2 Часть программы МБДОУ Комаричского детского сада № 3 2011-2012 г
методическая разработка по теме

Щукина Оксана Леонидовна

 

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

Раздел VII. Особенности организации образовательного процесса  в МБДОУ Комаричском детском саду № 3

 

   Реализация образовательных областей происходит через реализацию программ:

 

От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. М.; Мозаика – Синтез, 2012 год

Реализация части, формируемой участниками образовательного процесса, происходит через реализацию парциальных программ: «Юный эколог» С.Н. Николаевой (2004г.), программы эстетического воспитания детей 2-7 лет Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.

А так же рабочих программ детского сада разработанных на основе коррекционных программ «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) и «Коррекция нарушений речи» Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., адаптированных под работу логопеда в условиях логопункта.

   Реализация программ по дополнительному образованию происходит через следующие формы работы:

«Юный эколог» -через совместную деятельность педагога с детьми в утренние и вечерние часы (беседы, наблюдения, экскурсии, эксперименты, работу в уголке природы и на огороде), а также организацию педагогом

Кружковой работы в средней группе детского сада , кружок « Юннатики».

 Реализация рабочих программ детского сада разработанных на основе коррекционных программ «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) и «Коррекция нарушений речи» Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., происходит во вторую половину дня, посредством организации подгрупповых коррекционных занятий с детьми старшей и подготовительной группы, зачисленных на логопункт МБДОУ Комаричского детского сада № 3.

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной,  реализуется через организацию

дополнительного образования дошкольников, кружка -«Умелые ручки».

Оздоровительная деятельность проводится с детьми дошкольного возраста

С 3-7 лет по подгруппам ЧБД., планирование занятий разработано совместно с педиатрами  Комаричской районной больницы на основе рекомендаций программы « Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ»  под редакцией  З.И. Бересневой.

 

 

 

 

7.1. Особенности организации образовательного процесса  в группах общеразвивающей направленности

 

В детском саду  созданы благоприятные санитарно- гигиенические условия, позволяющие обеспечивать заботливый уход за ребенком на основе личностно-ориентированного подхода. Для каждой возрастной группы предлагается организация режима дня,  основу которого составляет точно установленный распорядок  сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных  процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности. Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении  достигается за счет распределения детей по группам. Каждая  группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенностей  дошкольников данного возраста.

Работа с детьми в МБДОУ строится с учетом их индивидуальных особенностей. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группах разрабатываются с учетом требований СанПиНа. Образовательная деятельность сочетается с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, используются детьми в самостоятельной, изобразительной и театрализованной деятельности, и творческих играх.

Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, развитие физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ. Оздоровительная работа в ДОУ ведется систематически и контролируется администрацией и старшей медицинской сестрой.

     Важную роль   в режиме дня играют прогулки. Они проводятся в определенное время и их продолжительность составляет 4—4,5 часов. В теплое время года  увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе за счет организации разнообразных видов деятельности и дневного сна  в спальнях с широко открытыми фрамугами.

Особое внимание уделяется организации питания и закаливания,  дошкольники  получают пищу 5 раз в день с интервалами между приемами пищи не более 3 часов (завтрак, обед полдник,  2-ой завтрак – фрукты, соки, ужин ). Трехразовое  5 разовое питание воспитанников в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах, утвержденным заведующим МБДОУ .

С октября по май  проходит витаминизация  третьих блюд витамином С.     

Под руководством медицинской сестры  проводится комплекс  закаливающих процедур с использованием природных факторов (солнце, воздух, вода). Закаливание детского организма происходит  систематически во все времена года, организуется хождение босиком в летнее время, солнечно-воздушные ванны, сон, прогулки, местные  водные процедуры.

Начиная с  первой младшей группы, воспитатели уделяют большое значение формированию культурно-гигиенических привычек у детей. Их учат мыть руки и лицо, причесываться, самостоятельно   аккуратно есть, одеваться и т.д. Воспитатели используют показ, объяснение, чтение художественных произведений, упражнения и игры. Со средней группы у детей формируют телесную рефлексию – знание  своего тела, названий его отдельных частей. Физическое  воспитание осуществляется как на физкультурных так и в разных формах организации двигательной деятельности (гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.)

Организуя различные виды двигательной деятельности, педагоги способствуют ее оптимизации, осознанному и творческому освое­нию движений . Важную роль в реализации задач физического вос­питания отводим обучению как составной части целостного педагоги­ческого процесса, направленного на формирование гармонично раз­витой личности. Воспитатели учат детей осознавать ценности здорового образа жизни, воспитывают у них бережное отношение к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного по­ведении. Начиная со средней группы с детьми проводятся валеологические беседы, занятия, игры, способствующие усвоению ими правил здорового образа жизни. В определенной последовательности прививают им двига­тельные умения и навыки, воспитывают физические качества, раз­вивают координацию движений, пространственную ориентировку. Обучаясь движениям, дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, знакомятся со способами и средствами ее реализации, накапливают опыт творческой дея­тельности.

Основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям, начиная с первой младшей группы, — физкультур­ные занятия. Они проводятся 3 раза в неделю (одно из них — на прогулке), при этом планируются сюжетные физкультурные заня­тия, состоящие из разнообразных подвижных игр на воздухе. План физкультурного занятия составляется в соответствии с характером непосредственно образовательной деятельности : на одних занятиях даются как новые, так и совершенствуемые упражнения, на других — периодически проверяют степень овладения детьми двигательным материалом, ка­чество его выполнения и количественные результаты за определен­ный период обучения, на третьих — повторяются известные упраж­нения с использованием вариантов. Для повышения моторной плот­ности на  занятиях  используются разнообразные способы организации детей: индивидуальный, фронтальный, подгрупповой.

В содержание физкультурных занятий  включаются упраж­нения, направленные на формирование правильной осанки и преду­преждение плоскостопия. Для эффективной подготовки детей к школе большое значение  отводятся упражнениям для развития мелких мышц кистей рук, стопы, шеи.

Утренняя  гимнастика  проводится ежедневно, начиная с первой младшей  группы,  и включает в себя комплекс сюжетных упражнений, что создает у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их.

