эко программа
рабочая программа по теме

Тупичкина Жанна Александровна

 

Направленность  программы.

 Целью  воспитания  является  воспитание нравственной, гармонически  развитой Личности  с  творческим  мышлением,  со  стремлением  ко  всему  прекрасному. Индивидуальный  подход - один  из  главных  принципов современной  педагогики. Ребенок – это  субъект  собственного  развития. Однако следует учесть, что  одновременно решается вопрос не только становления начал экологической культуры у детей, но  и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры - важнейшее условие развития детей).

Программа экологического воспитания и образования дошкольников   на  основе народных традиций и культуры казачества «Берёзка» является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требованийдошкольного образования, рекомендаций  ДОН Краснодарского края. В её основе -  годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций  празднования, наиболее почитаемых в народе  православных и фольклорных  праздников. 

         Проанализировав понятийный аппарат  « Экологического воспитания» можно сделать вывод, что   главной  целью  экологического воспитания является  формирование экологической  культуры - совокупностей   экологического сознания, экологических чувств и   экологической деятельности. А  экологическая  культура- это  часть общей  культуры  личности. Поэтому  ознакомление  с природой является одним  из средств  всестороннего развития   и  воспитания.
 1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

            От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А  дети и есть наше будущее! 

Объективная  необходимость  создания авторской программы «Берёзка» состоит из двух аспектов: теоретического и практического.

 Теоретический аспект  - это  систематизация  собственного  методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе эксперимента. С 2009 года детский сад «Берёзка» является муниципальной экспериментальной площадкой и работает над темой: «Формирование экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной, деятельности на основе регионального компонента».

 Практический  аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по экологическому воспитанию в системе: ДОУ - семьи воспитанников- природоохранные организации. В МАДОУ ЦРР-детский сад №1 «Берёзка» открыт и активно работает Малый Экологический Театр Ребенка - «Мэтр», оборудованы экотропа, фитоклумба, участки леса и луга. Создана «Красная книга ДОУ», ежемесячно  выпускается  газета «Березовые вести», организована  творческая группа педагогов«Эколог».Дошкольное  учреждение тесно  сотрудничает с районной организаций «Охрана природы» (рук. Семенко Н.С.) и приходом храма Свято-Рождества Богородицы п.Мостовского.

Вышеперечисленные условия позволяют  говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретного ДОУ, её актуальности и педагогической целесообразности.

   Новизна программы «Берёзка» в том, что понятие экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры казачества. В основе построения программы, тематики занятий-годовой цикл народного календаря с использованием  местных традиций  празднования, наиболее почитаемых в народе  православных и фольклорных  праздников. 

 

 

 1.3.Цели и задачи  программы.

 

  Цель программы:

              Формирование у  старших дошкольников начал  экологической  культуры, подразумевающей  сформированное  экологическое  сознание, экологически ориентированное поведение  и  деятельность в  природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном   крае, его  традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

Задачи:

1. Дать представление о взаимосвязи  и взаимодействии  живых  организмов в природе, способствовать формированию понимания  ребёнком  того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение  к  живой  природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Мостовского района, как частицей природных богатств Кубани .
3. Формировать у детей  элементарные  представления о работе   своего организма и  приобщение  к ценностям здорового образа  жизни.
4. Воспитывать положительное отношение  к самостоятельной деятельности детей  по сохранению и улучшению  окружающей среды.

5.Использовать   совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и  православных   праздников.
          Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию дошкольников.

Сформированность  у  воспитанников  позитивной жизненной доминанты,  нравственных  представлений  в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей  с  природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей  ДОУ  и семьи в деле экологического воспитания ребенка  - одно из ведущих направлений программы «Берёзка».

 

1.4.Отличительные особенности данной  программы

        Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

              К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все 

доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены 

и современные программы экологического воспитания и образования дошкольников:

"Юный эколог"С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции

экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом –

природа" (1998), нацеленная  на воспитание гуманной, социально активной и творческой

личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места

человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный

творческий процесс в регионах России по разработке  программ экологического

образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных

традиций.

           Программа  «Берёзка» ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Составленная программа для детей дошкольного возраста  предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

            Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников  происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

              Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.  Особое место в данной программе отводится проектной деятельности  по привитию   экологических знаний.

              Программа имеет  теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.   

 

     1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

 

Программа  экологического воспитания и образования «Берёзка»  рассчитана на детей  подготовительного к школе возраста- 6-7лет.

      1.6. Сроки реализации  программы.

