"Взаимодействие с семьей в осуществлении современной образовательной деятельности и педагогического просвещения"
статья по теме
Данная статья является примером управленческих решений, способствующих организации работы по конструктивному взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Материал может быть полезен руководителям и педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semey.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьей в осуществлении современной
образовательной деятельности и педагогического просвещения.
Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». В нем говориться, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Воспитательная функция семьи включает в себя:
- Процесс социализации ребенка в обществе.
- Подготовку детей к активной жизненной позиции.
- Обеспечение их психического здоровья.
Это не частное дело, а общественный долг родителей.
Мною был проведен анализ семей воспитанников посещающих наш детский сад. И я объединила их в 3 группы:
- Благополучные семьи:
- общие духовные интересы и потребности;
- отношения строятся на любви, общности интересов, уважении друг к другу;
- творческий подход к семейному воспитанию.
- Формально-благополучные семьи:
- нацеленность на благосостояние, внешнее благополучие;
- отсутствие уважения между членами семьи, духовной близости;
- формальный подход к семейному воспитанию.
- Неблагополучны семьи:
- отсутствие духовных интересов, семейных традиций;
- безразличное отношение к семейным обязанностям;
- беспорядок в ведении хозяйства.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – это два социальных института, которые имеют решающее значение для социализации дошкольника, формирования его личности. Это единственные каналы, через которые общество реализует и направляет формирование будущего гражданина.
В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения. Педагоги ДОУ должны знать особенности воспитания, пути взаимодействия с семьей. Они придумывают все новые формы вовлечения родителей в воспитание и развитие их же собственных детей - собрания, консультативные пункты, информационные стенды, родительские группы. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают кусочки новых знаний. И это только одна из линий взаимодействия с семьей.
На мой взгляд, следовало бы начинать не с этого. Не с формальных собраний и стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка, что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке – о том, что происходило в течение дня, о том, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с ребенком внимательный заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет у родителей.
Сотрудничество семьи и ДОУ заключается в следующем:
- В установлении доверительных отношений с родителями.
- В открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке.
- В организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду.
- В совместном вхождении воспитателей и родителей в проблемы общения с ребенком.
- Уточнить круг обязанностей ДОУ и объем ответственности родителей.
- Обеспечить систематическую и системную реализацию разработанных проектов в повседневной жизни ДОУ.
Этим задачам уделяется особое внимание в нашем учреждении, потому что я как руководитель считаю: проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Хочу рассказать о некоторых приемах и формах работы по взаимодействию в моем учреждении. В настоящее время одним из актуальных взаимодействием являются проекты, так как они направлены на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семья на ДОУ.
Система взаимодействия с родителями
РОДИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ | АНКЕТИ- РОВАНИЕ | МОНИТОРИНГ «СЕМЬЯ ДОУ» |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРУМЫ | ПРОЕКТЫ | ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНИНГИ |
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ | МАСТЕР-КЛАССЫ | ДОСУГИ С РОДИТЕЛЯМИ |
Направления взаимодействия могут быть самые разнообразные, такие как:
- Информационно-просветительская деятельность.
- Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья детей.
- Развитие социальных и творческих инициатив, становление родительского комитета, как координационного комитета центра общения.
- Физическое воспитание ребенка и его семьи.
- Воспитание эстетических чувств.
- Воспитание культуры досуга
Так, например, мы проводим мастер-классы для педагогов разного уровня. Для родителей 2-ой младшей группы был проведен педагогический форум на тему «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности и навыков самообслуживания», где участниками были: родители данной группы, педагоги-участники методического объединения Колпинского района. В ходе этого мероприятия для родителей была представлена информация о заявленной проблеме с использованием мультимедийной презинтации и видео фрагментами. Участники выполняли практические задания (тесты, разбор педагогических ситуаций, тренинговые игры). И в заключении за круглым столом были подведены итоги встречи, обсуждались предложенные и возможные формы работы с родителями. Обсуждения были активными, плодотворными и результативными.
А так же, традиционными стали встречи с родителями будущих воспитанников. Ежегодно в апреле мы проводим «День открытых дверей», который является настоящим праздником для мам будущих воспитанников. Праздничное оформление, открытые просмотры совместной деятельности с детьми, тренинговые игры, все это способствует повышению интереса у родителей к нашему детскому саду и желание быстрее почувствовать себя частью нашего дошкольного мира.
Много интересных форм проводиться у нас в учреждении и мы не останавливаемся на достигнутом. В наших планах на будущее – это проведение с ближайшими ДОУ совместных родительских конференций, где активными участниками будут сами родители.
В дальнейшем реализация подобных проектов будет способствовать поиску и созданию интерактивных методов взаимодействия взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в современном образовательном процессе.
Новые методы и формы взаимодействия с семьями в образовательном процессе....
Консультация для воспитателей. Результативное взаимодействие с родителями в детском саду с целью их педагогического просвещения.
Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов детского сада. В статье рассмотрены несколько эффективные способов взаимодействия педагогов с родителями....
ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.Слово «технология» имеет греческое происхождение и состо...
«Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по познавательно-речевому развитию детей по средством различных средств и методов организованной образовательной деятельности в педагогическом процессе детского сада»
выступление на педсовете...
Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках образовательного пространства
laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.Именно родители должны стать нашими помощниками,союзниками, участниками единого педагогического процесса,коллегами в деле во...
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...