эко программа
рабочая программа по теме
Направленность программы.
Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой Личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей).
Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры казачества «Берёзка» является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требованийдошкольного образования, рекомендаций ДОН Краснодарского края. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
Проанализировав понятийный аппарат « Экологического воспитания» можно сделать вывод, что главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!
Объективная необходимость создания авторской программы «Берёзка» состоит из двух аспектов: теоретического и практического.
Теоретический аспект - это систематизация собственного методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе эксперимента. С 2009 года детский сад «Берёзка» является муниципальной экспериментальной площадкой и работает над темой: «Формирование экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной, деятельности на основе регионального компонента».
Практический аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию в системе: ДОУ - семьи воспитанников- природоохранные организации. В МАДОУ ЦРР-детский сад №1 «Берёзка» открыт и активно работает Малый Экологический Театр Ребенка - «Мэтр», оборудованы экотропа, фитоклумба, участки леса и луга. Создана «Красная книга ДОУ», ежемесячно выпускается газета «Березовые вести», организована творческая группа педагогов«Эколог».Дошкольное учреждение тесно сотрудничает с районной организаций «Охрана природы» (рук. Семенко Н.С.) и приходом храма Свято-Рождества Богородицы п.Мостовского.
Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.
Новизна программы «Берёзка» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры казачества. В основе построения программы, тематики занятий-годовой цикл народного календаря с использованием местных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.
1.3.Цели и задачи программы.
Цель программы:
Формирование у старших дошкольников начал экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.
Задачи:
1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Мостовского района, как частицей природных богатств Кубани .
3. Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
5.Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.
Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.
Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОУ и семьи в деле экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы «Берёзка».
1.4.Отличительные особенности данной программы
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены
и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников:
"Юный эколог"С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции
экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом –
природа" (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой
личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места
человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный
творческий процесс в регионах России по разработке программ экологического
образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных
традиций.
Программа «Берёзка» ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.
Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию экологических знаний.
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа экологического воспитания и образования «Берёзка» рассчитана на детей подготовительного к школе возраста- 6-7лет.
1.6. Сроки реализации программы.
Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.
1.7. Формы и режим занятий.
Занятия по программе «Берёзка» начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.
Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность
Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.
Используются следующие формы занятий:
- Игра
- Беседа
- Экскурсия
- Конкурс
- Наблюдение
- Экспериментальная деятельность
- Акция
- Выставка
- Защита проектов
- Викторина
- Лабораторное занятие
- Открытое занятие
- Практическое занятие
- Презентация
Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.
Каждый такой цикл включает 2-3 «рабочих» занятия, экскурсию или тематическое
интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).
Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником, развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.
1.8.Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К семи годам ребёнок:
- знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Краснодарского края;
- проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
- любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
- стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
- привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
- обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
- знает природоохранные объекты в районе;
- знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «Шумят на Кубани тополя», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».
Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами:
наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок,
КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому
блоку программы и обобщающие диагностические карты.
Оценка знаний об окружающем мире.
Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.
Оценка отношения к окружающему миру.
Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с
позиции имеющихся экологических представлений.
Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения,
животных, стремлении оказать необходимую помощь.
Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению
информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в
стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.
1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
В ходе реализации программы «Берёзка» используются следующие формы подведения
итогов:
- Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
С экологическими проектами воспитанники ДОУ участвовали в региональном
этапе Всероссийского конкурса «Я-исследователь»( 2010 г) проект «Редкий гость
лагенария» занял 1 место. В 2011 году проекты «Секреты прививки», «Известная
незнакомка соль» и «Наша Красная книга» заняли 2место на региональном этапе
Всероссийского конкурса «Я – исследователь».
- Экологические акции: ««Мои добрые дела для твоей пользы, Земля» «Птичья столовая», «Первоцвет» и др.
- Экологические спектакли в постановке театра «МЭТР» - «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленные друзья».
- Выпуск экологической газеты ДОУ «Берёзовые вести».
Рисование на экологическую тематику.
- Досуги, экологические, народные праздники и т.п.
- Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии
2.Содержание программы.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
Блок «Жемчужина Предгорья -поселок Мостовской!»
Содержаниеданного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:
- Диагностика знаний детей о родном поселке.
- Консультирование родителей о экологическом воспитании в семье
- Экскурсия в парк.
- Кукольный спектакль-сказка «Кто как к зиме готовится» ( в постановке взрослых)
- Выставка детских рисунков «Я люблю свой поселок!»
Тематическое интегрированное занятие «Батюшка Покров, не будь суров»
- Организация семейного «капустника»
- Оформление папки-передвижки «Осенние праздники. Отмечаем всей семьей»
Блок Знай,люби и сохраняй».
Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Мостовского района. Дать представление о Северо- Кавказском биосферном заповеднике, находящемся на территории нашего района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:
- Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка»
- Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе»
- Выпуск информационного буклета « Наш заповедник в вопросах и ответах»
- Конкурс экологических рисунков-плакатов «Береги природу родного края!»
Блок «Я-исследователь».
Этот блокнаправлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.
Блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Этот блокнаправлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:
- Экологическая акция «Наша клумба».
- Развлечение совместно с родителями «Берёзкины именины».
- Выпуск информационного буклета « Советы здоровья».
- Конкурс экологических рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».
- Экскурсия в храм для освящения яблок.
- «Семейный поход».
3.Учебно - тематический план.
Учебно-тематический план по программе «Берёзка»
№
п/п
Наименование разделов, блоков,
тем
Количество занятий
1.
Iблок. «Жемчужина Предгорья-поселок Мостовской!»
Темы:
«Приметы осени. Наш парк»
«Батюшка Покров, не будь суров»
«Знакомые незнакомцы»
«Школа гномика Здоровячка»
10
3
1
4
2
2
IIблок. «Знай, люби и сохраняй».
Темы:
«Животный мир нашего района»
«Рождественская елочка»
«Птичья столовая»
«Что такое заповедник?»
«Как на масляной неделе»
«Школа гномика Здоровячка»
12
4
1
1
4
1
1
3
IIIблок. «Я-исследователь».
Темы:
«Живое-неживое»
«Верба-вербочка»
« Наши друзья-растения»
«Путешествие по эко-тропе»
«Это интересно знать»
«Школа гномика Здоровячка»
12
3
1
2
1
4
1
4
IVблок. «Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!»
Темы:
«Березкины именины(Троица)»
«Волшебница-вода»
««Солнечный секрет»
«Ветер,ветер,ты могуч!»
«Путешествие по эко-тропинке»
«Школа гномика Здоровячка»
«Яблочный Спас-яблочки припас»
12
1
2
2
2
3
1
1
5
Итоговые занятия
2
ИТОГО:
48ч
Итоговые занятия.
- (январь) Зимний экологический праздник с участием театра «МЭТР»;
- (август) Экологический КВН «Юные защитники природы»;
- В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка;
- Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
- предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.
4.Методическое обеспечение.
- Учебные и методические пособия по программе
(см. список литературы).
- Материалы из опыта работы:
- физкультминутки, загадки;
б) конспекты занятий;
в) экологические викторины;
г) экологические досуги, праздники;
д) дидактические игры;
е) диагностические карты, анкеты;
ж) компьютерные презентации на темы: «Мой поселок», «Вода», «Воздух», «Заповедные места», «Песок», «Глина», «Советы здоровья» и др.
Литература.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
- Программа «Наш дом – природа» Блок занятий «Я и природа» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
- Программа «Наш дом – природа» Блок занятий «Волшебница вода» М., Линка-Пресс, 1997.
- Программа «Наш дом – природа», Блок занятий «Воздух – невидимка» М., Линка-Пресс, 1997.
- Программа «Наш дом – природа», «Что у нас под ногами» Блок занятий «Песок. Глина. Камни» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
- Программа «Наш дом – природа», «Почва – живая земля», Блок занятий «Почва» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
- Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
- В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
- Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
- В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
- Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
- Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
- Экологический проект «Дерево». Обруч, №2, 1997.
- Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
- Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
- Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
- Программа «Наш дом – природа». Дошкольное воспитание, №7, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...