          Изложение материала рассчитано на один год и  предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний.

 

      1.7. Формы и режим занятий.

 

          Занятия по программе «Берёзка» начинаются с третьей  декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.  

  Для детей подготовительной  группы занятия проводятся  один  раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии  могут иметь большую продолжительность

                Формы занятий, планируемых по каждой теме различны.

Используются следующие формы занятий:


  • Игра
  • Беседа
  • Экскурсия
  • Конкурс
  • Наблюдение
  • Экспериментальная деятельность
  • Акция
  • Выставка
  • Защита проектов 
  • Викторина
  • Лабораторное занятие
  • Открытое занятие
  • Практическое занятие
  • Презентация

 

           Разработанные занятия, объединенные  общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.

        Каждый такой цикл  включает 2-3  «рабочих» занятия, экскурсию  или тематическое  

       интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).   

         Сезонный  блок  (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается)  праздником,  развлечением, театральной постановкой  или кукольным  спектаклем.

 

 

 

    

   1.8.Ожидаемые результаты и способы их проверки.

           К семи годам ребёнок:

  • знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Краснодарского края;
  • проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
  • любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
  • стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
  • привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
  • обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
  • знает природоохранные объекты в районе;
  • знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «Шумят на Кубани тополя», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».

                      Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами:

                наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок,

               КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект  диагностических таблиц  по каждому

               блоку программы и обобщающие диагностические  карты.

    Оценка знаний об окружающем мире.

Полнота знаний - соотношение  объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
Осознанность- степень осмысленности  знаний  и их применения  в  ситуации  общения ребёнка  с  окружающим  миром.
Доказательность- умение   аргументировать свои суждения,  используя имеющиеся  знания и опыт.
Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.

    Оценка отношения к окружающему миру.

              Осознанность, проявляющаяся  в оценке объяснении своих и чужих поступков  с

      позиции имеющихся экологических  представлений.

           Действительность,  проявляющаяся   в  умении  видеть  состояние  растения,  

    животных,  стремлении  оказать необходимую  помощь.

   Направленность,  проявляющаяся  в  познавательном  интересе к получению   

   информации,  в  стремлении  воспринимать красоту окружающего  мира, в

   стремлении следовать  экологически обоснованным  нормам  и  правилам.

        1.9. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной

            программы.

     В ходе реализации  программы  «Берёзка» используются следующие формы подведения  

     итогов:

  • Открытые занятия с элементами проектной деятельности.

                  С экологическими проектами воспитанники ДОУ участвовали в региональном  

           этапе Всероссийского  конкурса «Я-исследователь»( 2010 г)  проект «Редкий гость

           лагенария» занял 1 место.    В 2011 году проекты  «Секреты прививки», «Известная

          незнакомка  соль» и «Наша Красная книга»  заняли  2место на региональном  этапе

          Всероссийского конкурса «Я – исследователь».

  • Экологические акции: ««Мои добрые дела для твоей пользы, Земля» «Птичья столовая», «Первоцвет» и др.
  • Экологические спектакли в постановке театра «МЭТР» -  «Не рвите цветы», «Репка», «Путешествие в зимний лес», «Как зима с весной поспорили», «Путешествие в осенний лес», «Наши зеленные друзья».
  • Выпуск экологической газеты ДОУ «Берёзовые вести».

       Рисование на экологическую тематику.

  • Досуги, экологические, народные праздники и т.п.
  • Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии

2.Содержание программы.             

    Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение  и обобщение  материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с  учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

 

           Блок «Жемчужина  Предгорья -поселок Мостовской!»

          Содержаниеданного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с  природными  особенностями родного  поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено  ознакомление с основными традициями  земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа гномика Здоровячка». В дальнейшем  занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке  рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

  • Диагностика знаний детей о родном поселке.
  • Консультирование  родителей о экологическом воспитании в семье
    • Экскурсия в парк.
    • Кукольный спектакль-сказка «Кто как к зиме готовится» ( в постановке взрослых)
    • Выставка детских рисунков «Я люблю свой поселок!»

Тематическое  интегрированное занятие  «Батюшка Покров, не будь суров»

  • Организация семейного «капустника»
  • Оформление папки-передвижки «Осенние  праздники. Отмечаем всей семьей»

 

           Блок Знай,люби и сохраняй».

            Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей  об  особенностях  животного мира  Мостовского  района. Дать представление о Северо- Кавказском биосферном заповеднике, находящемся на территории   нашего района.  Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды  работы, как:

  • Экологическая акция «Рождественская елочка», «Кормушка»
  • Развлечение совместно с родителями «Как на масляной неделе»     
    • Выпуск информационного буклета « Наш заповедник в вопросах и ответах»
    • Конкурс экологических  рисунков-плакатов «Береги природу родного края!»

 

      Блок «Я-исследователь».

            Этот блокнаправлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с  основными  понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать  «блоком проектов», так как именно эта форма организации  работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает  индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

      Блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

          Этот блокнаправлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь  раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать  не только представления о  свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий  происходит   ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это  позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды  работы, как:

  • Экологическая акция «Наша клумба».
  • Развлечение совместно с родителями «Берёзкины именины».    
    • Выпуск информационного буклета « Советы здоровья».
    • Конкурс экологических  рисунков-плакатов «Наш дом-планета Земля!».
  • Экскурсия в храм для освящения яблок.
  • «Семейный поход».
  • 3.Учебно - тематический план. 

     

    Учебно-тематический план  по программе «Берёзка»

     

    п/п

             Наименование    разделов,  блоков,

    тем

     Количество          занятий  

    1.

    Iблок. «Жемчужина  Предгорья-поселок Мостовской!»

    Темы:

    «Приметы осени. Наш парк»

     «Батюшка Покров, не будь суров»

    «Знакомые незнакомцы»

    «Школа гномика Здоровячка»

     

              10

     

     

                3

                1

                4

                2

    2

    IIблок. «Знай, люби и сохраняй».

    Темы:

    «Животный мир нашего района»

    «Рождественская елочка»

    «Птичья столовая»

    «Что такое заповедник?»

    «Как на масляной неделе»

    «Школа гномика Здоровячка»

               12

     

                4

                1

                1

                4

                1

                1

    3

     

     

     

     

    IIIблок. «Я-исследователь».

    Темы:

    «Живое-неживое»

    «Верба-вербочка»

    « Наши друзья-растения»

    «Путешествие по эко-тропе»

    «Это интересно знать»

    «Школа гномика Здоровячка»

                12

     

                 3

                 1

                 2

                 1

                 4

                 1

    4

    IVблок. «Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья!»

    Темы:

    «Березкины  именины(Троица)»

    «Волшебница-вода»

    ««Солнечный секрет»

    «Ветер,ветер,ты могуч!»

    «Путешествие по эко-тропинке»

    «Школа гномика Здоровячка»

    «Яблочный Спас-яблочки припас»

     

                12

     

     

                 1

                 2

                 2

                 2

                 3

                 1

                 1

    5

    Итоговые  занятия

                 2

     

    ИТОГО:

               48ч

     

     

      Итоговые занятия.

     

    • (январь) Зимний  экологический праздник  с участием театра «МЭТР»;
    •  (август) Экологический КВН «Юные защитники природы»;

     

    • В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению рекомендован  интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка;
    • Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;
    • предложенные  материалы используется  с учетом  конкретных условий организации  работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы  на равнозначные  по содержанию.

     

    4.Методическое обеспечение.

     

    1. Учебные и методические пособия  по программе

    (см. список литературы).

    1. Материалы из опыта работы:
    2. физкультминутки, загадки;

    б) конспекты занятий;

    в) экологические викторины;

    г) экологические досуги, праздники;

    д) дидактические игры;

    е) диагностические карты, анкеты;

    ж) компьютерные презентации на темы: «Мой поселок», «Вода», «Воздух», «Заповедные места», «Песок», «Глина», «Советы здоровья»  и др.

     

                                               

     

     

     

     

     

     

                                                           Литература.

     

    1. Программа  развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
    2. Программа «Наш дом – природа» Блок занятий «Я и природа» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
    3. Программа «Наш дом – природа» Блок занятий «Волшебница вода» М., Линка-Пресс, 1997.
    4. Программа «Наш дом – природа», Блок занятий «Воздух – невидимка» М., Линка-Пресс, 1997.
    5. Программа «Наш дом – природа», «Что у нас под ногами»     Блок занятий «Песок. Глина. Камни» ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
    6. Программа «Наш дом – природа», «Почва – живая земля», Блок занятий «Почва»    ООО «Карапуз-дидактика» Москва 2005
    7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.
    8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
    9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.
    10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.
    11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.
    12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.
    13. Экологический проект «Дерево». Обруч, №2, 1997.
    14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.
    15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.
    16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.
    17. Программа «Наш дом – природа». Дошкольное воспитание, №7, 1998.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...