Цикл статей о музыкальном воспитании дошкольников
статья по теме
В цикл вошли следующие статьи:
- МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
- МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
- ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
- МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
- ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ciklstatey.docx | 52.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздейству ющее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое ме сто в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, – явля ется единственным искусством, проникающим в сердце человечес кое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчер кивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение име ет музыкальная работа с детьми. Это – фундамент, без которого музы кальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поко ления в настоящее время во многом зависит от решения проблем эсте тического и нравственного воспитания и образования.
Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, она способна вдохновить, зажечь человека, все лить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состоя ние тоски, скорби или тихой грусти.
Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, воз буждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую эмоциональный отклик, взволнованность, стрем ление усталость.
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею дея тельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней (термин Д.Б.Кабалевского). В этом эстетический аспект музы кального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие лич ности ребенка. Таким образом, музыкально-эстетическое воспи тание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.
В процессе музыкального воспитания особенно успешно форми руется нравственный облик ребенка. Музыкальные про изведения разнообразны по своему социально-образному содер жанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний чело века, выраженных в различных музыкальных произведениях. Уже в дошкольном возрасте дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дети отзываются и на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям, чув ствам, которые переданы в музыке. В старшем возрасте они способны различить оттенки лирической музыки, отчетливо воспринимают разнообразие танцевального жанра, чувствуют и узнают плавный характер вальса и оживленный – польки. В репертуаре детского сада есть народная, классическая и современная музыка, различная по своему стилю и эмоциональ ному содержанию.
Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает в них интересы к песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с удовольствием водят русские хороводы вокруг березки, пляшут задорный украинский гопак, поют белорусские или литовские песни. Хороводы, игры, песни, пляски, а также яркие национальные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.
Особенность детской исполнительской деятельности заклю чается в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей. К.Д.Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общим переживанием в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движения под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Они воодушевлены общим примером. В условиях коллектив ного исполнения всегда можно предложить детям задания, разные по степени сложности. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую куль туру поведения ребенка. Исполняются произведения раз личного настроения, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. При движении детского коллектива во время игры или других занятий каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому-то уступить, кому-то помочь. Все это воспитывает куль туру общения, поведения, коллективизм, то есть создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоцио нальна. Вместе с тем она активизирует умственное раз витие ребенка. В музыковедческой литературе можно встре тить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчеркивает осознанный характер музыкального переживания и специфику умственных процессов.
В современной психологии дошкольника отмечены три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная. Эти формы мышления проявляются в любой практической деятельности ребенка, в том числе и музыкальной. Обогащают детей представлениями об обществе, о природе, быте и традициях. Устанавливаются также взаимосвязи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствова ния ребенка. Музыкальное воспитание – один из путей нравствен но-эстетического, умственного и физического совершенствования.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музы кального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углуб ления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоцио нально-образного познания ребенком окружающей жизни, форми рования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проника ла в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубо ко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обо гащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкаль но-художественное впечатление, каждый музыкально-художест венный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего по коления в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятель ности, всесторонне обогащает свою личность.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Воспитывать интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использования выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формировать самостоятельность, применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкаль ного воспитания, направленного на формирование личности и всестороннее музыкальное развитие ребенка до школьного возраста. Методы музыкального воспитания осуществ ляются в условиях непосредственного контакта педагога с деть ми, его влияния и действенной помощи в процессе их актив ной учебной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей каждого периода дошкольного детства и в связи с этим уро вень общего и музыкального развития, педагог целенаправленно создает обстановку музыкальных занятий, обеспечивающую об щую музыкально-творческую направленность всей деятельности детей в процессе их общения с музыкой. Музыканты-педагоги в первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие кар тины и явления природы, народную музыку. Музыкальный мате риал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.
Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим художественно-педагоги ческим требованиям:
быть высокоидейными, способствовать пробуждению и раз витию гуманных чувств;
быть художественными;
эмоционально насыщенными;
содержательными и занимательными по сюжету;
мелодичными;
простыми по форме и доступными по содержанию.
