Педагогический такт
статья по теме

Песчанская Лариса Ахметяновна

Какой педагог может быть, если он не тактичен. Его не смогут полюбить дети, он не сможет управлять процессом обучения, в итоге он не сможет дать те знания, которые необходимо понять и усвоить учащимся. Эта проблема сейчас очень актуальна, т.к. большинство педагогов попросту забыли, что такое педагогический такт, они часто не сдержаны и даже грубы. Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takt.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

                 Педагогический такт

    Я взяла эту тему потому, что считаю, что эта часть педагогического образования наиболее важна в деле воспитания детей. Какой педагог может быть, если он не тактичен. Его не смогут полюбить дети, он не сможет управлять процессом обучения, в итоге он не сможет дать те знания, которые необходимо понять и усвоить учащимся. Эта проблема сейчас очень актуальна, т.к. большинство педагогов попросту забыли, что такое педагогический такт, они часто не сдержаны и даже грубы. Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя. Он включает в себя и умение подойти к детям, установить с ними контакт, и взаимоотношения с родителями и учителями. Он необходим и в обучении, и в воспитании, так как эти два понятия не разделимы. Хорошо известно, что бестактный учитель может хорошо изложить программный материал, но завладеть мыслями и чувствами детей не сможет.

      Рассматриваемая нами проблема базируется на личностно-деятельном подходе современной педагогики. Мы останавливаемся на важнейшем вопросе, который составляет основу педагогики и психологии. Это вопрос взаимодействия педагога и воспитанника.

    Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.
Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

2.Педагогический такт – характерная профессиональная особенность учителя.

   Для начала, я хотела бы рассмотреть понятие «такт» .  Само слово "такт" (от латинского tactus) – это форма человеческих взаимоотношений. Такт – необходимое условие успешного общения между людьми. Тактичный человек старается вести себя в коллективе так, чтобы ни своим внешним видом, ни неосторожным словом не испортить настроение окружающим.

   Такт в буквальном смысле слова - прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт - это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.
  Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.

   Педагогический такт – характерная профессиональная особенность учителя. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. проявляться это может и в привычках человека, и в его речи, внешнем виде. Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте.

   Однозначного определения, что такое педагогический такт не существует. Одни педагоги считают, что педагогический такт – это естественная способность учителя влиять на учащихся; вторые – это составная часть общей культуры учителя; третьи – это владение своим предметом и методикой его преподавания. Доля правды есть в каждом из этих высказываний. Не вызывает сомнений, что одним преподавателям легче обладать педагогическим тактом, чем другим, но говорить, что это их врожденное качество было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его методическим образованием. Педагогический такт, конечно, связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику: он правильно определяется как чувство.

3. Мнения педагогов на педагогический такт.

   И.В. Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта.
Выделяют следующие основные признаки педагогического такта:
- естественность, простота обращения без фамильярности;

- искренность тона, лишенная всякой фальши;

- доверие к школьнику без попустительства;

- просьба без упрашивания;

- советы и рекомендации без навязчивости;

- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

- серьезность тона без натянутости в отношениях;

- ирония и юмор без уничижающей насмешливости;

- требовательность без мелкой придирчивости;

- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

- развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

- внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

- ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.

      Главный признак педагогического такта — нахождение меры к отношениях педагога и учащихся в процессе общения.[1]

      Итак, педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и постоянно подчеркивающий это. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышленного преувеличения успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не должен угнетать подозрением. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».[2]

4.Тактичный педагог – обладатель разнообразных способов воздействия на школьников.

 

     Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий учителя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

    Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между учителями и учащимися, зарождается и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога - крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.[3]

     Педагогический такт необходим и в обучении и в воспитании. Но в воспитании его роль особенная. У бестактного учителя ученики еще сумеют чего научиться, но в воспитании такой учитель ничего не достигнет. Нравственные убеждения, интересы, вкусы нельзя формировать насильно. Для этого необходимо, чтобы ученики любили похвалы своего учителя. Использование общего такта в педагогике, в обучении и воспитании детей, является педагогическим тактом. Тактичного человека характеризуют такие черты характера, как вежливость, приветливость, сообразительность, уважение к чужому мнению, уравновешенность, чувство юмора. Такие черты особенности должны быть и у тактичного педагога.

