программа эмоционального развития "Страна чувств"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств»
Пояснительная записка.
В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности .
Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе , что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии . В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством , неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.
При разработке содержания программы «Страна чувств» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.
Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Цели программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;
коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.
Основные задачи:
- создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
- осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
-развитие навыков совместной деятельности.
-формирование установки «Я – хороший, ты - хороший».
Программа основана на принципах:
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;
-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);
-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;
-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.
Методические приемы:
-создание ситуации безопасности, доверия;
-эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;
-анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;
- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;
- прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной для релаксации, «звуков природы» и др.
Программа « Страна чувств» состоит из 28 занятий;
Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 30- 35 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Структура и содержание занятий.
Занятие состоит из трех частей:
Часть 1. Вводная
Цели:
- установить эмоциональный контакт с детьми;
-развить чувство единства, сплоченности;
- обучить действовать согласованно. Здесь использованы «Приветствия», «Вхождение в сказку» и др.
Часть 2. Основная
Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация. Эта часть состоит из повторения предыдущего занятия (рефлексия), узнавания нового: отработки, закрепления, интеграции (новый опыт ребенка связывается с реальной жизнью), обобщения (приобретенный опыт).
Часть 3. Заключительная
Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии, «выйти» из сказочной ситуации, действовать совместно.
В конце занятия детям может быть предложено творческое домашнее задание.
Ожидаемые результаты:
- психофизически здоровый ребенок –дошкольник,владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;
-обладающей адекватной самооценкой;
-имеющий сформированную познавательную мотивацию, творчески мыслящий;
-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.
Практическая значимость программы
Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду № 368 «Теремок» Авиастроительного района города Казани. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).
Эффективность программы выявлялась путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла развивающих занятий.
Компоненты программы
Задания, игры, упражнения, входящие в программу, вводятся постепенно, начиная с первого раздела, а затем усложняются на любом этапе цикла.
Примерные планы занятий предоставлены в приложении №1.
Приложение1
Примерный план занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Страна чувств».
№ | Тема | Программное содержание | Используемые упражнения | Обеспечение |
1 | «Я – единственный на планете». |
|
| 1.Аудиокассета со звуками природы. |
2 | «Осваиваем пространство». |
|
| 1. Дуги и ткань для имитации туннеля; 2. Отрезы зеленого, желтого, белого, голубого, красного цвета; 3. маленькие обручи (по количеству детей) и один большой обруч; 4. клубки разноцветных ниток, бусинки, шнурки, мелкие игрушки от киндера; 5. запись спокойной музыки. |
3 | «Наши имена». |
|
|
|
4 | «Наши имена». |
|
|
|
5 | «Каким я себя вижу». |
|
|
|
6 | «Моя семья». |
|
|
|
7 | «Мои чувства, мое настроение». |
|
|
|
8 | «Эмоции и чувства» |
|
|
|
9 | «Карта волшебной страны Чувств». |
|
|
|
10 | «Грусть - печаль». |
|
|
|
11 | «Смешинка в рот попала». |
|
|
|
12 | « У страха глаза велики». |
|
|
|
13 | «Комната удивления». |
|
|
|
14 | «Укроти свой гнев». |
|
|
|
15 | «Обида». |
|
|
|
16 | «Интерес». |
|
|
|
17 | «Мой эмоциональный альбом». |
|
|
|
18 | «Страна цвета». |
|
|
|
19 | «Красная страна». |
|
|
|
20 | «Путешествие в желтую страну». |
|
|
|
21 | «Коричневая страна». |
|
|
|
22 | «Зеленая страна». |
|
|
|
23 | «Синяя страна» |
|
|
|
24 | «Черная страна». |
|
|
|
25 | «Сказочная страна». |
|
|
|
26 | «Мы с одной планеты». |
|
|
|
27-28 | «Я знаю, я умею, я смогу». |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.
Задачи: Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс...
"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"
"Развитие эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру"...
Проект в старшей группе: "Эмоциональная окраска чувств"
Актуальность. Эмоциональная и сенсорная сферы имеют природообусловленные взаимосвязи и оказывают друг на друга взаимное влияние. Различные ощущения выступают естественными стимуляторами эмоций в...
Констультация. Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников. 2020 год.
Констультация. Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников. 2020 год....
«Мои чувства» (программа эмоционального развития детей 5 - 6 лет) (старшая группа)
В последние годы происходит активное развитие системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются н...