Построение развивающей среды в ДОУ
статья по теме
Доклад на педсовете:Основы построения развивающей среды в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Построение развивающей среды в ДОУ.
Доклад на педсовете
Выступила Ховрина Т.А.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
Радости существования (психологическое здоровье)
Формирование начал личности (базис личностной культуры)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
принцип дистанции, позиции при взаимодействии
принцип активности, самостоятельности, творчества
принцип стабильности, динамичности
принцип комплексирования и гибкого зонирования
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
принцип открытости – закрытости
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.
Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.
В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Пример:
На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.
Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.
Принцип стабильностидинамичности развивающей среды
В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
Принцип открытости – закрытости
Может быть представлен в нескольких аспектах.
Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.
Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Варианты построения развивающей среды
Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования, использование помещений спальни и раздевалки.
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.
Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
Достраивание определённых деталей интерьера детьми
Включение в интерьер крупных игрушек-символов
Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.
Предварительный просмотр:
Выступление по теме: Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы» .
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем.
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
2017 год объявлен, как год экологии и особо охраняемых природных территорий в России. Всем образовательным учреждениям страны предлагается в работе с детьми проводить комплекс мероприятий, посвящённых Году экологии. Не осталось в стороне и наше учреждение. И тот факт, что на базе нашего ДОУ открыта муниципальная инновационная плошадка по теме «Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы» даёт нам право вести всестороннюю работу с детьми в направлении экология, осваивать новые формы, реализовывать цели и задачи по экологическому воспитанию детей.
На момент открытия площадки имелись все предпосылки для инновационной деятельности учреждения: современная материально – техническая база, разнообразная развивающая среда как в помещении, так и на территории, педагоги-профессионалы с высшим и средним профессиональным образованием.
Любой проект начинается со сбора участников образовательного процесса, с принятия целей, задач, планов, решения куда мы будем двигаться, чем заниматься, что в итоге хотим получить. Такой отправной точкой для нас стали педсовет и общесодовое родительское собрание в сентябре 2016 года. На них были рассмотрены и приняты основополагающие документы по деятельности инновационной площадки, над реализацией которой сейчас работает весь коллектив учреждения, дети и родители.
Цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Практическая значимость: -внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
- разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию дошкольников средствами работы на экологической тропе.
- сообщение результатов реализации инновационной деятельности на педагогическом совете ДОУ, РМО, в СМИ.
Значимость для района: формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей, гражданской ответственности в социальной жизни, у педагогов – демократических установок в профессиональной деятельности через взаимодействие ДОУ, школ, учреждений района в соответствии с целями экологического воспитания.
На данный момент мы заканчиваем 1 этап реализации инновационной площадки – подготовительный. Позвольте познакомить вас с результатами этой работы.
Создана программа деятельности муниципальной инновационной площадки «Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы ».
Созданы в каждой группе детского сада экологические уголки.
Создаются на территориях ДОУ экологические тропы в каждом филиале и Лазазейском детском саду. Идёт их обустройство. Созданы паспорта и схемы экологических троп.
Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Форм и методов работы на экологической тропе множество,мы работаем с применением различных форм, я остановлюсь лишь на нескольких.
Экологическая акция «Кормушка для птиц» , Трудовой десант «Уберём мусор с нашего участка»
Лаборатория юного эколога , обсуждение и проигрывание ситуаций «Правила уборки мусора»
Экологическое мероприятие «Праздник цветов»,Экологическая экскурсия «В весеннем лесу».
Результаты нашей работы: - диплом победителя третьей степени за исследовательский проект« Волшебное зерно»
- диплом победителя первой степени за конкурс « Лучшая кормушка для птиц».
Готовиться к открытию экологическая комната в Лазазейском детском саду. С её открытием у нас появляется возможность реализовывать программу инновационной площадки и в зимний период времени.
Проведён декоративный ремонт помещения, идёт её оснащение (приобретены: мебель, оборудование, интерактивная воздушнопузырьковая трубка “Ручеек”, настольный световой модуль для рисования песком,аквариум, клетки для птиц, для хомяка, микроскопы, планшеты, наглядно-методический комплекс).