Но не только разнообразный по тематике и художественный по форме музыкальный материал оказывает воспитательное воздей ствие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Музыка, вызывая многообразные настроения, эмоции, чувства ребенка под влиянием близких, знакомых ему художественных образов музыкального произведения, определяет своеобразие наглядно – слухового метода в музыкально-эстетическом воспитании. Однако во сприятие музыкальных образов всегда связано с художествен но-образным мышлением, конкретно-чувственным проявлением мысли. Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Мысль, слово – это вторая ступень позна ния. Слово педагога помогает ребенку понять идею и содержа ние музыкального произведения, убеждает в верности его восприя тия. Отсюда следующий метод – словесный, обращенный к сознанию ребенка, углубляющий его сопереживание художест венного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.
В процессе восприятия, эмоционально сопереживая образы музыкальных произведений, ребенок осмысливает их. Он нахо дится под влиянием художественного музыкального образа, си ла которого вызывает к нему соответствующее эстетическое от ношение. Постепенно ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах. Выявляется третий - художественно-практический метод, имеющий в своей основе музыкальную творческо-исполнительскую деятельность, тесно связанную с процессом обучения. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. Она дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. Наглядно-слуховой, словесный и художественно-практический методы в педагогическом процессе взаимосвязаны. Применение каждого из указанных методов и их сочетание в каждом отдельном случае зависит от конкретных педагоги ческих задач, содержания и сложности музыкального произве дения, учета возраста, уровня общего и музыкального развития детей, степени усвоения ими музыкального материала, прояв ления интереса, индивидуальных особенностей ребенка. Следует учитывать и возникающее у детей в процессе за нятий настроение, общую и индивидуальную активность, качест во исполнения песни, танца. Все это требует от педа гога гибкости, знания психофизиологических, возрастных и ин дивидуально-типологических особенностей детей, педагогического мастерства.
В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками ребенок постепенно подводится к большей самостоя тельности. В связи с этим на музыкальных занятиях, в про цессе практической деятельности педагог использует и другие методы, позволяющие ему влиять на содержание и характер деятельности детей, учитывая при этом степень овладения ими материалом.
Обучая и вовлекая ребенка в самостоятельные действия, учи тывая их возрастающую активность, большие возможности, пе дагог в одних случаях пользуется методом прямого воздействия, предлагая ребенку образец и способ выпол нения (пение песни, ее фрагментов, исполнение движения танца), в других применяет метод опосредованного педа гогического воздействия на самостоятельную деятель ность детей.
В старшей и подготовительной группах педагог-музыкант поль зуется методом проблемного воспитания и обу чения, особенно побуждающего и развивающего у детей самостоятельные поис ки решений для выполнения творческих заданий, которые им предлагает педагог. В творческой поисковой деятельности у ребенка развивают ся познавательные способности, проявляется интерес к выпол няемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стрем ление к правдивому воспроизведению его в движении.
При выборе методов и приемов руководства учитывается уровень общего и художественного развития детей данной возрастной группы, их индивидуальных и воз растных особенностей (группы в целом и отдельного ребенка), музыкальных способностей, склонностей, интересов, возможности самостоятельных способов действий, а также перспективы их дальнейшего художественного музыкального развития.
В процессе музыкально-художественного обучения детей це лесообразное сочетание и использование уже названных и ряда других методов и приемов находится в зависимости от задач эстетического воспитания, а также от различных сторон педа гогического процесса.
Каждый основной метод – наглядно-слуховой, словесный, художественно-практический – заключает в себе определенный комплекс разнообразных методических приемов, которые, отвечая его основной задаче и специфике, детализируют, конкретизируют, уточняют этот метод. Все указанные методы и приемы музыкального воспитания и обучения действуют во взаимосвязи, способствуют комплексному решению музыкальной воспитательно-образова тельной работы с детьми.
Широкое творческое применение педагогом отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания в целом, индивидуализирует ее, помогает творчески работать.
