Актуальность……………………………………………………………...3

Цели и задачи …………………………………………………………….3

Перспективы самообразовательной деятельности……………………...4

Содержательный раздел………………………………………………….4

Структура агрессивных проявлений…………………………………….4

Методы и приемы предотвращения и снятия агрессии………………………………………………………….5

Практический раздел……………………………………………………..6

Перспективы самообразовательной деятельности ……………………9

Литература………………………………………………………………10

Целевой раздел

Актуальность проблемы состоит в том, что повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Психологи разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является изучение социально-педагогической деятельности, литературы по профилактике и коррекции проблемы.

Цель самообразования: снижение агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

1. Выявить особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте.

2. Совершенствовать психолого–педагогическое мастерство по вопросу снижения уровня агрессивности детей дошкольного возраста.

3. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения.

4. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей.

5. Разработать коррекционно-развивающую программу на понижение уровня агрессивного поведения детей.

6. Отработать механизм совместной работы всех заинтересованных в сохранении и укреплении психического здоровья воспитанников, взаимодействие с педагогами и родителями на основе сотрудничества.

Перспективы самообразовательной деятельности:

- ориентирование в новой литературе;

- умение разбираться в изучаемой проблеме;

- изучение возможностей профилактики и коррекции.

Предположение результата, после проведенной работы: снижение уровня агрессивного поведения дошкольников.

Содержательный раздел.

Структура агрессивных проявлений.

Как и любое психическое явление, агрессия имеет свою структуру, отражающую ее сущностные характеристики. Структуру агрессивных проявлений можно представить  следующим образом, опираясь на исследования психологов И. К. Заградовой, А. К. Осинкого, Н. Д. Левитова.

По направленности:

Агрессия, направленная вовне.

Автоагрессия - агрессия, направленная на себя; проявляется в самообвинении, в самоунижении, нанесении телесных повреждений, вплоть до самоубийства.

По цели:

Инструментальная агрессия является средством достижения какой - либо цели.

Враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

По методу выражения:

Физическая агрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица или объекта.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, так и через содержание вербальных реакций (угроза).

По степени выраженности:

Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта.

Косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (проявляется в топании ногами).

По наличию инициативы:

Инициативная агрессия - непосредственно исходит по собственному желанию.

Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причиненный ущерб.

Также необходимо отметить, что каждая личность обладает определенной степенью агрессивности, так как  агрессия  является неотъемлемой характеристикой  активности   и  адаптивности человека В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Однако если агрессивность приобретает неконструктивный характер, необходима целенаправленная работа по профилактике и преодолению данного негативного факта. Вся коррекционная и профилактическая работа выстраивается с учетом источников и особенностей агрессивных проявлений.

Методы и приемы предотвращения и снятия агрессии.

Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей И. В. Дубровиной, А. Д. Кошелевой, Н. Л. Кряжевой и др., можно выделить следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Игровая терапия - метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Игра является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.

Можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор - они являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения  к  миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость.

Психогимнастика - курс специальных занятий: этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Отдельным методом можно выделить релаксацию - физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов.

Проективное рисование - эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутри психические конфликты и постепенно их разрешать.

     Практический раздел

План работы на 2019-2020уч. год

Срок реализации

Содержание работы

Практический выход

 

Сентябрь

1.Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М., 2001г

2. Причины агрессивного поведения детей// Современные наукоемкие технология. С.Н. Нагимова. – 2007г.  

3. Психология человеческой агрессивности. К.В. Сельченок.- 1999г.

4. Работать  с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.- М., 1991г.

 

Изучение литературы по данной теме

 

Октябрь

Игры направленные на снятие агрессии у детей

 

Картотека игр  

Ноябрь

«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми в ДОУ»

 

Консультация для воспитателей

Декабрь

 «Давайте дружить» 

Цикл коррекционных занятий для детей дошкольного возраста по снижению уровня агрессивности

Январь

«Детская агрессивность как психологическая проблема»

 

Доклад

Февраль

«Агрессивные дети и как с этим «бороться»

Консультация для родителей

Март

«Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей» 

 

Консультация для воспитателей

Апрель

«Агрессия ребёнка. Причины и профилактика 6-7 лет»

Консультация для родителей

Май

Итоговый отчет

Отчет о проделанной работе

 

План работы на 2019-2020уч. год

Этапы

Направленность

Цели этапа

Содержание

Сроки

1

Вводный

продолжить сбор информации по проблеме детской агрессивности

- изучение педагогической литературы;

- подбор диагностического материала;

- подбор информации для консультаций;

- разработка перспективного плана мероприятий проекта.

сентябрь

2

Основной

Дети

диагностическое

исследование

- изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста (экспертная оценка воспитателями и родителями);

- социометрическое исследование;

- формирование коррекционной группы.

октябрь-ноябрь

коррекционно-развивающая работа

- работа с коррекционной группой

декабрь-январь-февраль

Родители

диагностическое

исследование

-исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия;

сентябрь

Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей

- индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики;

- памятки: «Как избавиться от гнева»; «Советы для родителей»

октябрь

Педагоги

Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей

- консультация для воспитателей «Как работать с агрессивными детьми»;

- памятки: «Агрессивный ребенок», «Коммуникативные игры».


февраль-март

3

Итоговый

Анализ эффективности проектной работы

-контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности);

- оформление проекта;

- выставка рисунков «Мы умеем дружить»

-Выступление с результатами проекта на педагогическом совете ДОУ и методическом объединении района.

апрель-май


Перспективы самообразовательной деятельности:

- ориентирование в новой литературе;

- умение разбираться в изучаемой проблеме;

- изучение возможностей профилактики и коррекции;

- ознакомление с основами агрессивного поведения детей дошкольного возраста




Список литературы

1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии, 2011

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М. ,2008

3. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника – М. ,2010

4. Лютова Е. К., Моника Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. _Спб., 2011

5. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии, 2011

6. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 2010

7.Кукса В. Агрессивный ребенок. http://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность

   Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность  В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того...

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Методика обучения счёту и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Презентация содержит советы на каждый день: как знакомить с геометрическими фигурами, с клеткой, с ориентированием в пространстве и времени, как отличать число от цифры....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...