МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Игры с песком (песочная игротерапия). Конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Игры с песком (песочная игротерапия) – их значение в поддержке психического здоровья».

Составила педагог-психолог: Перфилова Елена Михайловна

Тамбов 2010

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

Одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и умений. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для ребенка – кучка песка». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир взрослого от Мира ребенка.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Цели и задачи работы

Цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.

Задачи:

1. Изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.

2. Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми.

3. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферы благополучия в детском саду.

4. наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данной проблемы.

Предметно-развивающая среда

Для проведения занятий с использованием песочной игротерапии необходимо соответствующее оборудование: мягкие подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон и кассеты, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка…).

Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы:

- водонепроницаемы деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность, дно и борта можно окрасить в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо;

- чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта;

- коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

На занятиях можно использовать игровые образы – куклы. Это Мышиный король, Песочная Буря, гномы – искатели сокровищ; жители пустыни: ящерицы, верблюды, змеи.

С целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города можно использовать иллюстрации, картины, элементы одежды путников и путешественников.

Можно демонстрировать различные модели, например: «Несчастное дерево» - изображение сухого дерева без листьев. Модель дает представление о климате, о способах приспособления растений пустыни. «Волшебный кувшин эмоций» - если кувшин наполняется положительными эмоциями, они превращаются в воду – а это самое ценное в пустыни.

Дорога на занятии может привести детей к «Камину эмоций и размышлений». Возле него дети делятся своими ощущениями. Если возникшие эмоции имеют негативную окраску, педагог произносит заклинание, обращаясь к огню:

Огонь волшебный и могучий,

Развей над нами злые тучи!

Сердца детишек обогрей.

Заворожи нас поскорей!

Развитие мышления и воображения можно осуществлять при помощи схем и карт. Детям можно предложить схемы: «Оазис», «Мираж» и др., специально «состаренные» карты: карта затерянного города, карта поиска сокровищ, карта пустыни, карта морского побережья…

Для совершенствования восприятия детей можно использовать коробочки: «звуки пустыни», «камешки – проводники», «шуршащие песенки»…

Перед занятием для определения эмоционального самочувствия можно предложить макет «Цветик-семицветик», при помощи которого ребенок выражает свои ощущения цветом лепестков. Можно рядом с песочницей расстелить ткань, символизирующую песок, для того, чтобы дети выполняли характерные для горячего песка движения (прием на раскаленном песке).

Ребенок – экспериментатор и изобретатель. Дело педагога – предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется), ведь, как любому ученому, ребенку нужна независимость.

Методы и приемы песочной игротерапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце, проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место…).

3. Словесные методы

Мини – беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

4. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра).

Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:

- сравнение по контрасту и подобию (холодная и теплая песчаные норки, Буря и легкий ветерок);

- исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить (кафе «Вкусняшка», магазин сластей, испечем пироги, тропика в лесу);

- рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов);

- анализ – синтез;

- обобщение и описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки – холодные, твердые, ракушки – ребристые, тонкие).

Занятие организуются индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

КОСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие по развитию эмоциональной сферы

«Чудеса на песке»

(старшая и подготовительная группы)

Задачи:

- создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей;

- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- воспитание умения понимать себя и других; формирование способности к рефлексии;

- закрепление основных видов эмоциональных состояний с группой детей.

Материал:

Песочница, миниатюрные фигурки, макеты домов, материал для строительства, пульверизаторы.

 Форма занятия:

Подгрупповая (8-10 человек).

Ход занятия

Педагог. Прежде чем начать наше занятие, мы должны поздороваться. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!»

(дети здороваются друг с другом и с педагогом.)

Педагог. Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную страну. Страну, где у всех жителей грустное настроение.

(Дети рассаживаются полукругом перед педагогом около песочницы.)

Педагог. Положите руки ладонями вниз на песок и скажите мне, какое у вас сейчас настроение? А лучше – покажите его голосом.

Игра «Узнай настроение по голосу»

(Дети с  помощью мимики или произнесения отдельных звуков разной интонации выражают свое настроение.)

Педагог. Положите руки на песок. Что вы чувствуете? Приятно рукам или нет?

(Дети кладут руки на песок и рассказывают о своих ощущениях.)

Педагог. На что похож песок? Из чего он состоит? Что можно делать из песка? Нравится ли вам играть в песок?

(Ответы детей.)

Педагог. У жителей нашей страны нет друзей. Поэтому им очень грустно. Я предлагаю вам построить волшебную страну и вернуть радость и веселье.

(Педагог предлагает коробочки с игрушками, дети строят с их помощью дома, леса, поля, реки.)

Педагог. Ребята, посмотрите, здесь какие-то буквы! (на песке изображены элементы букв.) Кто-то стер их, чтобы мы не догадались, что здесь написано. Внимательно посмотрите и допишите недостающие элементы букв.

Тактильное упражнение «Письмена на песке»

(Пальцами дети дописывают буквы на песке, называют их. Читают слово «дружба».)

Педагог.  Как вы думаете, что такое дружба, кого можно назвать другом? Как стать другом?

(Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Посмотрите, здесь есть еще и следы. Я предлагаю грустные следы жителей заменить веселыми.

(Нечеткие следы дети заменяют на отпечатки своих ладоней.)

Голос. Спасите, помогите!

Педагог. Слышите, ребята, кто-то зовет на помощь! В нашу волшебную страну проникла злая колдунья! Эта колдунья заколдовала всю страну, засыпала песком. Ребята, что умеют делать песчинки?

(Ответы детей.)

Педагог. Ребята, вы знаете, что такое дюны?

(ответы детей.)

Педагог. Это скопление песка с меняющейся формой. Когда дует сильный ветер, дюна преображается. Предлагаю вам превратиться в дюны, а я стану ветром.

Подвижная игра «Ветер и дюны»

(Под музыку педагог с лентой в руке прикасается к детям. Тот, к кому он прикоснулся, меняет положение тела.)

Педагог. Давайте подумаем, чего может бояться Колдунья в пустыне?