      К ученикам необходимо относиться так вежливо и уважительно, как и к взрослому человеку, только еще более внимательнее и осторожнее.

Педагогический такт – это профессиональное качество учителя. Он появятся составляющей педагогического мастерства и приобретается вместе с педагогическим образованием педагогической практикой. Уважение к ученикам, бережное отношение к их личности лежит в основе педагогического такта.

   Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.[4]

   Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учениками, контролируя их каждое движение. Его отношение к ученику основано на доверии, его общение доверительно.

   Педагогический такт проявляется и в использовании педагогом воспитательных средств. Методы, приемы учителя должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости.

  Таким образом, педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками.   Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат большой работы педагога над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей детей.

   Бестактность учителя приводит к тому, что ученик становится замкнутым, недоверчивым, начинает плохо учиться, нарушает дисциплину. Что же делать, чтобы этого не было? Какие способы должны быть в арсенале учителя для того, чтобы избежать конфликтов, найти контакт с ребенком?
Прежде всего, наблюдательность. Тактичный педагог умеет не только все видеть, но и умело реагировать, а что-то не замечать, точнее, сделать вид, что не заметил. Открыто реагировать на все, что попадает в поле зрения, нельзя. Иначе вся работа сведется к непрерывным конфликтам.

На вопрос, какие черты учащиеся больше всего ценят в своих учителях, они чаще всего отвечают: «Справедливость». Только один пример. Учитель проявляет особое внимание к отдельному ученику из-за его плохого здоровья. Такое поведение должно быть мотивировано и понятно детям. Но при этом не должно унижать самого ученика. [5]

   Для педагога важно в любой ситуации сохранять самообладание, и в состоянии раздражения не принимать какое-либо решение, не усугублять ситуацию. Лучше вспомнить известную мудрость: «Утро вечера мудренее». Макаренко говорил, что учитель может повысить голос, даже вспыхнуть, но очень редко и только по уважительной причине. И тем более не оскорблять учеников или прибегать к другим недостойным методам. Учащиеся тонко чувствуют, когда учитель говорит с болью за него, а не для того, чтобы унизить.

Вообще к неэтичным, запрещенным приемам относятся:

1) всяческое подчеркивание своей исключительности, ироническое отношение к своим коллегам («Я вам не Василий Григорьевич…» или когда приходишь в новый класс, то не следует говорить: «Вас ничему не научили. Я  вас научу»);

2) преувеличение значения своего предмета и преуменьшение других («Это вам не физкультура»);

3) заигрывание с учениками, и в частности, завышение оценок. Оценка – это «больной» вопрос. Необходимо, чтобы ученики воспринимали оценку как объективную. Поэтому она должна быть мотивированной и убедительной. И, конечно, не за поведение. Как правило, учеников, которые отвлекаются, надо больше заставлять действовать, давая им дополнительные задания.

Однако нигде такт учителя не имеет такой силы, как в преподавании литературы, так как литература – это не только знания, но и область человеческих взаимоотношений. Учитель-словесник говорит на уроках литературы о морали, нравственности и в первую очередь сам кажется ученикам носителем этих качеств. Это возлагает на учителя большую ответственность. Учитель литературы, обидев ученика, не может надеяться на полное восприятие ни его слов, ни того, что он прочитает на уроках. А ведь на уроке литературы воспитывает прежде всего художественное слово. Вот один из примеров. Одна из учениц 5 класса прятала дневник от родителей, ссылаясь на то, что классный руководитель взял на проверку. Когда все выяснилось, конечно, был разговор с родителями. Как быть с ребенком? На уроке как раз изучали творчество Зощенко. У него есть прекрасный рассказ «Не надо врать». И учитель на уроке читает его. Думаю, обсуждение этого рассказа с ученицей дало больший результат, чем нотации.