 Особое  внимание уделяется  организации и проведению подвижных игр.    Воспитатели выбирают адекватные методы руководства деятельностью, корректируют  поведение детей и создают радостную и доброжелательную  обстановку в группе. Обязательное условие успешного проведения подвижных игр — учет индивидуальных особенностей  каждого ребенка, его двигательных навыков, типологических  особенностей нервной системы. В ходе объяснения игры перед детьми  ставится цель, способствующая осознанию игровых правил,  формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении сюжетной игры используются краткий рассказ, крошка – сказка.  Значительное внимание уделяется вариантам подвижных  игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним но и  усложнять умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества каждого ребенка.

Со средней группы у детей воспитывается самостоятельность и  инициативность в организации знакомых игр с небольшой  подгруппой  сверстников.

Со второй  младшей группой воспитатели организуют физкультурные досуги,  включающие знакомые детям физические упражнения, игры- забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы.

Со средней группы  проводятся физкультурные праздники, игры с элементами  соревнований, физические упражнения, танцевальные движения, сюрпризы.

Воспитатель  поддерживает двигательную деятельность детей, поощряя их самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Руководство  самостоятельной двигательной деятельностью воспитанников  осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей для  старших групп предусматривается проведение  самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом ин­дивидуальных особенностей и уровня подготовки детей. Особое вни­мание обращается на физкультурный инвентарь, атрибуты для игр, используемые с учетом погоды, содержания занятий, физической подготовленности и индивидуальных особенностей дошкольников.

Задача педагогов нашего ДОУ сводится не только к оптимизации двигательной активности детей, но и к обеспечению здоровьеформирующей функ­ции физических упражнений и подвижных игр. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, которая за­ключается в активизации малоподвижных детей и снижении на­грузки у гиперактивных, улучшении психофизического развития ос­лабленных детей.

Большое внимание во всех группах уделяется выра­ботке у воспитанников правильной осанки. Начиная со средней группы, — формированию у детей красоты, выразительности дви­жений, творчества, самостоятельности, а с подготовительной к шко­ле группы — развитию у дошкольников способности к самоконт­ролю и самооценке.

 

 

 

 

 

Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию.

 

 

Подпись: математика

Подпись: музыкальноеПодпись: физкультурноеПодпись: Продуктивные виды деятельностиПодпись: Словесные игры

игры 
Подпись: Дидактические  игры
 игры
Подпись: Строительные игрыПодпись: Сюжетно-ролевые игрыПодпись: физкультминуткиПодпись: Развитие речиПодпись: ознакомление с худ. литературойПодпись: Ознакомление с окружающим миромПодпись: Ознакомление с природойПодпись: Труд  в природеПодпись: самообслуживаниеПодпись: дежурстваПодпись: порученияПодпись: прогулкиПодпись: праздникиПодпись: досугиПодпись: развлеченияПодпись: Театрализованная деятельностьimage

 

 

 

 

 

 

Система планирования продуктивных видов деятельности.

 

image

 

 

 

 

Организация работы по развитию элементарных математических представлений.

 

 

image

 

 

 

Организация воспитательно-образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей.

 

 

 

Подпись: Фронтальные музыкальные занятияПодпись: Музыкальная среда в различных
 режимных моментах
Подпись: Индивидуальные музыкальные занятияПодпись: Музыкальные занятия 
с подгруппами
image

 

Игровая деятельность детей.

 

Классификация игр детей дошкольного возраста

 

 

Классы игр

Виды игр

Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

  1. Игры с природными объектами.
  2. Игры со специальными для исследования.
  3. Игры с животными.

Сюжетные самодеятельные

1.                Сюжетно-отобразительные.

2.                Сюжетно-ролевые.

3.                Режиссерские.

4.                Театрализованные.

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

1.          Сюжетно-дидактическ.

2.          Подвижные.

3.          Музыкально-дидактические.

4.          Учебные.

Досуговые

1. Интеллектуальные

     2. Игры-забавы,       развлечения.

3.Театрализованные.

     4. Празднично- карнавальные.

      5. Компьютерные.

Игры народные

 

Обрядовые

  1. Семейные
  2. Сезонные.
  3. Культовые.

Тренинговые

 

  1. Интеллектуальные.
  2. Сенсомоторные
  3. Адаптивные

 

Досуговые

  1. Игрища.
  2. Тихие игры.
  3. Игры-забавы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая игра.

 

 

 

 

image

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организация психологической службы

 

image

 

 

 

 

 

 

7.2. Организация дополнительного образования в МБДОУ Комаричском детском саду № 3  (кружковая работа).

 

        В МБДОУ осуществляется работа по дополнительному образованию. Работа кружков организована со 2 младшей группы, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

       Основные задачи кружковой работы:

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей;

- создание условий для наиболее полной самореализации каждого ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования и развития коммуникативных качеств;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

        Группы детей в кружках «Юннатики», « Умелые ручки» комплектуются по возрастному признаку.

В кружок «Здоровей-ка» набраны дети по результатам обследований имеющие даже незначительные отклонения здоровья.

 

 Время проведения кружковой работы – 2-я половина дня.

 

РЕЖИМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

в МБДОУ Комаричском детском саду№ 3   на 2011-2012 уч.год

№ группы

                                 Дни недели

 

понедельник

 

вторник

среда

четверг

пятница

 

2млад-шая

 

«А»

 

 

Оздоровительный Кружок  (по подгруппам)

15.25-15.40

15.40-15.55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2млад-шая

 

«Б»

 

 

Оздоровительный Кружок  (по подгруппам)

15.25-15.40

15.40-15.55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средняя

группа

 

                                                                    

 

Оздоровительный Кружок  (1подгруппа)// Экологический

  Кружок

«Юннатики»

15.25-15.45

  (2 подгруппа)

15.25-15.55

 

 

 

 

старшая

5-6лет

 

 

Кружок «Тропинки к своему Я » (2 подгруппа

подгруппа)

15.25-15.50

 

Логопед

 

15.25-15.50

 

Логопед

 

15.25-15.50

Оздоровительный Кружок  (1подгруппа)

15.25-15.50

Подготовительная к школе группа

 

 

   

Логопед

16.00-16.30

 

 

Оздоровительный

кружок

(подгруппа)

16.00-16.30

 

 

 

Кружок

 « Умелые ручки»

15.25-15.55

(1 подгр)

Логопед

16.00-16.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.3 Организация работы логопункта ДОУ

В ДОУ работает логопедический  пункт.