Активно проходит совместная деятельность родителей с детьми по реализации инновационной площадки:
походы и экскурсии; участие в экологических праздниках и в подготовке к ним; сбор коллекций природных материалов; выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев).
Координация детского сада с социальными партнёрами приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи ДОУ, тем эффективнее его работа: мы плодотворно работаем с такими учреждениями как:
театр «Зазеркалье»; Лазазейская и Помринская сельские библиотеки;
Лазазейская и Помринская школы, районной газете «Родная земля».
Всегда видим от них понимание, желание совместно проводить различные акции, мероприятия, экскурси. И освещаем их на страницах районной газеты.
И в заключение. Уже сейчас мы наблюдаем изменения в отношении детей к природе. У них появился интерес и потребность во взаимодействии, общении с объектами природы, становление ценностного отношения ко всему живому.
Мы надеемся,что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Деятельность нашей площадки продолжится и в следующем учебном году.
Мы переходим к основному этапу работы, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий , разработки практических рекомендации по организации развивающей среды для экологического образования и самостоятельной детской деятельности, по работе с родителями, с социумом, совершенствование предметно - развивающей среды.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
ПАСПОРТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРОПЫ
Разработчики:
воспитатель Ховрина Т.А
,
воспитатель Ямщикова Е.Н.
.
д.Лазазей
2017
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
МБДОУ детский сад «Сказка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Сказка»:
– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождения с Малая Пица, ул. Зелёная;
Год закладки: 2017
Протяженность: 15 метров
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года
Краткое описание границ маршрута:
начало маршрута от «полянки Доброго Гнома» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», земляничная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха.
ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
- «Полянка Доброго Гнома»
Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку гнома. Зачитывает письмо гнома детям.
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
2.Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
3. «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
4. «Птичий городок»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».
5. «Деревенское подворье»
Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
6. «Земляничная поляна»
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.
7. «Муравейники»
Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.
Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
8. Рябина
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)
Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
9. «Пруд»
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
10. «Метеостанция»
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
11. «Огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
12. «Кедр»
Объект включает дерево кедр, пенек с фигуркой белочки, корзинку с кедровыми шишками, миску с кедровыми орешками.
Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.
Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.
13. «Цветы леса и луга»
Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.
Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
14. «Уголок леса» с полянкой для отдыха.
Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)
Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект для детей средней группы
«Осеннее дерево»
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Продолжительность проект: краткосрочный 1,5месяца
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.
Актуальность проекта:
Недостаточные знания у детей об изменениях в природе в осенний период времени, о некоторых деревьях, сезонными изменениями (береза, клен, рябина). Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому, важно с раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
Чтобы решить проблему поставлена цель: расширять представления детей о многообразии деревьев осенью, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей; развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Прививать интерес к осени, бережное отношение к деревьям через изготовление поделок по данной теме
Чтобы реализовать поставленную цель определили задачи: •
Познание: Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе (подготовка деревьев, птиц к зиме), расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Развивать умение работать совместно друг с другом при создании коллективной работы.
Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Художественная литература: развивать умения драматизировать небольшие отрывки из произведений.
Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение наносить мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие. В лепке развивать мелкую моторику рук, отрывания небольших кусочков пластилина от большого, и раскатывания шариков между ладонями.
Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.
Оборудование: магнитофон, музыка "осень", стихи, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы (для рисования), осенние листочки, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, картинки с изображением осенних деревьев, доски для лепки, пластилин.
Конечный продукт: развлечение - праздник "Осень, осень в гости просим", выставка поделок "Осень золотая" (совместно с родителями), коллективная работа «Осеннее дерево» (дети и воспитатель).
Предполагаемый результат:
1. Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
2. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
3. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- овощи и фрукты, осенние деревья;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен, подвижные игр;
-закреплен навык отщипывание пластилина от большого куска и раскатывание между ладонями;
-сформировано умение правильно держать кисть во время рисования (у большинства детей)
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями.
2. Подбор картинок с изображением осенних деревьев.
3. Подбор методической литературы, дидактических игр («С какого дерева листочек», «Найди пару».
