Построение развивающей среды в ДОУ
статья по теме

Ховрина Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Построение развивающей среды в ДОУ.

Доклад на педсовете

Выступила Ховрина Т.А.

         Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности

Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру

Радости существования (психологическое здоровье) 

Формирование начал личности (базис личностной культуры) 

Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)

Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии

принцип активности, самостоятельности, творчества

принцип стабильности, динамичности

принцип комплексирования и гибкого зонирования

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

принцип открытости – закрытости

принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.

В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё и от разных причин.

В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Принцип активности

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Пример:

На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.

Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. д. , всего, что может выполнять функцию психотерапии, успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный фон в играх или как дополнение.

Принцип стабильностидинамичности развивающей среды

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов и т. д. ).

Принцип сочетания привычки и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

Принцип открытости – закрытости

Может быть представлен в нескольких аспектах.

Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.

Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн интерьера.

С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших» образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о «маленькой родине» и чувства любви к ней.

Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.

Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал, даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.

Варианты построения развивающей среды

Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования, использование помещений спальни и раздевалки.

Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Вместе с тем, наличие в составе оборудования групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.

Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.

Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»

Достраивание определённых деталей интерьера детьми

Включение в интерьер крупных игрушек-символов

Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.



Предварительный просмотр:

Выступление по теме: Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы» .

                                                   Всё хорошее в людях из детства!

                                                              Как истоки добра пробудить?

                                                              Прикоснуться к природе всем сердцем.

                                                              Удивиться, узнать, полюбить!

                                                              Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                              И росли, как цветы, малыши,

                                                              Чтоб для них экология стала

                                                               Не наукой, а частью души!

 2017 год объявлен, как год экологии и особо охраняемых природных территорий в России. Всем образовательным учреждениям страны предлагается в работе с детьми проводить комплекс мероприятий, посвящённых Году экологии. Не осталось в стороне и наше учреждение. И тот факт, что на базе нашего ДОУ открыта муниципальная инновационная плошадка по теме «Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы» даёт нам право вести всестороннюю работу с детьми в направлении экология, осваивать новые формы, реализовывать цели и задачи по экологическому воспитанию детей.

На момент открытия площадки имелись все предпосылки для инновационной деятельности учреждения: современная материально – техническая база, разнообразная развивающая среда как в помещении, так и на территории, педагоги-профессионалы с высшим и средним профессиональным образованием.

Любой проект начинается со сбора участников образовательного процесса, с принятия целей, задач, планов, решения куда мы будем двигаться, чем заниматься, что в итоге хотим получить. Такой отправной точкой для нас стали  педсовет и общесодовое родительское собрание в сентябре 2016 года. На них были рассмотрены и  приняты основополагающие документы по деятельности инновационной площадки, над реализацией которой сейчас работает весь коллектив учреждения, дети и родители.

Цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Практическая значимость: -внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

- разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию дошкольников средствами работы на экологической тропе.

- сообщение результатов реализации инновационной деятельности на педагогическом совете ДОУ, РМО, в СМИ.

Значимость для района: формирование у дошкольников общечеловеческих ценностей, гражданской ответственности в социальной жизни, у педагогов – демократических установок в профессиональной деятельности через взаимодействие ДОУ, школ, учреждений района в соответствии с целями экологического воспитания.

На данный момент мы заканчиваем 1 этап реализации инновационной площадки – подготовительный. Позвольте  познакомить вас с результатами этой работы.

Создана программа деятельности  муниципальной инновационной площадки  «Повышение экологической культуры дошкольников посредством организации экологической тропы ».

Созданы в каждой группе детского сада экологические уголки.

 Создаются на территориях ДОУ экологические тропы в каждом филиале и Лазазейском детском саду. Идёт их обустройство.                                                                                       Созданы паспорта и схемы экологических троп.

Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Форм и методов работы на экологической тропе множество,мы работаем с применением различных  форм,  я остановлюсь лишь на нескольких.

Экологическая акция «Кормушка для птиц» , Трудовой десант «Уберём  мусор с нашего участка»

Лаборатория юного эколога , обсуждение и проигрывание ситуаций «Правила уборки мусора»

Экологическое мероприятие «Праздник цветов»,Экологическая экскурсия «В весеннем лесу».

Результаты нашей работы: - диплом победителя третьей степени за исследовательский проект« Волшебное зерно»

- диплом победителя первой степени за конкурс « Лучшая кормушка для птиц».

Готовиться к открытию экологическая комната в Лазазейском детском саду. С её открытием у нас появляется возможность реализовывать программу инновационной площадки и в зимний период времени.