 

Цель работы логопедического  пункта:

 Оказание помощи  детям, имеющим легкие речевые нарушения, а также своевременное выявление детей с первичной речевой патологий для профилактики у них тяжелых  форм патологий речи.

 

 

       

 Коррекционно – развивающая деятельность логопедического  пункта

 

п\п

Содержание

Сроки выполнения

 

1.

Индивидуальная работа с детьми:

–       Коррекция фонетических и фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте 5-7 лет;

–       Развитие подвижности артикуляционного аппарата;

–       Постановка звуков, закрепление их в речи;

–       Автоматизация и дифференциация звуков;

–       Развитие словаря, грамматического строя речи, слухового внимания.

В течение учебного года, в соответствии с индивидуальной программой

 

2.

Подгрупповые занятия:

–       Развитие общей и мелкой моторики;

–       Развитие речевого дыхания, голоса, темпа, ритма речи;

–       Уточнение и расширение активного и пассивного словаря;

–       Развитие навыков связной фонетически и грамматически правильной речи;

–       Анализ и синтез звукового состава слова;

–       Развитие фонематического восприятия;

–       Развитие пространственной ориентировки;

–       Развитие временных представлений;

–       Развитие интеллектуальных способностей.

В течение учебного года

3.

Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми от 3 до 5 лет.

Еженедельно

 

4.

Логоритмические  игры с детьми 2 младшей группы.

Еженедельно

 

 

 

7.4 Деятельность психологической службы ДОУ

 

Цель: развитие психологического здоровья на всех этапах дошкольного детства.

 

Задачи:

1.     Содействовать в осуществлении индивидуального подхода к детям на основе системного изучения личностных психофизических особенностей ребенка, профилактическую и пропедевтическую работу с педагогами по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.

 

2.     Оказывать помощи детям, нуждающимся в особых программах и индивидуальных формах организации их деятельности.

 

3.     Содействовать в формировании психологической компетентности педагогов и родителей через внедрение инновационных педагогических технологий, способствующих повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы   деятельности  педагога-психолога

1.Психопрофилактическая работа

-оказание помощи в период адаптации детей к условиям ДОУ

-изучение медицинской документации, сбор анамнеза для определения индивидуальной работы

-проведение части \НОД в возрастных группах,  игр с целью успешной  адаптации в новой группе, формирование чувства принадлежности к группе.

 

2.Диагностическая работа

-изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей методом «наблюдения, анализа детской продуктивной деятельности», «тестовых заданий»

3.Развивающая и сопровождающая работа

-индивидуальные занятия для детей с проблемами в развитии

-оказание помощи детям, находящимся в сложных жизненных ситуациях

4.Консультативная работа

-индивидуальное консультирование педагогов и родителей

-участие в родительских собраниях

-выступления на педсоветах

-оформление информационных наглядных материалов

-мини-семинары для родителей

-участие в совещаниях по взаимодействию в группах с ОНР

 

 

7.5. Реализация программы С.Н. Николаевой « Юнный эколог»

СИСТЕМА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ   И   ЭКОЛОГИЧЕКОГО  РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА  С  ДЕТЬМИ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

 

НОД кружок

« ЮННатики»

·         наблюдение за животными и растениями (за одним, сравнительное, с использованиием раздаточного материала, за изменением и развитием);

·         изодеятельность на экологическую тематику;

·         ознакомление с трудом взрослых;

·         обучение детей уходу за животными и растениями;

·         развитие речи: составление рассказов о природных  объектах и явлениях по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта, придумывание загадок, экологических сказок, этические беседы.

·         формирование обобщенных представлений о природе

 

·         Диагностика экологической воспитанности

      ( первичная, текущая, контрольная);

·         Наблюдения в уголке природы, у окна.

·         Целевые прогулки в природу.

·         Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные, имитационные).

·         Рассказ воспитателя, чтение художественной  литературы.

·         Беседы и разговоры на экологические темы по их вопросам, интересам.

·         Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, фотографий.

·         Сбор и классификация коллекций (семян, листьев).

·         Опыты; экспериментальная и  поисковая деятельность.

·         Труд в уголке природы и на участке

 

·         Самостоятельная активная деятельность детей (различные виды игр, экспериментирование, уход за животными и растениями, различные виды и формы дежурств и длительных поручений).

·         Работа с литературой.

·         Коллекционирование.

·         Изготовление моделей, книжек самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций.

·         Театрализованная деятельность


СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В  ДОУ

 

 

 

 
 

Изобразительная деятельность

 

 


 

Рисование

Отработка техники работы с пластилином

image

 

 
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задачи воспитания и обучения по художественно-эстетическому разделу программы

Группа

Задачи художественно-эстетического воспитания

Младшая

Знакомство с искусством.

Готовить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства(цвет, звук, форма и т.д.)Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства.

Изобразительная деятельность.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая образную выразительность. Учить видеть красоту цвета в окружающей природе, картинках, изделиях народного промысла, в быту.

Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Средняя

Знакомство с искусством.

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Учить называть и узнавать предметы и явления природы , окружающей действительности в художественных образах искусства. Развивать интерес к посещению  кукольного театра, к посещению музея, выставки, библиотеки.

Изобразительная деятельность.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.  Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках.Формировать умение создавать декоративные композиции. Продолжать развивать интерес к лепке и аппликации, усложняя  содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Старшая

Знакомство с искусством.

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Расширить представления о графике иллюстраторов детской книги. Развивать представления о людях творческих профессий. Закрепить и расширить знания о музеях, телевидении, театре, цирке, кино, библиотеки. Расширить представления о народно-прикладном искусстве и художественных промыслах.

Изобразительная деятельность.

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать творческие способности. Учить передавать положение предметов  в пространстве листа бумаги. Учить рисовать разнообразными изобразительными материалами (акварелью, мелками, пастелью, фломастерами и т.д.)

Знакомить с новыми цветами и их оттенками.

Передавать в лепке и аппликации выразительность образов, учить лепить фигуры человека и животного в движении. Использовать разнообразные приемы вырезания.

 

 

Подгото--вительная

Знакомство с искусством.

