ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
статья на тему

Бушуева Тамара Васильевна

Представлен опыт работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Лянтор по созданию педагогических условий для формирования экологического мышления и сознания у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.И.Кушникова к.п.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности

(Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут)

Т.В.Бушуева заместитель заведующего

(муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» г.Лянтор, Сургутский район, ХМАО-Югра)

Экологическое образование в дошкольных учреждениях в условиях Севера

Вступив в новое тысячелетие, человечество столкнулось с глобальными проблемами, угрожающими жизни на Земле. Особую остроту эта проблема приобретает в северных условиях. ХМАО-Югра – один из важнейших регионов Российского Севера. Высокие темпы развития производственной деятельности на территории округа оказывают мощное техногенное воздействие на природную среду и  снижения ее качества [3].

В условиях углубляющегося социоприродного кризиса северного региона особую значимость приобретает проблема формирования у подрастающего поколения способности к принятию ответственных решений по сохранению собственной среды обитания на основе интеграции социальных, экологических и экономических проблем. В этой связи экологическое образование становится все более значимым, являясь механизмом экологической безопасности, стабильности, а также важным условием повышения качества жизни населения. Поэтому экологическое образование дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования имеет огромное значение.

В последнее столетие в значительной степени изменились и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир всё больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, всё реже общаются с природой. Это связано с интенсивной урбанизацией, уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни [2].

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), обуславливает необходимость своевременного решения ряда проблем в системе дошкольного образования, оказывающих в дальнейшем существенное влияние на социальную систему в стране и регионе. Новые поставленные задачи в развитии образования нацеливают дошкольные учреждения модернизировать и проектировать работу педагогических коллективов и их условий в новом режиме.

Так как, успешность экологического образования зависит от непрерывности во всех его ступенях, педагогическим коллективом разработана модель «Эффективный старт». В этой модели особое внимание уделяется формированию у ребенка целостного взгляда на природу и места человека в ней. Раскрываются первые представления о взаимосвязях в природе и на этой основе, происходит формирование начал экологического  мировоззрения, воспитывается ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы родного края. Всё это служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формированию экологической культуры у детей.

Взаимодействие с социальными институтами детского сада «Ромашка», является интегрирующей общественной силой и способствует вхождению принципов устойчивого развития в жизнь дошкольного учреждения.

Модернизация деятельности дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» - это философия, стратегия, тактика отношений и взаимодействий с потребителями услуг (родители, воспитанники, социум), которые направлены на обеспечение свободного выбора ценностей в социокультурном пространстве и действий всех участников образовательного процесса.

Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, нами разработана концепция, где обозначены основные идеи и положения нового направления дошкольного учреждения: создание личностно-ориентированной модели (индивидуальный образовательный маршрут ребёнка) воспитания дошкольников и обеспечение его связи; обеспечение преемственности и взаимосвязи двух звеньев в системе непрерывного экологического образования  через комплексно тематическое планирование (в дошкольном учреждении «Семь-Я» - в начальной школе «Десять-Я»), что позволяет реализовать принцип индивидуальности.

Деятельность образовательного процесса реализуется посредством программы развития МБДОУ «Здоровое детство». Ведущей идеей программы является развитие личности ребёнка в единстве образования, воспитания и здоровья ребёнка с применением современных образовательных технологий. Дошкольное образование должно базироваться на идеях устойчивого развития, что потребовало переподготовки педагогов с учетом современной социальной, экологической, экономической ситуации.

Для формирования профессиональных качеств эколого-педагогической направленности:

- ведется тесная взаимосвязь с Уральским отделением Российской Академии образования по разработке новых подходов к теоретической и практической деятельности педагогических кадров для работы в условиях обновления содержания дошкольного учреждения;

- заключено трехстороннее соглашение о взаимосвязи с Департаментом  природных ресурсов и несырьевого сектора – экономики ХМАО-Югры территориального отдела «Сургутское лесничество»;

- проведены теоретические, научно-практические семинары, а также мастер-классы по проблемам развития и качественных подходов в контексте социооздоровительных, культурологических мероприятий;

-  организована работа методического центра «Образовательный салон», что способствует творческому росту и образованности педагогов;

- создан уникальный комплекс для воспитанников дошкольного учреждения «Школа познавательных наук», где педагоги реализовывают свои творческие идеи согласно комплексно тематическому планированию «Семь-Я» и непосредственно образовательную деятельность согласно основной программы;

- разработан авторский управленческий проект «Педагогический портфель», обеспечивающий мониторинг системы хода модернизации учреждения, а также вносящий немалый вклад в систему оценки и эффективности сетевого взаимодействия в образовании дошкольного учреждения.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт перехода образовательного учреждения в режим поиска нового  содержания экологического образования через технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Данный режим для педагогического коллектива является переходным на пути к более качественным изменениям и переводу ДОУ в режим эксперимента. Качественные признаки перехода: инновационная профессиональная компетентность педагогов по взаимодействию с семьей реализуемая в ДОУ с 2007 по 2011 гг. соответствовала насущным потребностям детей, родителей и педагогов, способствовала достижению устойчивых показателей развития ребёнка по оздоровительным, познавательным, социально-личностным и художественно-эстетическим  направлениям.