Проведён  декоративный ремонт помещения, идёт её оснащение (приобретены: мебель, оборудование, интерактивная воздушнопузырьковая трубка “Ручеек”, настольный световой модуль для рисования песком,аквариум, клетки для птиц, для хомяка, микроскопы, планшеты, наглядно-методический комплекс).

 Активно проходит совместная деятельность родителей с детьми по реализации  инновационной  площадки:

походы и  экскурсии; участие в экологических праздниках и в подготовке к ним; сбор коллекций природных материалов; выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев).

 Координация детского сада с социальными партнёрами  приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи ДОУ, тем эффективнее его работа: мы плодотворно работаем с такими учреждениями как:

театр «Зазеркалье»; Лазазейская и Помринская сельские библиотеки;

Лазазейская и  Помринская школы, районной газете «Родная земля».

 Всегда видим от них понимание, желание совместно проводить различные акции, мероприятия, экскурси. И освещаем их на страницах районной газеты.

И в заключение. Уже сейчас мы наблюдаем изменения в отношении детей к природе.  У них  появился интерес и потребность во взаимодействии, общении с объектами природы, становление ценностного отношения ко всему живому.

Мы надеемся,что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

     Деятельность нашей площадки продолжится и в следующем учебном году.  

Мы переходим  к основному этапу работы,    впереди - внедрение новых эколого-образовательных  технологий , разработки практических рекомендации по организации развивающей среды для экологического образования и самостоятельной детской деятельности, по работе с родителями, с социумом, совершенствование предметно - развивающей среды.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРОПЫ

                                                        Разработчики:

                                                            воспитатель Ховрина Т.А

,

воспитатель Ямщикова Е.Н.

.

д.Лазазей

2017

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ    ТРОПЫ

МБДОУ детский сад «Сказка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ детский сад «Сказка»:

– специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

              Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.  

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют с взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения с Малая Пица, ул. Зелёная;

Год закладки: 2017

Протяженность: 15 метров

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года

Краткое описание границ маршрута: 

начало маршрута от «полянки Доброго Гнома» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», земляничная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
  • Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
  • Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
  • Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

  1. «Полянка Доброго Гнома»

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку гнома. Зачитывает письмо гнома детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

2.Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

3. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

4. «Птичий городок»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».

5. «Деревенское подворье»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»

6. «Земляничная поляна»

Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.

Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.

7. «Муравейники»

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

8. Рябина

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

9. «Пруд»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

10. «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

11. «Огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

12. «Кедр»

Объект включает дерево кедр, пенек с фигуркой белочки, корзинку с кедровыми шишками, миску с кедровыми орешками.

Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.

Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.

13. «Цветы леса и луга»

Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

14.  «Уголок леса» с полянкой для отдыха.

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на  «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект для детей средней группы

«Осеннее дерево»

Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.

Продолжительность проект: краткосрочный 1,5месяца

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный работник, родители.

Актуальность проекта:

Недостаточные знания у детей об изменениях в природе в осенний период времени, о некоторых деревьях, сезонными изменениями (береза, клен, рябина). Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому, важно с раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.

Чтобы решить проблему поставлена цель: расширять представления детей о многообразии деревьев осенью, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей; развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Прививать интерес к осени, бережное отношение к деревьям через изготовление поделок по данной теме

 

 Чтобы реализовать поставленную цель определили задачи: •

Познание: Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе  (подготовка деревьев, птиц к зиме), расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

  Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Развивать умение работать совместно друг с другом при создании коллективной работы.

  Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

  Художественная литература: развивать умения драматизировать небольшие отрывки из произведений.

  Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение наносить мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие. В лепке развивать мелкую моторику рук, отрывания небольших кусочков пластилина от большого, и раскатывания шариков между ладонями.

     Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

             Оборудование: магнитофон, музыка "осень", стихи, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы (для рисования), осенние  листочки, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, картинки с изображением осенних деревьев, доски для лепки, пластилин.

       Конечный продукт: развлечение - праздник "Осень, осень в гости просим", выставка поделок "Осень золотая" (совместно с родителями), коллективная работа «Осеннее дерево» (дети и воспитатель).

       Предполагаемый результат:

1. Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

2. Пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;

3. У детей сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе.

 

         Ожидаемый результат:

 Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

 Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

 Дети знают и называют:

- овощи и фрукты, осенние деревья;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен, подвижные игр;

-закреплен навык отщипывание пластилина от большого куска и раскатывание между ладонями;

-сформировано умение  правильно держать кисть во время рисования (у большинства детей)

   Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.     Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями.