(Размышления детей.)

Педагог. Правильно, воды. Сейчас я превращаю вас в повелителей дождя. В вашей власти оживить песчаную страну.

(Педагог раздает пульверизаторы, они смачивают песок водой.)

Педагог. И опять мы видим проделки Колдуньи. Ребята, видите – фигуры из песка, а рядом лежат формы. Подберите форму к каждой фигуре.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Замечательно вы справились» Пора приглашать жителей страны. Кто здесь живет? (Педагог предлагает детям коробочки с игрушками, дети выбирают жителей страны.) Не забывайте, что в стране есть лес, река, а в них – свои жители. (Дети распределяют игрушечных животных в зависимости от их мест обитания.) Как мы поступим с Колдуньей?

(Выбор детей, рассуждения.)

Педагог. А сейчас, ребята, опустите снова ручки в песок и скажите, понравилось ли вам сегодня играть?

(Ответы детей.)

Педагог. Какое у вас теперь настроение?

(Ответы детей.)

Педагог. У меня очень хорошее настроение и радостное. И я предлагаю вам построить большой дом дружбы.

(Дети строят большой дом на песке и украшают его.)

Педагог. Вот и закончилась наша игра. Остается только попрощаться.

( Дети делают пирамиду из кулачков, все вместе произносят «Всем, всем, до свидания!»)

Занятие по снятию тревожности

«Берег Больших черепах»

(старшая и подготовительная группа)

Задачи:

- снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;

- Развить навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива;

- расширить эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом, способствовать возникновению эмпатии, сопереживания.

Материал:

Песок, фигурки-игрушки, полотенца.

Форма занятия:

Подгрупповая (2-4 человека).

Ход занятия

Педагог. Я рада вас видеть, маленькие друзья.

(Дети садятся перед педагогом полукругом.)

Педагог. Итак, начинаем наше занятие. Представьте себе, что мы превратились в черепах… Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирь – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. (Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили  пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг. (Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Пора вставать – они распрямили лапки. Привстали, потянулись, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое и теплое солнышко! С добрым утром, черепашки!

(Ребята улыбаются друг другу.)

Педагог. Ребята, неспроста я предложила вам стать маленькими черепашками. Сегодня мы отправимся в необычное морское путешествие. Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. Конечно, на корабле! А сейчас представьте себе. Что вы стоите на палубе корабля. Наш корабль сильно качает. Переносите вес тела поочередно то на правую, то на левую ногу. Вторую ногу при этом расслабьте.

(Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Педагог. Море богато различными чудесами, в том числе и фантастическими фигурами.

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

(Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Педагог.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления), замри!

Ребята, какие разные у вас получились фигуры. А сейчас я вижу остров, поплывем к нему. Для начала пройдите к нашей песочнице.

(Дети подходят к песочнице.)

Педагог. На далекой и неизвестной планете в давние-давние времена не было воды, а был только песок. И было там огромное-огромное море из песка. Сейчас я предлагаю вам превратиться в ветер и сделать на море волны.

(Дети с помощью ладоней создают на песке волны.)

Педагог. Песочные волны умели говорить и постоянно шептались друг с другом. Возьмите песок на ладони, попересыпайте его и представьте, как песок шепчет ваше имя. Произнесите его!

(Дети произносят свое имя приглушенно, пересыпая песок с ладони на ладонь.)

Педагог. В песочном мире стояла большая башня… Вот и вы постройте высокую старинную башню из песка. (Дети строят башню.) В башне никто не жил. Но вокруг нее постоянно ходили разные существа. (Дети выбирают «существа» из миниатюрных фигурок, располагают вокруг башни.) Выберите из них тех, кто вам не нравится, тех, кто неприятен. Объясните свой выбор.

(Рассуждения детей.)

Педагог. Песочный остров очень маленький, а ведь нашим знакомым нужно где-то жить. Я предлагаю помочь им подружиться. Для этого у меня есть морская ракушка. Ракушку передавайте друг другу по кругу, согревая ее в руках, и рассказывайте по очереди правила настоящей дружбы.

(Передавая ракушку друг другу, дети рассказывают, как нужно дружить.)

Педагог. Какие ценные и замечательные правила. А теперь всех жителей острова поселите в башню, каждого там, где ему будет удобно.

(Дети расселяют жителей.)

Педагог. А еще на остов приплывают отдыхать большие черепахи. Но им обязательно нужно уединенное, тихое место для отдыха. Возьмите фигурки, растения и создайте свой тихий уголок отдыха.

( Дети создают место отдыха, каждый свое.)

Педагог. Большие черепахи очень любят хвалить друг друга. Для того, чтобы хвалить, мы на песке нарисуем волшебные очки и будем примерять их, а вместе с примеркой говорить о себе хорошие слова.

( Дети рисуют очки, как будто примеряют их, хвалят сами себя.)

Педагог. Большие черепахи любят зарываться в теплый песок. Погрузите и вы ладонь в песок. (Дети закапывают ладони в песок.) Что вы чувствуете? Приятно вам или нет? (Ответы детей.) Что вам хочется изменить? Какое у вас настроение? Чувствуете ли страх? А теперь переверните ладони внешней стороной. Изменились ваши ощущения? А ваше настроение? (Ответы детей.)

Педагог. Нам пора возвращаться на корабль и плыть домой.

(Дети берутся за руки в форме «лодки», садятся на ковер. Передавая мяч, они делятся своими впечатлениями от занятия.)

Занятие по социально-эмоциональному развитию

«Вслед за радугой»

(старшая и подготовительная группа)

Задачи:

- активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире;

- развивать детскую эмпатию и расширять «словарь эмоций» путем тактильных взаимодействий;

- обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций;

- способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.

Форма занятия:

Подгрупповая (8-12 человек).

Материал:

Плоскостное изображение гнома со сменным лицом (грусть, радость); листочек, покрытый песком; цветы с тактильными покрытиями; записи музыкального сопровождения; «следы Кляксы»; картинки для работы в парах; голубая лента; капельки; макет «Черные тучи»; запись грома; пульверизатор с темной водой; зонтики, черный плащ; трубки; емкости с водой; песочница; «киндер-сюрпризы»; шкатулка с цветным песком.