Но с детьми гораздо легче работать, если есть полное взаимопонимание с родителями. Мы часто говорим: «Хороший или трудный класс». Большинство родителей объясняет это явление тем, что в разных классах разные учителя и классные руководители. «У хорошего классного руководителя класс передовой, – говорят они. – У неважного - плохой». В этом есть доля правды. Но говоря так, родители забывают о себе. На родительские собрания они приходят узнать только об оценках, считая, что ничего нового учитель о воспитании им сказать не может. Некоторые из них болезненно воспринимают замечания учителя, встречают их в штыки. Однако если тщательно разобраться, то большинство ошибок, которые совершают дети, исходят из семьи. Родителям трудно это осознать. Возможна конфликтная ситуация. И здесь очень важно не опускаться до банального выяснения отношений: кто виноват, а совместно искать выход. Например, дети мало читают. Родители предложили вести читательские дневники (эту работу они уже вели в начальном классе). Вначале они проверяют работу детей дома, делают соответствующую запись в дневнике, а затем уже учитель литературы.

5.Заключение
   Можно говорить об этом много, по-разному обыгрывать ситуации, так как педагогический такт не бывает стереотипным. Важно найти свою манеру, свой почерк. А главное - в любой ситуации оставаться спокойным, не принимать решения сгоряча. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и зла и становится школой практической нравственности.

    Специфика педагогического такта, как формы нравственных отношений, заключается в особой нравственной ответственности учителя - быть ведущим участником общения, педагогического процесса. Направлять, организовывать и поддерживать условия процесса, регулируя возможные противоречия таким образом, чтобы педагогическое воздействие сохраняло доброжелательные условия и личностные отношения.

    При наблюдении анализе взаимодействия учителя и учеников на уроках, позволяем сделать некоторые выводы, что зачастую коллектив учащихся или сплачивается на основе противостояния учителю, или взаимодействует с ним.

      Педагог, который не знает или не желает соблюдать структуру и законы педагогического общения, имеет низкий уровень развития коммуникативных способностей и педагогического такта, а, следовательно, и педагогической культуры в целом.

     При формировании педагогического такта одним из его элементов считаем такую нравственную категорию как любовь. Вспомните, без чего в детстве вы бы не смогли прожить? Без каши? Без новой игрушки или модной курточки? Нет. Без любви папы и мамы, друзей и воспитателей. Итак, любовь - это первоначало, основа педагогики. Ведь научить в наш век унификации может машина, а вот воспитать может только человек.

Необходимым качеством в общении с проблемными детьми является также дружелюбие, внимание, расположенность...

6. Библиографический список

1. Страхов И.В.Психология педагогического такта. – Саратов, 1966.
2. Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя. http://www.kontrolnaja.ru/dir/marketing/120736
3. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна //Народное образование. - 1990.
4. Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

5. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986

6. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

7.В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973

8. Ю.  Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978

9.Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976

10. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

11. История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.


[1] Страхов И.В.Психология педагогического такта. – Саратов, 1966.

[2] История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.

[3] Педагогическая этика: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

[4] Ю.  Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978

[5] Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя. http://www.kontrolnaja.ru/dir/marketing/120736


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями"

Консультация для воспитателей "Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями"...

Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями

Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями...

Консультация для родителей "Педагогический такт в семейном воспитании"

Мать и отец лелеют светлую мечту: воспитать своих детей людьми, отвечающими самым высоким моральным требованиям. Родители знают, что личность ребенка складывается во многом под влиянием семейных отно...

Педагогический такт - важная составляющая личности современного педагога.

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда  эти  вопросы  становятся актуальны. Предлагаю лекцию-беседу д...

«Как соблюдать педагогический такт в общении с родителями»

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитани...

«Педагогический такт и основные правила поведения педагога»

Презентация  «Педагогический такт и основные правила поведения педагога»...