2.     Подбор картинок с изображением осенних деревьев.

3.     Подбор методической литературы, дидактических игр («С какого дерева листочек», «Найди пару».

4.     Аудиозапись «Шум ветра и листьев», «Танец с листочками» Т.Суворова.

5.     Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью на прогулку».

 

Основной этап:

Коммуникация (чтение художественной литературы и развитие речи):

         А.К. Толстой "Осень", Г. Лагздынь "Дождь считает: Кап - кап - кап", "Мишка", РНС "Репка"

Беседы и ФЦКМ (формирование целостной картины мира): " Осень золотая", "Чудесные листья".

 Наблюдения: Наблюдения за листвой, как летят листочки, какого цвета, как они шуршат под ногами, как шумят листья при ветре.

ООД Рисование: Листопад, листопад листья желтые летят", "Дождик - дождик: кап - кап – кап.

ООД Лепка: "Собираем урожай: яблочки", «Осеннее дерево".

Дидактические игры: («С какого дерева листочек», «Найди пару».

Пальчиковые игры: "Вышел дождик на прогулку", "Дождик - дождик: кап - кап - кап", «Капуста».

Дыхательная гимнастика: «Чей листочек дальше улетит».

Подвижные игры: Солнышко и дождик", «Листопад".

Знакомство с аудиозаписью: «Звуки природы».

Рассматривание картинок с изображением осенних деревьев.

Музыкально-ритмичные движения под музыку Т.Суворова «Танец с листочками»

Заключительный этап:

- оформление выставки поделок «Осень золотая»;

- развлечение: праздник «Осень, осень в гости просим»;

-оформление совместной работы: «Осеннее дерево»;

 

 

Дидактическая игра «С какого дерева листочек»

Цель Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, жёлтый, зелёный), соотносить листок по цвету и по форме; способствовать развитию мелкой моторики.
Материал: Корзинки и листочки (клен, береза), вырезанные из картона, красного, жёлтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе перед детьми веточки клена, березы с одним листочком.

Предлагает  детям, расположить оставшиеся листочки из корзиночки на веточки.
 


ООД  «Изобразительная деятельность. Рисование

Тема: «Листопад, листопад листья желтые летят»»

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

О: - закреплять умение делать мазки;

продолжать знакомить детей с цветами: желтый, красный, зеленый. Закрепить знание понятий «много», «один», воспитывать аккуратность при пользовании краской.

Р: развивать мелкую моторику рук.

В: воспитывать интерес к рисованию.

СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Ø Альбомные листы А-5 с изображением ствола дерева

Ø Гуашь желтого, зеленого, красного цвета

Ø Кисти

Ø Салфетки

Ø Стаканчик с водой

Ø Кукла Катя

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ø Рассматривание картины «Осеннее дерево»

Ø Наблюдение за деревьями, как опадают листья, какого цвета листочки.

Ø Дидактическая игра: «Собери листочки по цвету»

Ø Чтение стихотворений об осени.

Ø ООД рисование «Осеннее дерево»

МОТИВАЦИЯ: Нарисуем на дереве листочки

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Ребята, я приглашаю вас посмотреть картинки. (Педагог обращает внимание на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? (Побуждать отвечать: - «Осень»).

Мы ходили с вами на прогулку и наблюдали за деревьями, рассматриваем какого цвета листочки, когда дует ветер, листья падают.

                          Падают, падают листья,

                          В нашем саду листопад.

                          Желтые, красные листья

                          По ветру вьются, летят.

- Ребята посмотрите, сколько листочков на земле? (много) а давайте с ними поиграем. Надо собрать листочки желтые в желтую корзинку,  красные в красную корзинку,  зеленые в зеленую (дети собирают ). 

Молодцы, ребята.

Ребята, послушайте. Кто-то к нам стучится. Давайте, посмотрим, кто это?

 Да, это кукла Катя к нам пришла.

Давайте поздороваемся.

Д. Здравствуй, Катя!

    Катя: Здравствуйте ребята,  я вам принесла       альбомные листы, на них нарисованы стволы деревьев, но на них нет листочков, вы поможете мне нарисовать листочки?             

   В:- Поможем?

   Д:- Поможем.

Катя пока посидит, посмотрит, как мы будем рисовать.  Ребята, я правильно беру кисточку, окунаю ее в воду, лишнюю собираю о край баночки. Затем окунаю в краску, чтобы не капала, собираю о край. Приложила – убрала. Посмотрите, какие получились листочки .Кисточку промываю, сушу о салфетку и кладу на подставку. Проходите за столы,  а мы с Катей посмотрим, как детки рисуют.