Формировать основы художественной культуры у детей. Развивать интерес к искусству. Закрепить  знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства. Продолжать знакомить детей с жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) и с произведениями известных художников.. Расширять представления о художниках-иллюстраторах, о скульптурах малых форм. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, с народными игрушками. Расширять знания детей о людях творческих профессий: художник, пианист, архитектор, режиссер, дирижер, артист и т.д.

Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность.

Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Продолжать развивать умение рисовать с натуры, развивать аналитические способности, выделять особенности каждого предмета. Формировать умение свободного владения  карандашом при выполнении линейного рисунка.  Учить детей разным способам создания фона рисунка. Развивать творчество детей в процессе занятий лепкой и аппликацией. Учить создавать скульптурные сценки из 2-3 героев, развивать способности к декоративной лепке, используя новые способы (налеп, рельеф). Поощрять применение в аппликации разных приемов вырезания и обрывания. Развивать чувство цвета, колорита.


 

 

Раздел 8. Условия реализации образовательной программы   ДОУ.

     

     8.1.  Управление реализации программы.

Схема кадрового обеспечения Подготовительная группа

Подготовительная группа

image

 

 image

Педагоги дополнительного образования

imageimage

 

8.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды.

Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

 

Система предметно-развивающей среды в МБДОУ Комаричском детском саду № 3

 

 

 

 
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


8.3 Формы сотрудничества  ДОУ с семьями воспитанников

 

              Единое образовательное пространство ДОУ

·       родительские собрания;

·       родительские гостиные;

·       совместные праздники народного календаря;

·       индивидуальное консультирование;

·       « Школа молодых матерей»

·       Родительский всеобуч

·       досуговая деятельность;

·       интеграция продуктов творчества детей и взрослых в социальный контекст ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


8.4. Преемственность в работе ДОУ и школы.

 

Взаимодействие ДОУ со школой

 

·       педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы с участием педагогов ДОУ, учителей школы и родителей;

·       взаимопосещения воспитателями и учителями начальных классов занятий и уроков;

·       проведение «Дней выпускников» в ДОУ;

·       встречи родителей с будущими учителями;

·       анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе.

План взаимодействия детского сада и школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса

внедрение новых форм работы и технологий с целью активизации детей и осуществления индивидуального подхода. Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация предметно-развивающей среды

В начале учебного года

Администрация, воспита­тели

Проведение индивидуальных занятий по интересам

В течение года

Воспитатели

Проведение экскурсий в школу:

■  подготовительной группы - в здание школы;

■            в музей школы №2;

■  посещение школы детьми и родителями в дни открытых дверей

Сентябрь, ноябрь, апрель, май

Администрация, воспитатели, учителя, проводящие экскурсии в музее

Осуществление единого подхода к привитию детям культурно-гигиенических навыков, навыков поведения (быть вежливым, аккуратным)

В течение года

Воспитатели

Воспитание детей с помощью игры: проведение смотра - конкурса на лучшую дидактическую игру

Ноябрь

Воспитатели

Медицинский осмотр детей, проведение диспансеризации

Зима - весна

Специалисты детской поли­клиники,медсестра

Развитие у детей умения анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы и выражать их в речи, решать задачи, слушать педагога, осуществлять самоконтроль

В течение года с млад­шей группой

Воспитатели

Проведение педагогом-психологом  развивающих игр с детьми и кон­сультаций для родителей

В течение года

Педагог-психолог

Подготовка карт развития

Май

Воспитатель, специалист

Собеседование с детьми, идущими в школу

Апрель - июнь

Учителя

Совместное обсуждение итогов диагностики

Май

Заведующий, старший воспитатель, воспитатель

Проведение родительских собраний на тему "Готовность ребенка к обучению в школе", наглядная пропаганда "Что должен знать первоклассник?" "Как подготовить ребен­ка к школе?"

В течение года

Воспитатели, старший вос­питатель

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение года

Воспитатель подготовитель­ной группы

Цели:

■       совершенствование работы по преемственности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8.5. Взаимодействие ДОУ с социумом.

 

 

 

 

 

 
 image
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Музей– поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и Труда, малолетних узников, воинов интернационалистов;

- изготовление поздравительных открыток;

- совместные выставки (на темы: «Родной свой край – люби и знай», «Брянщина партизанская», «Мой дедушка ветеран».

Школа, - совместные праздники (спортивные эстафеты, конкурсы);

- посещение памятных мест поселка;

- акция «Школа - детскому саду».

Детская библиотека

- праздник «Посвящение в читатели»;

- совместный праздник «Неделя детской книжки»;

Школа искусств

 - тематические концерты.

ДЮСШ

- кружковая работа.

Детская поликлиника

- диспансеризация;

Районная библиотека

- - выставкидетских работ.

ГИБДД

- совместная акция «безопасная дорога»;

- участие в месячнике «Соблюдаем правила дорожного движения».

 

Участие коллектива МБДОУ в жизни района, поселка.

 

Постоянное участие коллектива педагогов и детей в районных мероприятиях, посвященных 8-Марта, 23 февраля, Дню матери, Дню пожилых людей, 9 мая, 17 сентября.

 

8.6.  Ожидаемые результаты

- обеспечение перехода ДОУ на новые федеральные государственные образовательные стандарты;

- повышение уровня образования и воспитания через реализацию приоритетных направлений ДОУ;

- увеличение количества детей успешно усвоивших основную общеобразовательную программу и программу дополнительного образования и подготовленных к обучению к школе, успешно адаптирующихся к требованиям школы;

- снижение показателей заболеваемости детей и увеличение показателя посещаемости детского сада;

- повышение процента родителей, участвующих в жизни детского сада.

 

 

 

 

Литература.

 

1. Скоролупова О.А. «Планирование как один этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении»/ М.: «Издательство Скрипторий 2003», М-2008

 

2.О. Скоролупова, Н. Федина «Федеральные требования, комментарии. Организация деятельности взрослых и  детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»/ журнал «Дошкольное воспитание» №8- 2010 г., стр. 6-15

 

3. О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»/М: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

 

4. О.А.Скоролупова «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения» / М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

 

5.О.А.Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ» / М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

 

6. Скоролупова О., Федина Н. «Федеральные требования, комментарии. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / журнал «Дошкольное образование» № 2-2011 г., стр. 6-11.