4. Аудиозапись «Шум ветра и листьев», «Танец с листочками» Т.Суворова.
5. Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью на прогулку».
Основной этап:
Коммуникация (чтение художественной литературы и развитие речи):
А.К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап", "Мишка", РНС "Репка"
Беседы и ФЦКМ (формирование целостной картины мира): " Осень золотая", "Чудесные листья".
Наблюдения: Наблюдения за листвой, как летят листочки, какого цвета, как они шуршат под ногами, как шумят листья при ветре.
ООД Рисование: Листопад, листопад листья желтые летят", "Дождик - дождик: кап - кап – кап.
ООД Лепка: "Собираем урожай: яблочки", «Осеннее дерево".
Дидактические игры: («С какого дерева листочек», «Найди пару».
Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", "Дождик - дождик: кап - кап - кап", «Капуста».
Дыхательная гимнастика: «Чей листочек дальше улетит».
Подвижные игры: Солнышко и дождик", «Листопад".
Знакомство с аудиозаписью: «Звуки природы».
Рассматривание картинок с изображением осенних деревьев.
Музыкально-ритмичные движения под музыку Т.Суворова «Танец с листочками»
Заключительный этап:
- оформление выставки поделок «Осень золотая»;
- развлечение: праздник «Осень, осень в гости просим»;
-оформление совместной работы: «Осеннее дерево»;
Дидактическая игра «С какого дерева листочек»
Цель Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный), соотносить листок по цвету и по форме; способствовать развитию мелкой моторики.
Материал: Корзинки и листочки (клен, береза), вырезанные из картона, красного, жёлтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе перед детьми веточки клена, березы с одним листочком.
Предлагает детям, расположить оставшиеся листочки из корзиночки на веточки.
ООД «Изобразительная деятельность. Рисование
Тема: «Листопад, листопад листья желтые летят»»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
О: - закреплять умение делать мазки;
продолжать знакомить детей с цветами: желтый, красный, зеленый. Закрепить знание понятий «много», «один», воспитывать аккуратность при пользовании краской.
Р: развивать мелкую моторику рук.
В: воспитывать интерес к рисованию.
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Ø Альбомные листы А-5 с изображением ствола дерева
Ø Гуашь желтого, зеленого, красного цвета
Ø Кисти
Ø Салфетки
Ø Стаканчик с водой
Ø Кукла Катя
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Ø Рассматривание картины «Осеннее дерево»
Ø Наблюдение за деревьями, как опадают листья, какого цвета листочки.
Ø Дидактическая игра: «Собери листочки по цвету»
Ø Чтение стихотворений об осени.
Ø ООД рисование «Осеннее дерево»
МОТИВАЦИЯ: Нарисуем на дереве листочки
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В: Ребята, я приглашаю вас посмотреть картинки. (Педагог обращает внимание на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? (Побуждать отвечать: - «Осень»).
Мы ходили с вами на прогулку и наблюдали за деревьями, рассматриваем какого цвета листочки, когда дует ветер, листья падают.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
- Ребята посмотрите, сколько листочков на земле? (много) а давайте с ними поиграем. Надо собрать листочки желтые в желтую корзинку, красные в красную корзинку, зеленые в зеленую (дети собирают ).
Молодцы, ребята.
Ребята, послушайте. Кто-то к нам стучится. Давайте, посмотрим, кто это?
Да, это кукла Катя к нам пришла.
Давайте поздороваемся.
Д. Здравствуй, Катя!
Катя: Здравствуйте ребята, я вам принесла альбомные листы, на них нарисованы стволы деревьев, но на них нет листочков, вы поможете мне нарисовать листочки?
В:- Поможем?
Д:- Поможем.
Катя пока посидит, посмотрит, как мы будем рисовать. Ребята, я правильно беру кисточку, окунаю ее в воду, лишнюю собираю о край баночки. Затем окунаю в краску, чтобы не капала, собираю о край. Приложила – убрала. Посмотрите, какие получились листочки .Кисточку промываю, сушу о салфетку и кладу на подставку. Проходите за столы, а мы с Катей посмотрим, как детки рисуют.