Ход занятия

(Звучит музыкальное сопровождение –«Вальс цветов».)

Педагог. Здравствуйте, милые ребятки, здравствуйте, гости долгожданные! Я приглашаю вас в царство Радуги.

Грустный плач. Ой, спасите, помогите!

Педагог. Ребята, как вы думаете, что случилось?

(Ответы детей.)

Педагог. Это плачет грустный гномик. Он поделился со мной своей бедой… В его сказочном песочном царстве побывала Черная Клякса и перекрасила радугу в черный цвет. Не будет в нем больше добра, тепла и света! А что случится без ярких красок, ребята?

(Ответы детей.)

Педагог. Я предлагаю помочь маленькому гномику и вернуть на небо разноцветную радугу. Нам покажет дорогу волшебный листочек. А как вы думаете, почему я назвала листочек волшебным?

Дети. Потому что он покрыт песком.

Педагог. А как вы догадались? Какой он на ощупь?

Дети. Листочек шершавый, он покрыт песчинками, колючий…

Педагог.

Ты лети, лети листочек,

Мимо елок, мимо кочек,

Покружи, покружи,

Нам тропинку покажи.

Мы пришли на цветочную поляну. Отгадайте, кто здесь хозяйка.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит к нам пришла …

Дети. Весна!

Педагог. Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка-Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку? (На полу расположены изображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями: соль, песок, рис, фольга, чай…)

Дети. Весенними цветами!

Педагог. Выберите себе любой цветок и расскажите о нем. Какой у тебя цветок? А у тебя? Почему твой цветок так называется, на что он похож?

1-й ребенок. Мать-и-мачеха – у нее одна сторона мягкая, пушистая, нежная, как мама, а другая сторона холодная, шершавая – как мачеха.

2-й ребенок. А у меня фиалка – ее цвет поход на цвет глаз.

3-й ребенок. Мой цветок – медуница, она яркая, нарядная, привлекает пчел, угощает сладким соком.

4-й ребенок. У меня – прострел – колючий, смелый: первый появляется, как «выстреливает» из-под земли.

Педагог. Какие ощущения возникают, если погладить твой цветок?

(Ответы детей. Затем педагог включает запись.)

Педагог. Ребята, я предлагаю вам превратиться в весенние цветы.

Психоэтюд «Первые цветы»

(Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия.)

Наши первые цветки                                  Руки перед грудью, ладонь прижата к ладони,

Распускают лепестки                                  Поднимаем вверх, раскрывает руки.

Ветерок чуть дышит,                                  Медленно раскачиваемся из стороны в  

Лепестки колышет.                                      Сторону.

Наши нежные цветки                                  Ладони рук над головой соединяются,

Закрывают лепестки,                                   опускаются к груди.

Головой кивают,                                          Киваем головками, закрываем глаза,

Тихо засыпают.                                            Голову кладем на ладони.

Педагог. Ребята, просыпайтесь, это Черная Клякса навеяла сон, чтобы помешать нам попасть в песочную страну. Посмотрите, что это, как вы думаете? (Педагог показывает на следы Кляксы на полу.) Это следы Черной Кляксы. Возьмитесь за руки, пойдемте по ним. Может под ними спрятаны краски радуги? (Дети и педагог смотрят на картинки с обратной стороны клякс.)

Педагог. Что вы видите?

Дети. Здесь нарисованы разные картинки.

Педагог. Я предлагаю вам оживить эти картинки. Придумайте и покажите вдвоем нарисованный сюжет, а мы будем отгадывать.

Пантомима «Живые картинки»

(Дети делятся на пары и с помощью жестов, мимики показывают содержание картинок: цветок и пчела, солнышко и дождик, ветер и дерево…)

Педагог. Какие у вас волшебные картинки получились! Но краски мы так и не нашли. Где наш волшебный листок?...

(Педагог достает тактильный листок, обращается к нему.)

Ты лети, лети, листочек,

Мимо елок, мимо кочек,

Покружи, покружи,

Нам тропинку покажи!...

(Дети кружатся вместе с листком, подходят к ручью – голубой ленте, расположенной на полу.)

Педагог. Привел листочек нас к лесному ручейку. Прислушайтесь, дети… Тишина… Ручей не журчит, не поет. Наверное Черная Клякса и здесь побывала. Попробуем оживить ручеек?

Имитационная игра «Песенка ручья»

Педагог. Возьмите цветные трубочки и изобразите песенку ручья.

(Дети подходят к столам. На столах расположены небольшие емкости с водой. Дети с помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка.)

Педагог. Ребята, какими еще словами можно описать песенку ручья?

Дети. Озорной, задорный, шумный, игривый, журчащий, быстрый…

Педагог. Дети, о чем мы хотели спросить ручей?

Дети. Ручей, ручей, где краски радуги?

Ручей (аудиозапись). Я не знаю. Может быть, мои капельки вам подскажут. Возьмите их и помогите подняться высоко в небо. Возможно там вы и найдете разноцветную радугу.

(Дети наклеивают на рисунок неба капельки. Раздается запись грохота грома. Педагог накидывает на себя темную накидку, «превращается в Злую Кляксу».)

Клякса. Ха-ха-ха! Здесь не радуга, а мои черные тучи.

Весь мир покрою темнотой,

Вас черной оболью водой!

(Брызгает из пульверизатора с подкрашенной темной водой, дети убегают, закрываясь яркими зонтиками.)

Клякса. Ой, боюсь, боюсь ярких цветов. Убегаю, убегаю!

(Педагог снимает темную накидку.)

Педагог. Где же нам найти краски радуги? Возьмите листок!

(Дети вместе обращаются к листку со словами.)

Ты лети, лети, листочек,

Мимо елок, мимо кочек,

Покружи, покружи,

Нам тропинку покажи.

( на пол ставится корзина с разноцветными трубками.)