 

7. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / журнал «Дошкольное образование» № 4-2010 г., стр. 5-11.

 

8. Скоролупова О., Федина Н. «Федеральные требования, комментарии.

О комплексно-тематическом  принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» / журнал «Дошкольное образование» № 5-2010 г., стр. 40-45.

 

9. Скоролупова О., Федина Н. «Федеральные требования, комментарии. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция» / журнал «Дошкольное образование» № 7-2010 г., стр. 4-11.

 

10. Белая К.Ю. « Образовательная программа ДОУ с учетом Федеральных государственных требований»/ ж/л «Справочник старшего воспитателя» №9- 2010 г., стр. 6-15

                                            

                                                                            

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Раздел VII. Особенности организации образовательного процесса  в МБДОУ Комаричском детском саду № 3

   Реализация образовательных областей происходит через реализацию программ:

От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. М.; Мозаика – Синтез, 2012 год

Реализация части, формируемой участниками образовательного процесса, происходит через реализацию парциальных программ: «Юный эколог» С.Н. Николаевой (2004г.), программы эстетического воспитания детей 2-7 лет Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.

А так же рабочих программ детского сада разработанных на основе коррекционных программ «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) и «Коррекция нарушений речи» Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., адаптированных под работу логопеда в условиях логопункта.

   Реализация программ по дополнительному образованию происходит через следующие формы работы:

«Юный эколог» -через совместную деятельность педагога с детьми в утренние и вечерние часы (беседы, наблюдения, экскурсии, эксперименты, работу в уголке природы и на огороде), а также организацию педагогом

Кружковой работы в средней группе детского сада , кружок « Юннатики».

 Реализация рабочих программ детского сада разработанных на основе коррекционных программ «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) и «Коррекция нарушений речи» Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением речи Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., происходит во вторую половину дня, посредством организации подгрупповых коррекционных занятий с детьми старшей и подготовительной группы, зачисленных на логопункт МБДОУ Комаричского детского сада № 3.

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной,  реализуется через организацию

дополнительного образования дошкольников, кружка -«Умелые ручки».

Оздоровительная деятельность проводится с детьми дошкольного возраста

С 3-7 лет по подгруппам ЧБД., планирование занятий разработано совместно с педиатрами  Комаричской районной больницы на основе рекомендаций программы « Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ»  под редакцией  З.И. Бересневой.

7.1. Особенности организации образовательного процесса  в группах общеразвивающей направленности

В детском саду  созданы благоприятные санитарно- гигиенические условия, позволяющие обеспечивать заботливый уход за ребенком на основе личностно-ориентированного подхода. Для каждой возрастной группы предлагается организация режима дня,  основу которого составляет точно установленный распорядок  сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных  процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности. Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении  достигается за счет распределения детей по группам. Каждая  группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенностей  дошкольников данного возраста.

Работа с детьми в МБДОУ строится с учетом их индивидуальных особенностей. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группах разрабатываются с учетом требований СанПиНа. Образовательная деятельность сочетается с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, используются детьми в самостоятельной, изобразительной и театрализованной деятельности, и творческих играх.

Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, развитие физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ. Оздоровительная работа в ДОУ ведется систематически и контролируется администрацией и старшей медицинской сестрой.

     Важную роль   в режиме дня играют прогулки. Они проводятся в определенное время и их продолжительность составляет 4—4,5 часов. В теплое время года  увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе за счет организации разнообразных видов деятельности и дневного сна  в спальнях с широко открытыми фрамугами.

Особое внимание уделяется организации питания и закаливания,  дошкольники  получают пищу 5 раз в день с интервалами между приемами пищи не более 3 часов (завтрак, обед полдник,  2-ой завтрак – фрукты, соки, ужин ). Трехразовое  5 разовое питание воспитанников в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах, утвержденным заведующим МБДОУ .

С октября по май  проходит витаминизация  третьих блюд витамином С.    

Под руководством медицинской сестры  проводится комплекс  закаливающих процедур с использованием природных факторов (солнце, воздух, вода). Закаливание детского организма происходит  систематически во все времена года, организуется хождение босиком в летнее время, солнечно-воздушные ванны, сон, прогулки, местные  водные процедуры.

Начиная с  первой младшей группы, воспитатели уделяют большое значение формированию культурно-гигиенических привычек у детей. Их учат мыть руки и лицо, причесываться, самостоятельно   аккуратно есть, одеваться и т.д. Воспитатели используют показ, объяснение, чтение художественных произведений, упражнения и игры. Со средней группы у детей формируют телесную рефлексию – знание  своего тела, названий его отдельных частей. Физическое  воспитание осуществляется как на физкультурных так и в разных формах организации двигательной деятельности (гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и др.)

Организуя различные виды двигательной деятельности, педагоги способствуют ее оптимизации, осознанному и творческому освоению движений . Важную роль в реализации задач физического воспитания отводим обучению как составной части целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонично развитой личности. Воспитатели учат детей осознавать ценности здорового образа жизни, воспитывают у них бережное отношение к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведении. Начиная со средней группы с детьми проводятся валеологические беседы, занятия, игры, способствующие усвоению ими правил здорового образа жизни. В определенной последовательности прививают им двигательные умения и навыки, воспитывают физические качества, развивают координацию движений, пространственную ориентировку. Обучаясь движениям, дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, знакомятся со способами и средствами ее реализации, накапливают опыт творческой деятельности.

Основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям, начиная с первой младшей группы, — физкультурные занятия. Они проводятся 3 раза в неделю (одно из них — на прогулке), при этом планируются сюжетные физкультурные занятия, состоящие из разнообразных подвижных игр на воздухе. План физкультурного занятия составляется в соответствии с характером непосредственно образовательной деятельности : на одних занятиях даются как новые, так и совершенствуемые упражнения, на других — периодически проверяют степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения, на третьих — повторяются известные упражнения с использованием вариантов. Для повышения моторной плотности на  занятиях  используются разнообразные способы организации детей: индивидуальный, фронтальный, подгрупповой.

В содержание физкультурных занятий  включаются упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия. Для эффективной подготовки детей к школе большое значение  отводятся упражнениям для развития мелких мышц кистей рук, стопы, шеи.