Заканчиваем, несем свои работы к Кате на стол.
Что мы делали? (рисовали кисточкой листочки). Каким цветом… рисовал? (красный, зеленый, желтый). Как рисовали? (приложила – убрала). Понравилось вам? И Кате понравилось. Давайте Кате подарим наши рисунки?
Катя говорит вам «спасибо», и предлагает вам потанцевать
(Танец «Мишка с куклой бойко топают»)
В: - Катя говорит вам «до свидания!»
Д: - «До свидания!»
ООД «Изобразительная деятельность. Лепка.
Тема: «Осеннее дерево».
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
О: закрепить умение раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Прикреплять комочки к бумаги и расплющивать их.
Закрепить знание жёлтого, красного и зелёного цвета.
Р: развивать мелкую моторику рук.
В: воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к лепке, коллективной работе.
СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Ø Ватман с силуэтом дерева без листьев, формата А 3.
Ø Доски для лепки на каждого ребенка.
Ø Пластилин жёлтого, красного и зелёного цвета, на каждого ребенка.
Ø Влажные салфетки.
Ø Иллюстрации деревьев
Ø Игрушка Заяц
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Ø Рассматривание листочков на прогулке.
Ø Рассматривание осеннего дерева.
Ø Дидактическая игра: «С какого дерева листочек»
Ø Рисование «Осеннее дерево»
Ø Чтение стихотворений и загадок об осени.
МОТИВАЦИЯ: слепим листочки для дерева.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В:Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
-Ребята, какое время года сейчас? А как вы узнали об этом (ответы детей). Молодцы, правильно! Ребята, посмотрите, какие красивые деревья осенью (Показывает иллюстрации).
Появляется грустный мишка:
- Помогите!
В:-Здравствуй Мишка! Что случилось?
Мишка: - Помогите, ребята! В нашем сказочном лесу листочков на деревьях нет, (показывает дерево без листьев), все звери очень хотят увидеть листочки на деревьях.
Воспитатель:- Как жалко, ребята, что лесные зверюшки не могут, как и мы полюбоваться на красоту золотой осени! Поможем им?
Д: -Да!
(Объяснение с показом) Для того, чтобы слепить шарики, мы возьмем кусок пластилина -желтый, зеленый или красный, оторвем маленький кусочек.
Вот так скатываем между ладошек в шарик, а теперь прикладываем его к дереву, сплющиваем! Вот и начинает дерево оживать, давайте все вместе слепим листья.
(Работа детей)
В: - А сейчас вместе с Мишкой отдохнем немного.
Физ. минутка:
-Мишка косолапый, по лесу идет (дети идут покачиваясь)
Шишки собирает, в сумочку кладет (наклоняются, имитируют, что собирают шишки),
Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб (рукой показывают лоб),
Мишка рассердился и ногою, топ (топают ногой),
-Ребята, вот какое дерево у нас получилось! Мы его расколдовали!
Мишка: - Спасибо, ребята! Я пойду домой! Обрадую зверей. До свидания!
Дети:- До свидания!
Прогулка «Рассматривание осеннего дерева».
Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Ход наблюдения
Поспевает рябина, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево.
Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
Трудовая деятельность
Собирать листья граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.
Цели: — воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;
—прививать бережное отношение к природе.
Подвижные игры «Птицы в гнездышках».
Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Выносной материал:
Детские грабли, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.
Список литературы:
1.Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)
2.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008
3.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007
4.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010
5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и
методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
6.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических
представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -
М. : Мозаика-Синтез, 2007
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез,
8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008
9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984
10.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010
11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой. Первая младшая группа. Мозаика- Синтез 2о1о
12. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и
методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
13.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических
представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -
М. : Мозаика-Синтез, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы построения развивающей среды в ДОУ
В помощь молодому специалисту...
Построение развивающей среды в ДОУ
Методическая разработка...
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды
организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды. роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...
Построение развивающей среды в ДОУ
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста организуется для детей,поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту,руке и физиологическим особенностям, возможностям...
статья "Построение развивающей среды в ДОУ"
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них....
Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...
Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.
Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...