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
систематичность;
постепенность;
последовательность;
повторность.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания детей к исполнению песен. Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организо ванности, волевых усилий.
Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеоб разным видом дыхательной гимнастики.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.
Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забы вать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музы кальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые пе ремены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Разнообразие содержания музыкальных произведений обуслов ливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви тием музыкальных образов, имеет общее представление о структу ре произведения, обращает внимание на связь текста песни, назва ния пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творчес ких заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требую щую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игро вых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возника ют оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ
Психологическая наука определяет способности как индивиду ально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных истори ческих условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию.
Физические и умственные способности человека развивались в процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собст венную природу человека, естественные силы постепенно подчиня лись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.
Способности развиваются в двух направлениях: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способнос тей - это результат присвоения всего объективного богатства, соз данного человечеством, результат опыта, накопленного рядом по колений. Однако способности - это не врожденные свойства.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические за датки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществля емого в процессе воспитания и обучения.
На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов ука зывает на разницу между врожденными задатками и наследственно стью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей. Задатки также не имеют социальной направленности.
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет трехлетний.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
1) слуховое ощущение, музыкальный слух;
2) качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
3) простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А.А.Люблинской, у малыша на десятый - двенадцатый день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонации певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Он начинает подпевать взрослому, хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый года жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребенка появляется желание заниматься музыкой.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми. Налаживается вокально-слуховая интонация.
Шестой и седьмой года жизни. Это период подготовки к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Исследования показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению и нотам.
У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.
Музыкальное развитие – это результата формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие происходит:
1) в области эмоций – от музыкальных откликов на простейшие и музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
2) в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
3) в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
4) в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Обучение музыке – воспитательный процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями к самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.
Цикл статей подготовлен с использованием следующей литературы:
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»
2. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»
3. Михеева Л.А. «Музыка – детям»
4. « Методика воспитания в детском саду» Под ред. Ветлугиной Н.А.
5. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
День рождения ребенка
Как организовать праздник
Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями семейного события. Ребенку для полноценного развития такие мероприятия необходимы как воздух. «Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники…» - писал К.Д.Ушинский.
Наши маленькие жители планеты живут в своем особом мире, в котором немалое место отводится праздникам, веселью и радости. Детские праздники – это хорошее настроение не только для детей, но и взрослых.
История появления праздника
Традиция праздновать день рождения зародилась в Европе в незапамятные времена. Считалось, что злые силы особенно «активизируются» именно в день рождения человека, поэтому все члены семьи и друзья собирались под одной крышей, чтобы защитить именинника добрыми мыслями, пожеланиями и подарками. Поначалу дни рождения справлялись только у глав государств, позднее эта честь была дарована детям. Первая страна, которая стала справлять детские дни рождения, - это Германия.
Подготовка праздника
Подготовка к празднику идет в трех направлениях:
- Создание и поддержание праздничного состояния.
- Обеспечение детям простора для праздничного действия.
- Предоставление детям возможности для состязательно – игрового общения.
Вот три кита, на которых и держится вся система подготовки детского праздника.
Давайте условимся, что день рождения вашего ребенка – это его праздник, на который он сам приглашает в гости своих друзей. Самый скверный вариант, когда взмыленные дети носятся без присмотра вокруг стола, за которым веселятся взрослые.
Организуя семейный праздник, родители решают три задачи:
- психологическую – у детей должно быть состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства;
- социальную – укрепление семьи;
- педагогическую – воспитывают и развивают детей.
С чего начать
Вспомните, с каким нетерпением Вы ждали свой день рождения в детстве. А теперь и ваш ребенок надеется, что этот день станет волшебным. Именно от Вас зависит, станет ли он таковым.