Утренняя  гимнастика  проводится ежедневно, начиная с первой младшей  группы,  и включает в себя комплекс сюжетных упражнений, что создает у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их.

 Особое  внимание уделяется  организации и проведению подвижных игр.    Воспитатели выбирают адекватные методы руководства деятельностью, корректируют  поведение детей и создают радостную и доброжелательную  обстановку в группе. Обязательное условие успешного проведения подвижных игр — учет индивидуальных особенностей  каждого ребенка, его двигательных навыков, типологических  особенностей нервной системы. В ходе объяснения игры перед детьми  ставится цель, способствующая осознанию игровых правил,  формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении сюжетной игры используются краткий рассказ, крошка – сказка.  Значительное внимание уделяется вариантам подвижных  игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним но и  усложнять умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества каждого ребенка.

Со средней группы у детей воспитывается самостоятельность и  инициативность в организации знакомых игр с небольшой  подгруппой  сверстников.

Со второй  младшей группой воспитатели организуют физкультурные досуги,  включающие знакомые детям физические упражнения, игры- забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы.

Со средней группы  проводятся физкультурные праздники, игры с элементами  соревнований, физические упражнения, танцевальные движения, сюрпризы.

Воспитатель  поддерживает двигательную деятельность детей, поощряя их самостоятельное использование ими атрибутов для игр. Руководство  самостоятельной двигательной деятельностью воспитанников          осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей для  старших групп предусматривается проведение  самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки детей. Особое внимание обращается на физкультурный инвентарь, атрибуты для игр, используемые с учетом погоды, содержания занятий, физической подготовленности и индивидуальных особенностей дошкольников.

Задача педагогов нашего ДОУ сводится не только к оптимизации двигательной активности детей, но и к обеспечению здоровьеформирующей функции физических упражнений и подвижных игр. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, которая заключается в активизации малоподвижных детей и снижении нагрузки у гиперактивных, улучшении психофизического развития ослабленных детей.

Большое внимание во всех группах уделяется выработке у воспитанников правильной осанки. Начиная со средней группы, — формированию у детей красоты, выразительности движений, творчества, самостоятельности, а с подготовительной к школе группы — развитию у дошкольников способности к самоконтролю и самооценке.

Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию. 

Система планирования продуктивных видов деятельности.

 

Организация работы по развитию элементарных математических представлений.

Организация воспитательно-образовательного процесса по музыкальному воспитанию детей.

Игровая деятельность детей.

Классификация игр детей дошкольного возраста

Классы игр

Виды игр

Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

  1. Игры с природными объектами.
  2. Игры со специальными для исследования.
  3. Игры с животными.

Сюжетные самодеятельные

  1. Сюжетно-отобразительные.
  2. Сюжетно-ролевые.
  3. Режиссерские.
  4. Театрализованные.

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

  1. Сюжетно-дидактическ.
  2. Подвижные.
  3. Музыкально-дидактические.
  4. Учебные.

Досуговые

1. Интеллектуальные

     2. Игры-забавы,       развлечения.

3.Театрализованные.

     4. Празднично- карнавальные.

      5. Компьютерные.

Игры народные

Обрядовые

  1. Семейные
  2. Сезонные.
  3. Культовые.

Тренинговые

  1. Интеллектуальные.
  2. Сенсомоторные
  3. Адаптивные

Досуговые

  1. Игрища.
  2. Тихие игры.
  3. Игры-забавы.

Творческая игра.

 

Организация психологической службы

7.2. Организация дополнительного образования в МБДОУ Комаричском детском саду № 3  (кружковая работа).

        В МБДОУ осуществляется работа по дополнительному образованию. Работа кружков организована со 2 младшей группы, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

       Основные задачи кружковой работы:

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей;

- создание условий для наиболее полной самореализации каждого ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования и развития коммуникативных качеств;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

        Группы детей в кружках «Юннатики», « Умелые ручки» комплектуются по возрастному признаку.

В кружок «Здоровей-ка» набраны дети по результатам обследований имеющие даже незначительные отклонения здоровья.

 Время проведения кружковой работы – 2-я половина дня.

РЕЖИМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

в МБДОУ Комаричском детском саду№ 3   на 2011-2012 уч.год

№ группы

                                 Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

2млад-шая

«А»

Оздоровительный Кружок  (по подгруппам)

15.25-15.40

15.40-15.55

2млад-шая

«Б»

Оздоровительный Кружок  (по подгруппам)

15.25-15.40

15.40-15.55

средняя

группа

                                                                   

Оздоровительный Кружок  (1подгруппа)// Экологический

  Кружок

«Юннатики»

15.25-15.45

  (2 подгруппа)

15.25-15.55

 

старшая

5-6лет

Кружок «Тропинки к своему Я » (2 подгруппа

подгруппа)

15.25-15.50

Логопед

15.25-15.50

Логопед

15.25-15.50

Оздоровительный Кружок  (1подгруппа)

15.25-15.50

Подготовительная к школе группа

   

Логопед

16.00-16.30

 

Оздоровительный

кружок

(подгруппа)

16.00-16.30

Кружок

 « Умелые ручки»

15.25-15.55

(1 подгр)

Логопед

16.00-16.30

7.3 Организация работы логопункта ДОУ

В ДОУ работает логопедический  пункт.

Цель работы логопедического  пункта:

 Оказание помощи  детям, имеющим легкие речевые нарушения, а также своевременное выявление детей с первичной речевой патологий для профилактики у них тяжелых  форм патологий речи.

       

 Коррекционно – развивающая деятельность логопедического  пункта

п\п

Содержание

Сроки выполнения

1.

Индивидуальная работа с детьми:

  • Коррекция фонетических и фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте 5-7 лет;
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • Постановка звуков, закрепление их в речи;
  • Автоматизация и дифференциация звуков;
  • Развитие словаря, грамматического строя речи, слухового внимания.

В течение учебного года, в соответствии с индивидуальной программой

2.

Подгрупповые занятия:

  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие речевого дыхания, голоса, темпа, ритма речи;
  • Уточнение и расширение активного и пассивного словаря;
  • Развитие навыков связной фонетически и грамматически правильной речи;
  • Анализ и синтез звукового состава слова;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие пространственной ориентировки;
  • Развитие временных представлений;
  • Развитие интеллектуальных способностей.