Педагог. Ребята, посмотрите, это волшебные трубки. Они могут показывать деревья, птиц, зверей. Посмотрите, может, вы тоже что-то увидите?

(Дети смотрят в трубки и рассказывают об увиденном.)

Педагог. Ребята, я вижу песочное озеро. Что-то спрятала в нем Черная Клякса. Попробуйте это найти.

( дети вместе с педагогом подходят к песочнице, в которой спрятаны футляры от «киндер-сюрпризов».)

Педагог. Дети, откройте футлярчики и посмотрите, что в них.

(Дети открывают футляры.)

Педагог. Смотрите, это план места, где спрятана шкатулка с красками!

(Дети изучают план и находят шкатулку с красками.)

Педагог. Посмотрите внимательно и назовите цвета. Черная Клякса забрала несколько полосок и радуга не получится… Каких красок не хватает? Что мы можем сделать?

Дети. Давайте попробуем раскрасить радугу.

(Дети украшают дуги радуги цветным песком.)

Педагог. Какая чудесная радуга у вас получилась! Посмотрите на гномика, что изменилось?

Дети. Гном изменился. Его настроение было грустным, а стало веселым.

Педагог. Он улыбается, стал веселым, нарядным. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей.)

Педагог. Ребята, вы помогли спасти сказочный песочный мир. Он стал светлым, ярким и солнечным. На небе теперь всегда светит яркое солнышко, в лесу поют веселые цветные птицы, звенят быстрые ручьи.

( Педагог раздает детям коробочки с миниатюрными игрушками. Дети создают с их помощью сказочную страну.)

Педагог. Вы были дружными, активными, преодолели все препятствия. Скажите, что было самым трудным. Что самым страшным, а что самым радостным в дороге?

(Педагог предлагает детям положить ладонь на песок и поделиться впечатлениями. Дети выполняют задание.)

Занятие по формированию нравственных представлений

«Встреча с Мышиным королем»

(старшая и подготовительная группа)

Задачи:

- продолжить знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними;

- закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

- развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материал:

Песочница; фигурка Мышиного короля; буквы, составляющие слова: море, река, небо, лес, поле; кисти, совочки, трубочки, перья; миниатюрные игрушечные дома, деревья, замки, башни.

Форма занятия:

Подгрупповая (6-8 человек).

Ход занятия

(Дети сидят около педагога на ковре.)

Педагог. Здравствуйте, милые ребятки. Вы любите сказки? Вот послушайте…Жили-были буквы, каждая в своем домике. Они и радовались, и вздыхали, и шептались, произнося свое имя. У кого-то голос был звонкий и имя звонкое, у кого-то глухой голос и имя глухо произносилось, у другого голос шипел и имя шипело, а у третьего голос дрожал и имя дрожало. Произнесите и вы свои имена по-разному.

(Дети произносят свои имена в соответствии с инструкцией педагога.)

Педагог. Все буквы были очень разные. И все вроде бы было хорошо, но вот беда – каждый слушал только себя.

(Все участники одновременно произносят свои имена.)

Педагог. Каждый видел только себя.

(Дети рассматривают себя.)

Педагог. Ничего общего у них не было. Ни дорог, ни прекрасных садов, ни голубых озер. И даже солнышко не спешило заглядывать в эту страну песка. Как вы думаете, почему?

(Ответы и размышления детей.)

Педагог. И жилось бы в песочной стране скучно и грустно, если бы не случилось вот что…

Однажды темной-темной ночью, когда все дети спали, в страну прокрался сам Король Мышей и выкрал у детей все-все буквы! Что же делать? Ведь теперь дети никогда не научатся ни читать, ни писать!

Для того, чтобы найти Короля, нужно сначала построить пещеру. Из чего будем строить, что нужно для строительства? Какая будет пещера?

(Индивидуальное обращение педагога к детям, строительство пещеры. Появляется фигурка Короля мышей.)

Король. Прежде чем откапывать буквы, вы должны рассказать мне, что вы чувствуете, когда кладете ладони на песок!

Педагог. Ребята, расскажите злому Королю о ваших чувствах.

(Дети кладут ладони на песок и делятся с Мышиным Королем своими ощущениями.)

Педагог. Дети, как вы думаете, почему Король стал злым? Как помочь злому человеку? Легко ли дружить со злыми людьми?

(Ответы и рассуждения детей.)

Игра «Веселые буквы»

Педагог. Я предлагаю идти дальше, ведь нас ждут потерянные буквы. Давайте построим из песка город букв. Для этого нужно разделиться на пары, и потом пускай каждый из вас вылепит из песка первую букву имени своего товарища.

(Дети, разбившись парами, из песка изготавливают первую букву имени своего друга.)

Король. Берите буквы, но все равно подружиться они не смогут. Вы не знаете, что для этого нужно сделать.

Педагог. Ребята, как нам быть? Что такое дружба? Что нужно для дружбы? Кто такой настоящий друг? Есть ли у дружбы правила?

(Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Какой самоуверенный король, ведь, чтобы буквы подружились, их нужно просто сложить в слова. Ведь отдельная буква так одинока. Посмотрите, что получается, когда буквы держатся вместе.

(Дети на песке составляют из букв слова.)

Педагог. Буквы встали рядом, получилось глубокое море. (Дети создают море а песке.) В море впадает красавица-река. (Дети делают реку.) Вокруг вырастают волшебные леса… (Дети делают лес.) Простираются широкие поля. (Дети делают поле.) Высоко красуются голубые небеса, и встает ясное солнышко… (На линии горизонта в песочнице помещается солнце.)

Педагог. Посмотрите, мы сотворили чудо! И все это благодаря вам – волшебникам! Но Мышиный король все же остался злым. Как с ним поступить?

(Предложения детей.)

Педагог. Давайте все вместе похвалим Короля мышей, тогда он подобреет!

(Дети по очереди по кругу передают фигурку Короля, делая ей комплименты.)