Заканчиваем, несем свои работы к Кате на стол.

Что мы делали? (рисовали кисточкой листочки). Каким цветом… рисовал? (красный, зеленый, желтый). Как рисовали? (приложила – убрала). Понравилось вам?  И  Кате понравилось.  Давайте Кате подарим наши рисунки?

Катя говорит вам «спасибо», и предлагает вам потанцевать

 (Танец «Мишка с куклой бойко топают»)

В: - Катя говорит вам «до свидания!»

Д: - «До свидания!»

 

ООД «Изобразительная деятельность. Лепка.

Тема: «Осеннее дерево».

 

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

О: закрепить умение раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Прикреплять комочки к бумаги и расплющивать их.

Закрепить знание жёлтого, красного и зелёного цвета.

Р: развивать мелкую моторику рук.

В: воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к лепке, коллективной работе.

СЛОВАРЬ: Активизировать словарь детей по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

Ø Ватман с силуэтом дерева без листьев, формата А 3.

Ø Доски для лепки на каждого ребенка.

Ø Пластилин жёлтого, красного и зелёного цвета, на каждого ребенка.

Ø Влажные салфетки.

Ø Иллюстрации деревьев

Ø Игрушка Заяц

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ø Рассматривание листочков на прогулке.

Ø Рассматривание осеннего дерева.

Ø Дидактическая игра: «С какого дерева листочек»

Ø Рисование «Осеннее дерево»

Ø Чтение стихотворений и загадок об осени.

МОТИВАЦИЯ: слепим листочки для дерева.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В:Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик  льется,

Это время года осенью зовется.

-Ребята, какое время года сейчас? А как вы узнали об этом (ответы детей). Молодцы, правильно! Ребята, посмотрите, какие красивые деревья осенью (Показывает иллюстрации).

Появляется грустный мишка:

- Помогите!

В:-Здравствуй Мишка! Что случилось?

Мишка: - Помогите, ребята! В нашем сказочном лесу листочков на деревьях нет, (показывает дерево без листьев), все звери очень хотят увидеть листочки на деревьях.

Воспитатель:- Как жалко, ребята, что лесные зверюшки не могут, как и мы полюбоваться на красоту золотой осени! Поможем им?

Д: -Да!

(Объяснение с показом) Для того, чтобы слепить шарики, мы возьмем кусок пластилина -желтый, зеленый или красный, оторвем маленький кусочек.

Вот так скатываем между ладошек в шарик, а  теперь прикладываем его к дереву, сплющиваем! Вот и начинает дерево оживать, давайте все вместе слепим листья.

(Работа детей)

В: - А сейчас вместе с Мишкой отдохнем немного.

Физ. минутка:

-Мишка косолапый, по лесу идет (дети идут покачиваясь)

Шишки собирает, в сумочку кладет (наклоняются, имитируют, что собирают шишки),

Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб (рукой показывают лоб),

Мишка рассердился и ногою, топ (топают ногой),

-Ребята, вот какое дерево у нас получилось! Мы его расколдовали!

Мишка: - Спасибо, ребята! Я пойду домой! Обрадую зверей. До свидания!

Дети:- До свидания!

 

 

 

 

Прогулка «Рассматривание осеннего дерева».

 

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Ход наблюдения

Поспевает рябина, стали дни холоднее,

 И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

 Все деревья блистают в разноцветном уборе.

 Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево.

Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Трудовая деятельность

Собирать листья граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.

Цели: — воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

 —прививать бережное отношение к природе.

 Подвижные игры «Птицы в гнездышках».

Цели: — учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Выносной материал:

 Детские грабли, куклы, одетые по погоде, коляски для кукол, машинки.

 

Список литературы:

1.Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)

2.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008

3.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми  2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007

4.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010

5.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и

методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005

6.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических

представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -

М. : Мозаика-Синтез, 2007

7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез,

8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008

9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984

10.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010

11. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С Комаровой. Первая младшая группа. Мозаика- Синтез 2о1о

12. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и

методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005

13.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических

представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -

М. : Мозаика-Синтез, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы построения развивающей среды в ДОУ

В помощь молодому специалисту...

Построение развивающей среды в ДОУ

Методическая разработка...

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды.  роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...

Построение развивающей среды в ДОУ

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста организуется для детей,поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту,руке и физиологическим особенностям, возможностям...

статья "Построение развивающей среды в ДОУ"

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них....

Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...