Проект работа с родителями.
методическая разработка по теме
Проект поможет всем работникам дошкольного учреждения в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.organizaciya_metodicheskoy_raboty_dou_s_semey.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация методической работы ДОУ с семьей.
М.А. Плаксина
старший воспитатель
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное
учреждение № 157 «Детский сад
комбинированного вида»
г. Кемерово, Кемеровская область
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы ДОУ и семьи».
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
В этом случае целью нашего проекта станет – организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Далее необходимо определить перечень задач для решения нашей проблемы:
- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
Проектная часть
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи проекта:
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Прогнозируемые результаты:
- выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
- исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;
- сконструирована модель взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников;
- определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Swot-анализ
Взаимодействие ДОУ и семьи
Миссия: «Современный дошкольник- крепкий союз взаимодействия семьи и ДОУ»
Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Нормативно-правовая база: - наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности - наличие Устава ДОУ -наличие аттестации и аккредитации - положение о родительском комитете - договор между МДОУ и родителями воспитанников | 1. Слабая связь с социумом. 2.Отсутствует попечительский совет и положение о нем |
Педагогические кадры: - высшее образование -% -средне-специальное - % - Высшую категорию - % -Первую категорию- % Вторую категорию -% Наличие специалистов – учитель-логопед, ПДО, педагог-психолог, инструктор по физической культуре | 1. Слабая мотивация педагогов. 2. Нет положений о конкурсах внутри ДОУ |
Методическая работа: Проведение консультаций -проведение семинаров - самообразование педагогов | 1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями |
Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы (таблица №4) | 1.Низкая активность родителей. 2.Однообразие форм работы |
Материально-техническая база: Музыкальный зал Музыкальный центр Фотоаппарат Компьютер | 1.Недостаточное количество методической литературы 2. Недостаточное количество тех средств |
Внешняя среда | |
Возможности | Ограничения |
1.Углубление связей с социумом 2.Получение грантов по результатам участия в конкурсах разных уровней 2.Платные образовательные услуги | 1.Наличие конкурентов 2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ |
Анализ проблем
Таблица 1
Отсутствие эффективного взаимодействия ДОУ с семьей | ||||||||||
Недостаточно открытый характер управления образовательным учреждением | Недостаточный уровень компетентности воспитателей по организации работы с семьей | Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе | ||||||||
Не разработана нормативно — правовая база | низкий уровень участия родителей в управлении ОУ | недостаточный уровень проведения мероприятий | не проводится контроль | низкий уровень владения педагогами знаниями по вопросам взаимодействия с родителями | Недостаточная мотивация педагогов — | низкий уровень информированности родителей | Недостаточное количество технических средств | Низкий процент посещения родителями собраний | Отсутствие изучения запросов родителей | |
Нет положений о проведении конкурсов внутри ДОУ | Отсутствует общественная организация родителей | неумение перспективно планировать свою деятельность | Нет системы активных форм с педагогическими кадрами по обучению сотрудничества с родителями | Отсутствие мониторинга эффективности работы с семьей | Отсутствие системы работы воспитателя с семьей | Педагогами не используется Интернет, компьютерные технологии Неумение создать рекламную продукцию группы | Педагоги не используют новые современные технологии | Отсутствие информационных стендов и наглядной агитации в родительских уголках | Отдаленность места работы родителей от ДОУ | Отсутствие банка данных о роддителях |
Методика изучения семей воспитанников
Таблица 2
Цель | Информация | Формы и методы |
Изучение семьи | Социологическая характеристика | Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей «Моя семья», сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации. |
Мониторинг внутри детского сада | Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения | Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, «круглые столы» (с родителями) |
Привлечение родителей к сотрудничеству | Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей. | Анкеты, беседы, «круглые столы». |
Информационно-просветительская работа с родителями | О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания | Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций. |
Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей
Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в педагогический процесс в ДОУ.