Педагог. Мышиный король стал теперь добрым. Ведь добро всегда побеждает зло, значит на нашей планете еще на одного доброго стало больше. В песочной стране теперь всегда праздник. Все радуются и купаются в теплом и нежном песке, греют ладони в ласковых лучах солнца, под веселую музыку вместе с Мышиным королем исполняют танец победителей!

(Дети танцуют произвольный танец победителей.)

Педагог. Наступает снова ночь… (На песчаном полотне педагог выкладывает месяц и звезды.) Пора прощаться. Мы подружились и всегда будем вместе. Мы – друзья, а друзья не расстаются надолго!

Занятие по развитию эмоциональной сферы

«Доброе превращение и чудесное спасение»

(младшая и средняя группа)

Задачи:

- закреплять, уточнять, систематизировать знания детей о песке;

- развивать мыслительную и речевую активность; восприятие детей через тактильные ощущения;

- развивать эмоционально-чувственный опыт детей, творческое воображение;

- воспитывать умение выслушивать друг друга, находить решение проблемных ситуаций;

- обучать способам эффективной рефлексии и умению выражать эмоции с помощью речи.

Материал:

Картина с изображением пустыни; песочница и миниатюрные фигурки; 12 разноцветных мешочков с песком, 12 вееров; коробочки с песком и камнями; аудиозапись звука ветра, кукла-кузнечик, кукла – колдунья Песочная Буря, салфетки, стаканчики с водой, маты.

Форма занятия:

Подгрупповая  (8-10 человек).

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребятки! (Педагог располагает свои ладони напротив ладоней детей, дети прикасаются к ним со словом: «Здравствуйте!») Я очень рада вас видеть и так ждала вас! Ой, а куда мы попали? (Педагог смотрит по сторонам. Вокруг стоят емкости с песком, цветные мешочки на столах.)

(Дети высказывают свои предположения.)

Педагог. Посмотрите, кругом песок. Наверное, мы оказались в царстве песка. Мешочки разноцветные какие-то стоят. Выберите себе по мешочку.

(Дети подходят к столам, выбирают мешочек,)

Педагог. А тебе какой мешочек больше нравится? А тебе?

(Индивидуально педагог обращается к каждому ребенку.)

Педагог. Ребята, а как вы думаете, какой мешочек самый радостный? Какой самый грустный? Какой злой? Какой самый удивительный? Какой самый нежный? (Ответы детей.)

Педагог. Посмотрите, что в ваших мешочках. Что там? (Педагог обращается к каждому ребенку индивидуально.)

Педагог. Какой песочек на ощупь?

Дети. Мягкий, теплый, шелковый, рассыпчатый…

Педагог. А какого он цвета?

Дети. Желтый, оранжевый, коричневый …

Педагог. Что можно делать из песка?

(Ответы детей.)

Педагог. Можно поскользить пальчиком по песку и почувствовать каждую песчинку, сделать отпечатки и углубления большими пальчиками,  ладонью, кулачками, поиграть на песке – как на пианино.

(Дети выполняют предложенные педагогом действия с песком.)

Педагог. Как приятно играть в песок! Но откуда он здесь? Наверное, это подшутила над нами хозяйка песочной страны!

(Включается аудиозапись плача кузнечика: «Ой, меня засыпало, плохо мне, спасите, помогите…»)

Педагог. Ребятки, кто это плачет? Что случилось?

(Дети высказывают свои предположения.)

Педагог. Как мы поможем кузнечику?

(Ответы детей.)

Педагог. Кузнечик попал в пустыню. Надо спешить ему на помощь!

(Педагог вместе с детьми подходит к картине с изображением пустыни.)

Педагог. Ребятки, это пустыня. Слово «пустыня» образовано от слова «пусто». Здесь нет больших зеленых растений, только колючки и кактусы. Кругом пески. Солнце светит ярко. Животных мало, остались только сильные верблюды, которые не боятся жары.

(Слышится смех, из-за сделанного бархана появляется кукла-колдунья.)

(Педагог выносит куклу, говорит за нее, изменив голос.)

Колдунья. Ха-ха-ха! Зачем вы пожаловали ко мне в страну песка? Я здесь хозяйка!

Здесь в пустыне, нет дороги,

Обожжете себе ноги.

Педагог. А кто вы такая? Ребята, вы не знаете, кто это?

(Ответы детей.)

Педагог. Мы услышали, что кто-то просит о помощи, и решили помочь!

Колдунья. Никого здесь нет! Одна я! А зовут меня Песочная буря!

Педагог. Страшно вам, ребятки?

Дети. Нет!

Педагог. Нам не страшно, Песочная буря, дай нам дорогу! Превратимся мы в смелых и выносливых верблюдов и пройдем через песок.

Имитационная игра «Пустыня»

(Имитация детьми в движении слов педагога)

Долек наш путь, идут не спеша                             Поднимаем руку ко лбу и смотрим

Верблюды по пустыне. Солнышко                         наверх.

Высоко.

Ноги верблюдов в песке                                          Имитация тяжелых шагов.

Утопают, тяжело идти,

Вокруг никого нет.                                                   Смотрим по сторонам.

Много песка на ногах,                                              Стряхиваем песок.

Тяжело… Жарко!                                                    Машем ладонями на себя, вытираем лицо

(Появилась Песочная буря.)

Колдунья. Пришли все же к заветному месту!

Педагог. Ребятки, где-то здесь засыпало кузнечика, поищите его, только аккуратно, чтобы не повредить!

(Дети раскапывают кузнечика.)

Педагог. Не бойся, кузнечик, никто тебя не тронет! Вот тебе зеленый листочек, посиди, отдохни. (Педагог достает лист и сажает на него кузнечика.)

Педагог. Коробочки какие-то странные лежат. Звуки разные издают. Мне кажется, что коробочки разговаривают со мной. (Педагог трясет одну коробочку.) Эта коробочка ласково и тихо шепчет мое имя. (Берет другую коробочку.) А теперь мое имя стало веселым и громким. Ребята, теперь вы возьмите коробочки и произносите ваши имена по-разному – тихо и громко, весело и грустно.

(дети выполняют задание.)

