Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Педагогическое взаимодействие в родителями воспитанников"
методическая разработка на тему

Богомолова Татьяна Сергеевна

Семинар-практикум рекомендован педагогам-психологам, методистам ДОУ. Цель: повышение психолого-педагогического мастерства педагогов в разрешении конфликтных ситуаций с родителями воспитанников. Задачи: повысить уровень мотивации участников в работе по вопросам конфликта, путям выхода из него; отработка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций; отработка навыков поведения в некоторых конфликтных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо - Западное Окружное управление образования

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 2447

125368, город Москва, переулок Ангелов, дом 7, корпус 2

тел. 751-79-93

Семинар-практикум для педагогов

«Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников»

Подготовила

Педагог - психолог

    II квалификационной категории :

Богомолова Т.С.

Москва 2012г.

Семинар-практикум для педагогов

«Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников»

Цель: повышение психолого-педагогического мастерства педагогов в разрешении конфликтных ситуаций с родителями воспитанников.

Задачи: повысить уровень мотивации участников в работе по вопросам конфликта, путям выхода из него; отработка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций; отработка навыков поведения в некоторых конфликтных ситуациях.

Материал: листы бумаги, письменные принадлежности, карточки с заданиями

Предварительная работа: опрос воспитателей о проблемах в общении с родителями.

Ход:

Психолог:

-        С давних пор профессия педагога считается особо почитаемой, потому что учить и воспитывать детей - дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сталкивается с некоторыми трудностями. В настоящее время запросы и требования родителей к детскому саду и в частности к педагогу очень высокие, что может привести к конфликтной ситуации.

Психолог:

-        Для того чтобы помочь педагогу в решении конфликтных ситуаций я предлагаю вам поучаствовать в семинаре-практикуме. Напоминаю, что это не занятие, не урок. Здесь есть возможность высказаться, здесь нет неверных ответов, все, что вы скажете - принимается и не осуждается.  Для первого упражнения вам необходимо разделиться на две подгруппы.

Участники делятся на две подгруппы, одна из них собирает аргументы, доказывающие, что конфликты с родителями недопустимы, другая — отстаивает позицию: «Конфликты - это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями». В течение пяти минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.

После этого психолог просит участников команд поменяться ролями и в течение пяти минут высказывать по очереди по одному новому аргументу. Например, подгруппа, которая была против конфликтов, высказывает один аргумент в пользу конфликтов и передает слово второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргумент против конфликтов, затем снова выступает первая подгруппа и т.д. По истечении времени психолог останавливает дискуссию.

Во время обсуждения психолог предлагает участникам не продолжать спор, а сконцентрировать свое внимание на тех трудностях, которые возникли в процессе выполнения упражнения, и на тех позитивных моментах, которые имели место. А на вопрос о том, что такое конфликты и нужны ли они в детском саду, участникам будет предложено ответить позже.

Далее Психолог рассказывает о том, что такое конфликты:

-        Конфликты рождаются на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, интересов и личностных особенностей. Лучшее решение конфликта это избегание конфликта. Но, к сожалению не всегда получается так, как мы этого хотим. Психолог:

-        Существуют несколько способов поведения в конфликтных ситуациях. Чтобы узнать какой способ преобладает в вашем поведении, предлагаем вам небольшой интересный тест. Для этого вам понадобиться ручка и лист бумаги.

Тест См. приложение Психолог:

-        В различных конфликтных ситуациях важно повести себя правильно и педагогично. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Ключ к успешному конструктивному решению конфликта состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена:

в первую очередь определить причину конфликта;

затем применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.

Психолог:

-        Предлагаю  вам  в  игровой  форме  отработать   навыки  поведения  в некоторых конфликтных ситуациях. Для этого вам опять необходимо разбиться на две подгруппы.

Участники разбиваются на две равные подгруппы, образуя два круга: внутренний и внешний.

1-й этап. Участники внешнего круга получают по карточке с названием одного стиля выхода из конфликтной ситуации. Далее все участники начинают движение по кругу: внешний круг - по часовой стрелке, внутренний круг - против часовой стрелки. По сигналу все участники останавливаются и встают парами (представитель из внешнего круга, напротив представителя внутреннего) лицом друг к другу. Тренер сообщает некоторую конфликтную ситуацию, где представители внутреннего круга являются инициаторами конфликта, а представители внешнего круга пытаются выйти из этой ситуации, используя стиль, указанный в карточке. Затем участники внешнего круга меняются карточками и упражнение продолжается.

2-й этап. Участники внутреннего круга получают карточки с обозначением типа конфликтной личности и упражнение продолжается так же, как на 1-м этапе.

После окончания упражнения, психолог предлагает педагогам обсудить данное упражнение: участники сообщаю о том, какой опят они получили после проделанной работы; что удалось, что было трудным и т.д.; какие типы или способы было трудно изобразить и почему.

Психолог:

- Сейчас мы с вами наглядно убедились в том, что в каждой конкретной конфликтной ситуации необходимо найти свой индивидуальный способ выхода из конфликта. Но самое главное в разрешении конфликта - не усугубить его. Важно не «подкидывать дров в огонь», для этого мы предлагаем вам упражнение «Достойный ответ».

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какой-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению. Психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнить задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, грубые высказывания не волнуют, потому что не воспринимаются как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению. Психолог:

-        И в заключение хочется открыть вам один секрет.
Существует прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка - это так называемый  «английский  этикет».   Англичане  не  выясняют,  кто  виноват,   - извиняются обе стороны, так как считают что «в любом конфликте виноват тот, кто умнее» и извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что считают себя выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что уверены в своем поведении.

Психолог:

-        Мастерство   педагога   состоит   не  только   в   нахождении  выхода  из конфликта, но и в том, чтобы избежать его. Намного лучше после общения с родителями остаться в хорошем настроении, потому что вы держали себя на высоте!

Приложение

Тест Томаса типы поведения в конфликте

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Текст опросника

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, ПА, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников»

В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка родители не понимают его нужд, сосредоточены на том, как должно быть, то у ребенка воз...

Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников

“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного...

Семинар-практикум для воспитателей "Активные формы взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО"

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их ...

Семинар – практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

От того, как прошло детство, кто велребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира – от этогов решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшний малыш...

Семинар-практикум "Как эффективно выстроить отношения воспитателям с родителями воспитанников"

Семинар-практикум «Как эффективно выстроить общение с родителями»  Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями...

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"

Презентация к семинару-практикуму "Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ" может быть полезна педагогам ДОУ для повышения профессиональной компетентн...


 

Комментарии

Спасибо. Материал можно использовать в практике.