Праздник начинается примерно за неделю до назначенного времени – по крайней мере, для родителей. Вам необходимо запастись призами для приглашенных, так как детский праздник вряд ли пройдет без конкурсов и побед. Призами может быть все что угодно – главное, чтобы каждый ребенок ушел с призом и улыбкой. Не забудьте за 1-2 недели разослать приглашения или обзвонить гостей по телефону.
В отличие от взрослых, дети ходят в гости не есть, а веселиться. Поэтому основное внимание надо уделить не готовке, а развлекательной программе. Купите малышам побольше фруктов и соков, сделайте домашний торт, нарядно украсьте его ягодами, цукатами, печеньем. Можно приготовить бутерброды - канапе.
Обычно гостей приглашают часа в четыре после дневного сна, когда малыши находятся в наилучшем расположении духа. Стоит обязательно обговорить, через сколько времени забирать детей, взять у родителей адреса и телефоны.
Продолжительность вечера не должна превышать количества лет именинника, но и старшим детям не стоит веселиться дольше 4-5 часов. Если малыш хочет пригласить своих друзей со двора или детского сада, вы вовсе не обязаны принимать их родителей. Как организовать день рождения решил позвать ваш ребенок, заранее договоритесь с каждым из родителей гостей, во сколько следует привести ребенка и во сколько забрать. Это сразу подразумевает, что сами родители на празднике не остаются. Ваша задача развлекать деток, а не родителей. Посему взрослым вход закрыт. Постарайтесь, чтобы родители это не только поняли, но и приняли
Если вы не хотите, чтобы квартира превратилась в сумасшедший дом, заранее распишите праздник буквально по минутам. Стоит чередовать подвижные и спокойные игры, чтобы дети не перевозбудились.
Приглашения
В преддверии праздника важно решить, кого позвать в гости, и приготовить приглашения. Ваш ребенок может нарисовать их сам. Лучше всего, если ваш ребенок лично раздаст приглашения своим друзьям. В полученном приглашении должна быть некоторая информация. Желательно указать точную дату и день недели праздника, время празднования, не помешает указать точный адрес.
Украшение помещения
Неотъемлемой частью подготовки любого торжества является оформление помещения. Украшение воздушными шарами – это самый простой способ. Подойдут также бумажные украшения и гирлянды. Приятный сюрприз – украсить дом, когда ребенок уже спит.
Прежде чем украшать комнату, продумайте общий замысел семейного праздника. От общего замысла и будет зависеть все ваше оформление.
Праздничный стол
Детям во все нужна необычность. Смысл угощения не в роскоши, а в его оригинальности. Большое значение имеет посуда. Преимущество одноразовой посуды не только в том, что ее не надо мыть, но ив том, что можно приобрести наборы, в которые входят скатерти, салфетки, стаканы, тарелки одинакового дизайна. У ребенка развивается чувство стиля. Прививать хорошие манеры вовсе несложно, когда на столе красивые вилочки, разнообразные шпажки, палочки для канапе и для коктейля.
Гостям не должно быть скучно
Гости собираются. Пока не все в сборе, предложите пришедшим развлечении, в которых смогут участвовать все, кто будет постепенно подходить. Но вот все гости пришли, хозяева объявляют гостям программу праздника. Что может войти в программу праздника? Подвижные и настольные игры, викторины, лотереи, концерт, кукольные спектакли, слайды, сладкий стол. Заранее рассчитайте, сколько времени вы отведете на игры, танцы, застолье. После подвижных игр, танцев предусмотрите более спокойные занятия.
Не надейтесь, что у вас сразу все получится, придется импровизировать, менять местами разные конкурсы, возможно от некоторых придется отказаться. А некоторые провести « на бис». Не забудьте о количестве призов, их должно быть много.
Праздник заканчивается
Проводы гостей должны быть почетными. Когда за маленьким гостем приедут родители. То провожать его выходят именинник и его мама. И вот здесь мама должна сказать, каким он был замечательным гостем, как прекрасно он пел, играл. Это будет приятно и ребенку, и родителям. А маленький именинник учится благодарить гостей за доставленную радость.