В течение учебного года

3.

Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми от 3 до 5 лет.

Еженедельно

4.

Логоритмические  игры с детьми 2 младшей группы.

Еженедельно

7.4 Деятельность психологической службы ДОУ

Цель: развитие психологического здоровья на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

  1. Содействовать в осуществлении индивидуального подхода к детям на основе системного изучения личностных психофизических особенностей ребенка, профилактическую и пропедевтическую работу с педагогами по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.

  1. Оказывать помощи детям, нуждающимся в особых программах и индивидуальных формах организации их деятельности.

  1. Содействовать в формировании психологической компетентности педагогов и родителей через внедрение инновационных педагогических технологий, способствующих повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы   деятельности  педагога-психолога

1.Психопрофилактическая работа

-оказание помощи в период адаптации детей к условиям ДОУ

-изучение медицинской документации, сбор анамнеза для определения индивидуальной работы

-проведение части \НОД в возрастных группах,  игр с целью успешной  адаптации в новой группе, формирование чувства принадлежности к группе.

2.Диагностическая работа

-изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей методом «наблюдения, анализа детской продуктивной деятельности», «тестовых заданий»

3.Развивающая и сопровождающая работа

-индивидуальные занятия для детей с проблемами в развитии

-оказание помощи детям, находящимся в сложных жизненных ситуациях

4.Консультативная работа

-индивидуальное консультирование педагогов и родителей

-участие в родительских собраниях

-выступления на педсоветах

-оформление информационных наглядных материалов

-мини-семинары для родителей

-участие в совещаниях по взаимодействию в группах с ОНР

7.5. Реализация программы С.Н. Николаевой « Юнный эколог»

СИСТЕМА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ   И   ЭКОЛОГИЧЕКОГО  РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ

ОБУЧЕНИЕ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГА  С  ДЕТЬМИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ

НОД кружок

« ЮННатики»

  • наблюдение за животными и растениями (за одним, сравнительное, с использованиием раздаточного материала, за изменением и развитием);
  • изодеятельность на экологическую тематику;
  • ознакомление с трудом взрослых;
  • обучение детей уходу за животными и растениями;
  • развитие речи: составление рассказов о природных  объектах и явлениях по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта, придумывание загадок, экологических сказок, этические беседы.
  • формирование обобщенных представлений о природе

  • Диагностика экологической воспитанности

      ( первичная, текущая, контрольная);

  • Наблюдения в уголке природы, у окна.
  • Целевые прогулки в природу.
  • Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные, имитационные).
  • Рассказ воспитателя, чтение художественной  литературы.
  • Беседы и разговоры на экологические темы по их вопросам, интересам.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, фотографий.
  • Сбор и классификация коллекций (семян, листьев).
  • Опыты; экспериментальная и  поисковая деятельность.
  • Труд в уголке природы и на участке

  • Самостоятельная активная деятельность детей (различные виды игр, экспериментирование, уход за животными и растениями, различные виды и формы дежурств и длительных поручений).
  • Работа с литературой.
  • Коллекционирование.
  • Изготовление моделей, книжек самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций.
  • Театрализованная деятельность

СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В  ДОУ

Задачи воспитания и обучения по художественно-эстетическому разделу программы

Группа

Задачи художественно-эстетического воспитания

Младшая

Знакомство с искусством.

Готовить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства(цвет, звук, форма и т.д.)Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства.

Изобразительная деятельность.

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая образную выразительность. Учить видеть красоту цвета в окружающей природе, картинках, изделиях народного промысла, в быту.

Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Средняя

Знакомство с искусством.

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Учить называть и узнавать предметы и явления природы , окружающей действительности в художественных образах искусства. Развивать интерес к посещению  кукольного театра, к посещению музея, выставки, библиотеки.

Изобразительная деятельность.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.  Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках.Формировать умение создавать декоративные композиции. Продолжать развивать интерес к лепке и аппликации, усложняя  содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Старшая

Знакомство с искусством.

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Расширить представления о графике иллюстраторов детской книги. Развивать представления о людях творческих профессий. Закрепить и расширить знания о музеях, телевидении, театре, цирке, кино, библиотеки. Расширить представления о народно-прикладном искусстве и художественных промыслах.

Изобразительная деятельность.

Обогащать сенсорный опыт детей, развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать творческие способности. Учить передавать положение предметов  в пространстве листа бумаги. Учить рисовать разнообразными изобразительными материалами (акварелью, мелками, пастелью, фломастерами и т.д.)

Знакомить с новыми цветами и их оттенками.

Передавать в лепке и аппликации выразительность образов, учить лепить фигуры человека и животного в движении. Использовать разнообразные приемы вырезания.

Подгото--вительная

Знакомство с искусством.

Формировать основы художественной культуры у детей. Развивать интерес к искусству. Закрепить  знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства. Продолжать знакомить детей с жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) и с произведениями известных художников.. Расширять представления о художниках-иллюстраторах, о скульптурах малых форм. Продолжать знакомить с народно-прикладным искусством, с народными игрушками. Расширять знания детей о людях творческих профессий: художник, пианист, архитектор, режиссер, дирижер, артист и т.д.

Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность.

Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Продолжать развивать умение рисовать с натуры, развивать аналитические способности, выделять особенности каждого предмета. Формировать умение свободного владения  карандашом при выполнении линейного рисунка.  Учить детей разным способам создания фона рисунка. Развивать творчество детей в процессе занятий лепкой и аппликацией. Учить создавать скульптурные сценки из 2-3 героев, развивать способности к декоративной лепке, используя новые способы (налеп, рельеф). Поощрять применение в аппликации разных приемов вырезания и обрывания. Развивать чувство цвета, колорита.

Раздел 8. Условия реализации образовательной программы   ДОУ.

     

     8.1.  Управление реализации программы.

Схема кадрового обеспечения Подготовительная группа

Подготовительная группа

 

8.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды.

Развивающая предметная среда в ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Система предметно-развивающей среды в МБДОУ Комаричском детском саду № 3

8.3 Формы сотрудничества  ДОУ с семьями воспитанников

              Единое образовательное пространство ДОУ

  • родительские собрания;
  • родительские гостиные;
  • совместные праздники народного календаря;
  • индивидуальное консультирование;
  • « Школа молодых матерей»
  • Родительский всеобуч
  • досуговая деятельность;
  • интеграция продуктов творчества детей и взрослых в социальный контекст ДОУ.