Колдунья. Весело им стало! Радостно! Ну ничего, сейчас вы повеселитесь!

(Звучит запись ветра.)

Педагог. Ветер в пустыне поднялся. Поднимает песок и делает волны. В ладошки попадает, пересыпается.

(Дети пересыпают песок в ладонях.)

Колдунья.

Ветер, ветер, ты лети,

Все тропинки замети,

Чтоб ребята домой не ушли.

(Запись ветра звучит громче.)

Педагог. Не страшен нам ветер, станцуем мы вместе с ним, нам радостно.

(Дети произвольно двигаются под «музыку ветра»).

Педагог. Что же нам делать, ветер стер дорожку домой! Чтобы песочек больше не рассыпался, дождик звать нужно! Дождик, лей, дождик, лей, никого не жалей! Помогите, ребятки, вместе позвать дождик!

(Дети и педагог вместе зовут дождик. Педагог раздает детям веера.)

Педагог. С помощью этих вееров мы сможем увидеть, будет ли песок рассыпаться.

(Дети машут веерами на песок, затем делятся впечатлениями.)

Педагог. Не страшен нам сейчас ветер, песочек влажный и не разлетается.

Колдунья. Не хочется мне быть злой! Доброй стать хочу, да вот только не знаю как, подскажите мне, ребятки.

(ответы и рассуждения детей.)

Колдунья. Знаю! Все теперь знаю! Сделаю доброе дело. Жарко в моей пустыне. Воды чистой да свежей дам вам попить.

(На подносе в стаканчиках раздают детям воду.)

Педагог. Хорошо нам стало, а с кузнечиком что делать? Где ему жить?

Дети. Кузнечику хорошо жить в лесу!

Педагог. А леса здесь нет…

Колдунья. Я знаю волшебные слова и помогу вам:

Раз, два, три –

Лес зеленый, расти!

Повторяйте слова за мной!

(Дети повторяют слова и «сажают» лес в песочнице.)

Педагог. Ну что же, Песочная буря, береги лес, дружи с кузнечиком, не обижай его!

Колдунья. Вы мне понравились, но я отпускаю вас домой. Не забывайте про меня, приходите в гости!

Педагог. Всем, всем до свидания!

Занятие по развитию эмоциональной сферы

«Путешествие в сказку»

(средняя и младшая группа)

Задачи:

- развивать эмоциональную сферу ребенка и его способность к рефлексии;

- воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству;

- формировать навыки непринужденного общения и активизировать словарь детей.

Материал:

Песочница; запись спокойной музыки; миниатюрные фигурки: колдунья, собака, лес, деревья, лесные звери; кисточки по числу детей; деревянная палочка; 2 моста: красный и черный; емкости с водой; картинки с изображением птиц.

Форма занятия:

Подгрупповая (6-8 человек).

Ход занятия

Педагог. Здравствуйте, ребята! Давайте по очереди представимся и поздороваемся друг с другом!

(Дети стоят в кругу, по очереди делают шаг в центр круга и называют свое имя.)

Педагог. Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку. Как вы думаете, на чем можно путешествовать в сказку? Какие сказочные средства передвижения вы знаете?

(Ответы детей.)

Педагог. Закройте глазки.

(Включается запись спокойной музыки.)

Скорей закройте глазки,

Скажу я: раз, два, три.

Очутитесь вы в сказке.

Всем доброго пути!

Открывайте глаза. Вот мы с вами и оказались в сказке.

(Дети открывают глаза и подходят к песочнице.)

Педагог. Ребята, посмотрите. Мы очутились в сказочной стране. Как вы думаете, как она может называться?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. Как здесь тихо. Птицы не поют, цветы не распускаются, и людей не видно. Как вы думаете, почему? Что могло случиться?

(Дети высказывают свои версии и предположения.)

Педагог. В этой чудесной, волшебной стране случилась большая беда. Однажды ночью сюда прокралась очень злая  колдунья…

(Педагог показывает детям фигурку колдуньи.)

Педагог. Злая колдунья похитила маленькую зверюшку и превратила ее в палку…

(Педагог показывает детям палку.)

Педагог. А для того, чтобы никто не смог расколдовать бедную зверюшку, колдунья разобрала ее имя на буквы и закопала их на дне самой глубокой темницы…

(Педагог ставит «замок колдуньи», закапывает зверюшку и бумагу с именем.)

Педагог.  А секрет своего злого колдовства колдунья закопала в песчаной горе и заколдовала вход в нее. Ребята, где же эта песчаная гора, давайте построим ее и поселим туда колдунью.

( Дети строят башню колдуньи и помещают на вершину ее фигурку.)

Педагог. Что же нам делать, ребята? Нужно обязательно выручить из беды заколдованную зверюшку! Вы готовы к сложным испытаниям и трудностям?

Дети. Да!

Педагог. Ну что ж, тогда – вперед! А вот и первое испытание – река. Ребята, сделайте в песочнице реку.

(Дети разметают дно песочницы – делают реку.)

Педагог. Через эту реку есть два моста – мост радости и мост грусти.

(Педагог выставляет в песочнице мостики.)

Педагог. Вам нужно выбрать каждому один из этих мостов. Посмотрите, мостик красного цвета – это мост радости, а мостик черного цвета – мостик грусти. Пройти по ним несложно, нужно лишь с помощью выражения лица, мимики, показать эти чувства.

(Дети выполняют задание по инструкции педагога.)

Педагог. Ну вот мы с вами и преодолели первое препятствие! Но дальше опять нет дороги – прямо перед нами вырос дремучий лес, он преграждает нам путь к горе.

(Педагог демонстрирует детям фигурки деревьев.)

Педагог. Дети, а что значит слово «дремучий»?

(Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Пройти через дремучий лес нам помогут лесные звери. Скорее назовите их!

Дети. Медведь, лиса, волк, заяц, лось…

Педагог.                

Нам помогли лесные звери,

И мы недалеко от цели!

Но снова перед нами новое препятствие – песчаная гора! Как вы думаете, какая гора нам мешает?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. А какая гора будет прочнее – из сухого или из сырого песка?

(Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Попробуем построить из разного песка…

(Дети выполняют строительство из разного песка.)

Педагог. Ну вот мы с вами и убедились, что из сырого песка гора прочнее – песок липнет и не рассыпается. Но кто же поможет нам перебраться через гору?

(Дети высказывают свои предположения.)

Педагог. Я знаю! Нам помогут лесные птицы! (Педагог показывает изображения и миниатюрные фигурки птиц.) Скорее вспоминайте названия лесных птиц и приглашайте их на помощь!

Дети. Сорока, дрозд, ворона, синица, воробей…

Педагог.

И птички помогли нам в горе.

Теперь на берегу мы моря.

Смотрите, какое море глубокое, синее, неспокойное…

(Дети в песочнице, разгребая песок, делают «море».)

Игра с использованием этюдов «Море волнуется раз…»

Педагог. Чтобы преодолеть море, нам нужно сыграть в игру «Море волнуется …»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Форма грусти (радости, злости, удивления…)

Замри!

(Педагог просит детей отойти от песочницы и, встав в круг, изобразить радость, злость, удивление или другую названную эмоцию с помощью мимики, позы…)

Педагог. Ну вот мы и преодолели море. Но теперь на нашем пути встала высокая гора, скрывающая силу колдовства злой колдуньи. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы победить злодейку?

(Ответы и предположения.)

Педагог. Я думаю, что победить злую колдунью мы сумеем, если как следует и от всего сердца ее похвалим. А как вы думаете, почему добрые слова могут превратить колдунью в друга?

(Ответы и рассуждения.)

Педагог.Кого же мы расколдовали, какое имя мы узнали?

Возьмите кисточки и осторожно раскопайте того, кого спрятала колдунья.

(Дети кисточками откапывают в песочнице фигурку собачки.)

Педагог. Молодцы ребята! Вы не побоялись происков злой колдуньи и спасли бедную собачку! Теперь она снова весела и от всего сердца благодарит вас за помощь. И все другие звери волшебной страны радуются вместе с ней.

Найдите собачке дом и веселых друзей, которые будут вместе с ней играть, учиться, помогать в трудных ситуациях.

(Дети на песке строят дом для собачки.)

Педагог. Вот и закончилось наше с вами сказочное путешествие – нам пора возвращаться домой. Закройте глазки. Раз, два, три! Ну вот мы и дома! Но сказочные чудеса останутся  с нами навсегда!

Занятие по развитию эмоциональной сферы

«Затерянный город»

(младшая и средняя группа)

Задачи:

- создание положительного эмоционального микроклимата, способствующего самовыражению детей;

- развитие мышления путем создания проблемных поисковых ситуаций и экспериментальной деятельности;

- воспитание гуманных чувств, способности к сопереживанию.

Материал:

«Старинная» карта; модель «Сухое дерево»; листья на клейкой основе с написанными на них словами; песочница; миниатюрные игрушки: деревья, цветы, животные, рыбы, птицы; схема-мозаика «Разбитый кувшин»; запись шума ветра; сундучок с раздаточным материалом: веер, кисти, емкости с водой.

Форма занятия:

Подгрупповая (6-8 человек).

Ход занятия

(Дети сидят на ковре полукругом.)

Педагог. Здравствуйте, милые ребятки, как же я рада вас видеть! Сегодня я наткнулась на удивительную и непонятную мне вещь. Посмотрите. Что это? (Педагог показывает детям «старинную» карту.) Это карта. Если ее внимательно разглядеть и прочитать написанное, можно узнать, что она указывает на место, где когда-то стоял прекрасный город с умными и добрыми людьми. Однажды в город пришел злой ветер, который развеял дружбу и засыпал город песком, и только эта карта чудом уцелела. Посмотрите, на ней остатки песка. Как вы думаете, может быть это подсказка, где нам ее искать?

(Ответы детей.)

Педагог. Вы правы, нам предстоит отправиться в пустыню. Ребята, а что нам необходимо взять с собой в путешествие?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. Тогда в путь! Посмотрим на карту. Нам нужно найти сухое дерево.

(Дети вместе с педагогом проходят к модели «Сухое дерево».

Педагог. Злой ветер превратил зеленое когда-то дерево в сухое и печальной. Как нам оживить его?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. А я предлагаю оживить дерево добрыми листьями с приятными словами.

Игра «Добрые слова».

(Дети помещают на ветки дерева листья на  клейкой основе с добрыми словами, «оживляя» его.)

Педагог. Дерево снова с листьями. Но нужно помнить, что добрые слова нужны не только деревьям, животным, растениям, но и людям. Давайте передадим в своих ладонях друг другу добрые пожелания, приятные слова и отправимся дальше.

(Дети в свои ладони говорят друг про друга приятные слова и передают «симпатии» друг другу.)

Крик. Помогите, помогите!

Педагог. Ребята, нас зовут на помощь, поспешим! (Педагог и дети подходят к песочнице._ Что случилось, как вы думаете?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. Я вижу здесь очень много животных, которые растерянно смотрят по сторонам. Помогите им найти свой дом и свою среду обитания!

Игра-классификация «Дом для животных)

Педагог.

Живу я под землею,

Ходы и норки рою,

Без рук, без ног,

Земле помог.

Как вы думаете, кто это? Где его дом?

Дети. Это червячок!

(Дети строят домик для дождевого червяка, помещают туда его фигурку.)

Педагог.

Что за кочки возле дома?

Кем раскопан огород?

Эти кочки всем знакомы,

Роет норки черный…

Дети. Крот!

(Дети делают дом для крота.)

Педагог. Кого называют кораблем пустыни? Где его дом?

Дети. Это верблюд, он живет в пустыне.

(Дети отводят в песочнице место для пустыни и размещают там фигурки верблюдов.)

Педагог. Кто зимой белый, а летом серый? Где его дом?

Дети. Это заяц, его дом – лес.

(Дети делают лес для зайца, помещают его туда.)

Педагог. Ее называют рыжая краса, хитрая плутовка. Кто это? Где она живет?