Поэтому содержание образования в дошкольном учреждении ориентировано не только на приобретение знаний, но и на развитие личности. Нами определены основные направления развития управленческой деятельности дошкольного учреждения, посредством инновационного проекта «Детский сад будущего». Особенностью реализуемого нами проекта – отражение регионального аспекта природы и культуры Ханты-Мансийского автономного округа на основе ценностного подхода к пониманию природы и культуры человека. Интересен спланированный общий маршрут «Сенсорного сада», объединяющий все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). Каждый маршрут развивает определенный вид восприятия с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Изюминкой проекта является установление на территории дошкольного учреждения скульптурной композиции семьи стерха - «Белая птица счастья». Композиция направлена на формирование знаний у детей и взрослых о легендах, народных приметах и экологических проблемах нашего региона, привлечение взрослых к воспитанию нравственности и духовному наследию их детей, а также формированию эколого-ориентированного сознания по сохранению птиц, занесенных в Красную книгу.

Взаимодействие с научно-педагогическим сообществом  города Екатеринбурга, согласованные действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ УрО РАО в интеграции науки и практики образования – инновационные площадки в системе общего образования «Экологическое образование в северных территориях» несут в себе перспективы дальнейшего развития проекта.

Проектная инновационная деятельность, как часть профессионально-педагогической, управленческой и детской деятельности представлена на выставке «Достижения системы образования Сургутского района», на 4й выставке-форуме «Образование  Югры-2010», «Учитель Югры-миссия в современной школе», где были представлены основные направления развития личности ребенка, в том числе и через экологическое образование. Педагогический коллектив является Победителем Первого Всероссийского Конкурса «Детские сады детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив» среди ДОУ России, внесен в регламент национального реестра «ведущие образовательные учреждения России». Но главный результат педагогической деятельности – это блеск и интерес в глазах наших воспитанников, а в сердце – тепло и доброта.

Повышая эффективность экологического образования дошкольников, мы реализуем деятельный подход по принципу: «Скажи мне – и я забуду.  Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». И сегодня это успешно реализуется посредством взаимодействия с социумом в представлении детской продуктивной деятельности через эколого-просветительский проект «Войди в природу другом».

Одним из показателей становления первого этапа инновационной деятельности дошкольного учреждения по социокультурному развитию личности ребенка является участие в различных мероприятиях разного уровня и получение высокой оценки социальными институтами:

- участие педагогического коллектива в викторине к 30-летию Юганского заповедника;

- реализация задач уникального семейного экологического проекта Ханты-Мансийского регионального отделения Союза охраны птиц России «Замечательное путешествие стершонка Конды»;

- открытие первого дошкольного лесничества «Совёнок» из числа воспитанников МБДОУ д/с «Ромашка» на территории Сургутского района;

- участие в торжественном открытии на территории Сургутского района Х Международной акции «Спасти и сохранить», проходившая на территории уникального природного комплекса «Барсова гора», где нами был представлен совместный детско-взрослый эколого-просветительный проект, который признан лучшим среди поселений Сургутского района;

- участие в торжественном открытии в г. Ханты-Мансийске  Х Международной акции «Спасти и сохранить».

Следовательно, формирование экологической культуры, на наш взгляд, эффективнее происходит через деятельностные подходы и социальное партнерство, с вовлечением в данный процесс населения  всех  возрастов.

Список литературы:

  1. Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем. (Север-Восток России)
  2. Идеи устойчивого развития в образовании дошкольников. Проект ЮНЕСКО «Мы и природа».
  3. Обзор «О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2008 году». – Ханты-Мансийск: ОАО «НЦП Мониторинг», 2009. – 147 с.
  4. Сикорская Г.П. Экологическое образование. Уральский вариант: [Краткая история, методологические основания и практика] / Г.П. Сикорская, С.В. Комов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2007. -200 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен миро...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель,  ,Муниципальное бюджетное дошкольн...

Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

материал представлен в помощь воспитателям д/с , где отражены особенности экологического воспитания в доу...

Консультация для педагогов в формате деловой игры по теме: «Формы организации работы по экологическому образованию в дошкольном учреждении по ФГОС»

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу  всей Земли.      ...

«Инновационные подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».

Статья посвящена проблеме экологического образования определяется она тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества. В период дошкольного детс...