8.4. Преемственность в работе ДОУ и школы.

Взаимодействие ДОУ со школой

  • педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы с участием педагогов ДОУ, учителей школы и родителей;
  • взаимопосещения воспитателями и учителями начальных классов занятий и уроков;
  • проведение «Дней выпускников» в ДОУ;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и адаптации к школе.

План взаимодействия детского сада и школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса

внедрение новых форм работы и технологий с целью активизации детей и осуществления индивидуального подхода. Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организация предметно-развивающей среды

В начале учебного года

Администрация, воспитатели

Проведение индивидуальных занятий по интересам

В течение года

Воспитатели

Проведение экскурсий в школу:

  • подготовительной группы - в здание школы;
  • в музей школы №2;
  • посещение школы детьми и родителями в дни открытых дверей

Сентябрь, ноябрь, апрель, май

Администрация, воспитатели, учителя, проводящие экскурсии в музее

Осуществление единого подхода к привитию детям культурно-гигиенических навыков, навыков поведения (быть вежливым, аккуратным)

В течение года

Воспитатели

Воспитание детей с помощью игры: проведение смотра - конкурса на лучшую дидактическую игру

Ноябрь

Воспитатели

Медицинский осмотр детей, проведение диспансеризации

Зима - весна

Специалисты детской поликлиники,медсестра

Развитие у детей умения анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы и выражать их в речи, решать задачи, слушать педагога, осуществлять самоконтроль

В течение года с младшей группой

Воспитатели

Проведение педагогом-психологом  развивающих игр с детьми и консультаций для родителей

В течение года

Педагог-психолог

Подготовка карт развития

Май

Воспитатель, специалист

Собеседование с детьми, идущими в школу

Апрель - июнь

Учителя

Совместное обсуждение итогов диагностики

Май

Заведующий, старший воспитатель, воспитатель

Проведение родительских собраний на тему "Готовность ребенка к обучению в школе", наглядная пропаганда "Что должен знать первоклассник?" "Как подготовить ребенка к школе?"

В течение года

Воспитатели, старший воспитатель

Создание игровых ситуаций "Первый день в школе", "Как себя вести на уроке" и их обыгрывание

В течение года

Воспитатель подготовительной группы

Цели:

  • совершенствование работы по преемственности;

8.5. Взаимодействие ДОУ с социумом.

Музей– поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и Труда, малолетних узников, воинов интернационалистов;

- изготовление поздравительных открыток;

- совместные выставки (на темы: «Родной свой край – люби и знай», «Брянщина партизанская», «Мой дедушка ветеран».

Школа, - совместные праздники (спортивные эстафеты, конкурсы);

- посещение памятных мест поселка;

- акция «Школа - детскому саду».

Детская библиотека

- праздник «Посвящение в читатели»;

- совместный праздник «Неделя детской книжки»;

Школа искусств

 - тематические концерты.

ДЮСШ

- кружковая работа.

Детская поликлиника

- диспансеризация;

Районная библиотека

- - выставкидетских работ.

ГИБДД

- совместная акция «безопасная дорога»;

- участие в месячнике «Соблюдаем правила дорожного движения».

 

Участие коллектива МБДОУ в жизни района, поселка.

Постоянное участие коллектива педагогов и детей в районных мероприятиях, посвященных 8-Марта, 23 февраля, Дню матери, Дню пожилых людей, 9 мая, 17 сентября.

8.6.  Ожидаемые результаты

- обеспечение перехода ДОУ на новые федеральные государственные образовательные стандарты;

- повышение уровня образования и воспитания через реализацию приоритетных направлений ДОУ;

- увеличение количества детей успешно усвоивших основную общеобразовательную программу и программу дополнительного образования и подготовленных к обучению к школе, успешно адаптирующихся к требованиям школы;

- снижение показателей заболеваемости детей и увеличение показателя посещаемости детского сада;

- повышение процента родителей, участвующих в жизни детского сада.

Литература.

1. Скоролупова О.А. «Планирование как один этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении»/ М.: «Издательство Скрипторий 2003», М-2008

2.О. Скоролупова, Н. Федина «Федеральные требования, комментарии. Организация деятельности взрослых и  детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»/ журнал «Дошкольное воспитание» №8- 2010 г., стр. 6-15

3. О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»/М: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

4. О.А.Скоролупова «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения» / М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5.О.А.Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ» / М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

6. Скоролупова О., Федина Н. «Федеральные требования, комментарии. Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / журнал «Дошкольное образование» № 2-2011 г., стр. 6-11.

7. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» / журнал «Дошкольное образование» № 4-2010 г., стр. 5-11.

8. Скоролупова О., Федина Н. «Федеральные требования, комментарии.

О комплексно-тематическом  принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» / журнал «Дошкольное образование» № 5-2010 г., стр. 40-45.

9. Скоролупова О., Федина Н. «Федеральные требования, комментарии. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция» / журнал «Дошкольное образование» № 7-2010 г., стр. 4-11.

10. Белая К.Ю. « Образовательная программа ДОУ с учетом Федеральных государственных требований»/ ж/л «Справочник старшего воспитателя» №9- 2010 г., стр. 6-15

                                             

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план МБДОУ ЦРР № 36 на 2011/2012 учебный год

В годовом плане отражаются все разделы программы. Освещается методическая, педагогическая работа учреждения, оперативный контроль....

Программа кружка: «Бумажная симфония». На 2011-2012 учебный год. Подготовительная группа.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Образовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 2011-2012 г

Раздел I. Пояснительная запискаОбразовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 составлена в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к стру...

Образовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 2011-2012 г

Раздел I. Пояснительная запискаОбразовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 составлена в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к стру...

Отчет МБДОУ по результатам самообследования 2011 - 2012 учебный год

Отчет МБДОУ по результатам самообследования 2011 - 2012 учебный год...

Результаты педагогической деятельности: Сводная таблица по результатам диагностики программного материала в старшей группе МБДОУ № 14 "Ласточка" в 2011 - 2012 уч. год.

     Сводная таблица по результатам диагностики освоения программного материала по программе:" Программа воспитания и обучения в детском с...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...