Дети. Это лисичка, она тоже живет в лесу.

(К зайцу дети подселяют лису.)

Педагог. Он очень любит мед, а зимой лапу сосет. Кто это? Где его дом?

Дети. Это медведь! Его дом – тоже лес.

(Медведя дети помещают рядом с другими лесными животными.)

Педагог. Молодцы, правильно отгадали все мои загадки, а какие замечательные дома получились для животных! Есть ли кто-нибудь без дома? Если остался, почему?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. Давайте и им поможем!

(Дети строят дома для оставшихся животных – рыб, птиц.)

Педагог. Посмотрим на нашу карту. Куда же нам идти дальше? Ребята, смотрите, на песке лежит разбитый кувшин. В нем когда-то была вода. Соберите его.

Мозаика «Разбитый кувшин»

(Дети подбирают кусочки разбитого кувшина, выкладывая их на схему мозаики.)

(Звучит запись шума ветра.)

Ветер. Как посмели вы прийти в мои владения?! Замету, засыплю горячим песком!

Педагог. Ребята, скорее превращайтесь в легкие песчинки и, чтобы не разлететься, по моему сигналу собирайтесь вместе.

Подвижная игра «Песчинки»

(По сигналу дети собираются командами по 2, 3 или 4 человека. Игра повторяется несколько раз.)

Педагог. Смотрите, Ветер сдул песок с сундучка. Давайте посмотрим, что в нем.

(Дети и педагог открывают сундучок.)

Педагог. С помощью этих инструментов мы превратимся в археологов, и обязательно найдем старинный город.

(Дети достают из сундучка кисти, веера, трубочки.)

Педагог. Возьмите себе орудия для раскопок. Саша, почему ты выбрал кисть? Лена, почему ты выбрала веер?

(Индивидуальное обращение педагога к детям, совместная работа в песочнице.)

Педагог. Жаль, что от старого города остались лишь развалины… Я предлагаю построить новый, современный город с дорогами и машинами, с красивыми парками и садами. Но как сделать так, чтобы ветер больше не разрушил город?

(Дети предлагают свои варианты.)

Педагог. Возьмите пульверизаторы и намочите песок. Тогда наш город будет крепким.

(Дети «строят город».)

Педагог. Какой красивый город получился! Расскажите, что в нем есть, кто в нем живет, чем они занимаются, с кем дружат? Есть ли враги?

(Рассказы детей, индивидуальная работа педагога с детьми.)

Педагог. Для того, чтобы никто и никогда не разрушил наш город, я предлагаю вам придумать и нарисовать его песочный герб.

(Дети придумывают и рисуют герб.)

Педагог. Я рада, что у вас новый город, где нет злых людей, где все помогают друг другу и берегут дружбу!

Рекомендации для воспитателей по использованию песочной игротерапии на занятиях

Педагог-психолог Перфилова Елена Михайловна

1. Занятия с использованием песочной игротерапии эффективнее проводить с небольшой подгруппой детей – до 6-8 человек.

2. Необходимо применять разнообразные методы и способы, активизирующие словесное выражение эмоций, мыслительную и поисковую деятельность, воображение.

3. Пересыпайте песок с ладони на ладонь, прикасайтесь к нему, это снимет напряжение и успокоит.

4. Используйте песок в качестве элемента развивающих занятий.

5. В песочнице дети регулируют свое поведение, становятся самостоятельными, учатся общаться, взаимодействовать, поэтому не допускайте запретов в играх с песком.

Сказочные этюды на выражение эмоций

Этюд на выражение страха

«Мост страха»

Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь в дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них – Мост Страха. Для того, чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек).

А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»

Материал: ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.

Этюд на выражение гнева

«Зыбучие пески»

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок…»

Материал: ткань, имитирующая песок.

Этюд на выражение радости

«Встреча с маленькими человечками»

Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу вас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Материал: песочница, фигурки гномов.

Этюд на выражение восторга

«Ветер перемен»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»

Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.

Упражнения на расширение представлений детей об

эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

- когда вам дарят новую игрушку;

- когда вас обидели;

- когда вы испугались;

- когда увидели радугу».

Материал: песочница.

«Песчинки-эмоции»

Инструкция: «Ребята, создайте в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок».

Материал: разноцветный песок.

Игра-тренинг на снятие напряжения

«Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи – ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Материал: запись релаксационной музыки.

Игры для развития общения

«Страна понимания»

Инструкция: Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».

Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.

«Прием в королевстве Кривых зеркал»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познакомиться и подружиться…»

Игра не оптимизацию самооценки

«Мы – мастера»

Инструкция: «Ребята, сегодня вам, посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: «Я лучше всего умею делать…»

Упражнение на снятие агрессии и конфликтности

«Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам превратиться при помощи волшебных слов в царя зверей – во льва. По моему сигналу вам нужно порычать так громко, чтобы услышали все звери в лесу.

По моему второму сигналу рычание должно прекратиться.

(Дети выполняют задание по инструкции педагога.)

А теперь давайте покатаемся на поезде. Я сама стану во главе,  а вы будете вагончиками. При движении мы будем произносить четко характерные звуки, выполнять движения».

Материал: запись музыкального сопровождения.

«Песочные поединки»

Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того, чтобы одержать победу, необходимо:

- соорудить совместно с персонажем друга сторожевую башню;

- проплыть под водой в песочной реке;

- написать парами песочное послание».

Этюды на снижение импульсивности и демонстративности

«Песочное зеркало»

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.

«Веселое купание»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под «песчаной водой» есть жители, которых нельзя задевать».

Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».

Игры на снижение тревожности и незащищенности

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигуры».

Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы – бусины, пуговицы, шишки.

Игры на снижение эгоизма

«Великая тайна пустыни»

Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне – это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется пить и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Материал: песок, вода.

Творческие задания

Детям предлагаются следующие задания:

- рисовать песком на стекле;

- перевоплотиться (в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя…);

- собрать солнце из песочных лучиков;

- разыграть истории из «волшебного мешочка», из «волшебного сосуда»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...