Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом требований ФГТ с целью социализации дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предметно-развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_razvivayushchaya_sreda.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом требований ФГТ с целью социализации дошкольников.
Задачи:
1) создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка;
2) освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое;
3) овладение новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-пространственной среды.
4) модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Повышенный интерес практиков к обновлению предметной среды обусловлен тем, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических центров, где происходит заданный педагогом воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания», «среда развития» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.
В связи с введением в действие ФГТ произошли большие изменения в требованиях к предметно-развивающей среде и воспитательно-образовательном процессе. При построении предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: приказ Министерства образования и науки РФ №2151 от 20.07.11г. «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который включает ряд требований к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Проект Федерального института развития образования «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка, СанПиН. Данные документы дают определенные ориентиры для построения предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастная специфика, под которую выстраивается целостный образовательный процесс.
Таким образом, для построения предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип вариативности - определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды.
2. Принцип целостности образовательного процесса - наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим ФГТ.
3. Гендерный принцип - обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
4. Принцип учета возрастных особенностей - в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Принцип интеграции - материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.
6. Принцип информативности - разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт.
7. Принцип трансформируемости - возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сфер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.
8. Принцип эмоционогенности - индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка.
9.Принцеп безопасности - реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Предметно – развивающая среда нашего детского сада простроена таким образом, что обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы его самообразования, а также соответствует в достаточной степени принципам личностно-ориентированной модели построения развивающей среды.
Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий ему стиль оформления.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В группах оформлены стенды «Мое настроение», «Уголок дежурства» - с фотографиями детей.
Для реализации творческих замыслов детей в группах созданы условия для проведения самостоятельной театрализованной деятельности.
Предметно - развивающая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно ролевых, театрализованных, режиссерских, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных.
В группах оборудованы места для занятий рисованием, аппликацией, ручным трудом в свободное время.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически меняется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей. Коллекции кукол в народных костюмах, центры по ПДД.
Организованная таким образом личностно-ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
«Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом требований ФГТ с целью социализации дошкольников»
Воспитатель: Назырова Г. Р.
Сургут 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП
Презентация для воспитателей-тематическое планирование для самостоятельной деятельности детей....
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5
Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему:Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в средней группе с учетом ФГТ в структуре ООП созданной на базе МДОУ № 5 «Сказка».«Ве...
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Одним из важных факто...
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (гендерный подход)
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.Период дошкольного детст...
Презентация - "Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
материал по созданию развивающей среды...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ( сообщение для педагогов ДОУ)
quot;Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду."...
Краткосрочный проект: «Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей»
В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с культурой и традициями народов. знакомить детей с фольклором....