Таблица 3
Система работы ДОУ с семьей | ||
Принципы работы с родителями
| Методы изучения семьи
Беседа с родителями | Формы работы с родителями
Клубы по интересам |
Формы работы с семьей
Таблица 4
Родительские собрания в группах | Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. |
Адаптационная группа для детей раннего возраста | Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить). |
Газета для родителей | Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ. Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр. |
Радиогазета | Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики. Короткие, на 5 минут «уроки-сообщения» специалистов. |
Фотоальбом «Давай познакомимся» | Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в детский сад. При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде. |
Фотоальбом «Моя семья» | Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи. |
«Ваши добрые дела» | Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь. |
Мини-библиотека | Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома. |
«Встреча с интересными людьми». | Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей. Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях, организовывают кружковую работу. |
«Семейная мастерская» | Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). |
Анкетирование | Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения |
Информационные общие стенды | Задача: информировать родителей: - о программах воспитания и развития детей в детском саду; - о безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ |
«Наш день» | Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе |
Этапы проведения психолого-педагогического просвещения родителей
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя
План мероприятий
Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Задачи - Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ. - Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе | ||
Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги | сентябрь | Заведующая, Старший воспитатель |
Публикации в журнале «Дошколенок Кузбасса» | октябрь | Старший воспитатель |
Создание визитной карточки МДОУ, символики | Октябрь | Заведующая, Старший воспитатель |
Создание Попечительского Совета | Октябрь | Заведующая |
Оформление стенда «О психологической службе МДОУ» | Ноябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог |
Выпуск газеты с рекомендациями для родителей | Октябрь, Январь, Март Май | Старший воспитатель, специалисты |
Проведение открытых занятий для родителей | Ноябрь | Воспитатели |
Постановка сказки «Кошкин дом» с участием родителей | Ноябрь | Музыкальный руководитель |
Участие родителей в празднике «Новый год» | Декабрь | Музыкальный руководитель |
Участие родителей в празднике 23 февраля | февраль | Инструктор по физо |
Участие родителей в празднике 8 марта | Март | Музыкальный руководитель |
Участие родителей в празднике «Мама, папа и я спортивная семья» | апрель | Инструктор по физо |
Школа родительского мастерства | ||
Капризы и упрямство (приложение 1) | октябрь | Педагог-психолог |
Если ребенок тревожен | февраль | Педагог-психолог |
Готов ли ребенок к школе | апрель | Педагог-психолог, старший воспитатель |
Родительские собрания | Сентябрь, Декабрь, Февраль, май | Воспитатели |
Разработка памяток «Шпаргалки для родителей» (Приложение 2) | Сентябрь, Декабрь, Февраль, май | Старший воспитатель |
Задача - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей | ||
Изучение запросов семьи | сентябрь | Старший воспитатель |
Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей | сентябрь | Старший воспитатель |
Создание творческой группы «Профи» | Октябрь | Старший воспитатель |
Приобретение методической литературы по теме «Детский сад-семья» | сентябрь | Старший воспитатель |
Приобретение мультимедийной установки | ноябрь | Заведующая |
Проведение смотра-конкурса родительских уголков | март | Старший воспитатель |
Обобщение опыта работы по проблеме | апрель | Старший воспитатель |
Создание памяток для воспитателей | Декабрь, апрель | Старший воспитатель |
Проведение семинара «Учимся общаться с родителями» | февраль | Старший воспитатель, Педагог-психолог |
В заключение
Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно-образовательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект работа с родителями.
Проект поможет всем работникам дошкольного учреждения в работе с родителями....
Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»
Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....
Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"
Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...
Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»
Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей р...
Проект "Работаем с родителями"
Проект "Работаем с родителями"...
ПРОЕКТ: " Работа с родителями воспитателя Русмиленко Натальи Евгеньевны "С Днем 8 Марта дорогие наши мамочки и бабушки"
Дети входят в зал под музыку «Наши мамы самые красивые»Ведущий: Начинается весна не с цветов.Есть тому, очень много причин.Начинается она с тёплых слов,С блеска глаз и с улыбок мужчин.А по...
Педагогический проект "Работа с родителями по экологическому воспитанию младших дошкольников"
Целью данного проекта является:Разработка методического обеспечения по работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, на основе природы родного края.Формирование экологической компетен...