Варианты проведения дня рождения
- Праздник на природе. Есть свои преимущества. Вам не придется париться в душной квартире. Детям предоставлена полная свобода для передвижения и уникальная возможность шуметь, кричать. На свежем воздухе очень подойдут подвижные игры.
- Детское кафе. Договариваться нужно заранее. Чаще всего количество приглашенных должно быть не менее 10-15 человек. Угощение заказывается и оплачивается отдельно. В сам день рождения можно позволить себе расслабиться, отдав детей в руки профессионалов. Такой праздник потребует гораздо больших материальных затрат, чем праздник дома.
- Пригласить артистов на дом. Устроить дома настоящее театральное представление, где маленькие гости будут не зрителями, а непосредственными участниками. Организацией подобных праздников занимаются специальные центры развлечений.
4.Провести день рождение в музее. Эту услугу предлагают многие музеи.
Игры и конкурсы на день рождения
Конкурс «Угадай мелодию»
Участники слушают фрагменты из детских музыкальных песен. Кто быстрее отвечает, та команда получает одно очко. Как правило, конкурс проходит в атмосфере оживленного детского смеха, очень динамично.
Карлики и великаны
Игра на внимательность. Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет "карлики" все должны сесть на корточки, а если скажет "великаны" все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: "Кар- тошка! Ве-ревка! Кар-маны! Ве-дерко!". Победителем считается игрок, оставшийся последним.
.Игра «Мумия»
Дети делятся на две команды. Каждой команде выдается большой рулон туалетной бумаги. Команды выбирают себе «мумию» - участника, которого нужно будет обмотать туалетной бумагой. Кто быстрее и «качественнее» справится с заданием – тот и победил!
Угадай, кто я!
Игра походит веселее, когда в ней принимают участие много гостей. Ведущему завязывают глаза, остальные берутся за руки и встают вокруг «слепого». Ведущий хлопает и гости начинают двигаться по кругу. Ведущий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь ведущий должен указать на любого игрока и попытаться угадать, кто это.
Музыкальные стулья
Стульев надо на один меньше, чем игроков. Стулья ставятся в круг, играющие под музыку ходят вокруг стульев. Музыка заканчивается – надо успеть занять стул. Тот кто не успел, выбывает.
Угадай, что я вижу?
В эту игру можно играть везде и всюду: она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или Коля печально забился в угол.
Начинайте так:
Вы: Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь!
Ребенок: Сердечки на занавесках?
Вы: Нет.
Он: Обложку Таниной книжки?
Вы: Нет.
Он: шапку Олега?
Вы: Нет.
Он: Фантик на столе?
Вы: Да!
Поверьте, продолжаться может долго.
Поиск клада
Кульминацией праздника может стать поиск клада. Игра строится по принципу «квеста»: с помощью зашифрованной подсказки (загадки, кроссворда) нужно угадать, где лежит следующая следующая подсказка, и так пока не найдется сам клад.
Попадание в цель
Купите по 25 конфет разных видов. Разбейте участников на команды по 4-5 человек. Раздайте по 5 конфет, у каждого свой вид. Команды должны встать на одинаковом расстоянии от ведерка. По сигналу участники, беспорядочно кидая конфеты, должны забросить в ведерко как можно больше своих конфет. Гостью кидать нельзя. Тур длится 30 секунд. Конфеты забирает команда победитель.
Перекидывание шаров.
Шары перекидываются с одной половины комнаты на другую. Выигрывает та команда, у которой после команды: «Стоп» - будет меньше шаров. Потом шары можно будет полопать, это вызывает у детей восторг.
Наматывай скорей
Для игры нужно заготовить две катушки и нитки длиной 3-5 м. На середине нитки делается отметка. Играющие по команде начинают быстро наматывать нитку на катушку, все время приближаясь друг к другу.
Игра в слова
Сидя за столом, каждый может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
Стишки – загадки на рифму
Наш Данил подул в губу, прикусил себе (губу).
Чтоб в мороз не мерзла Люба, мама ей купила (шубу).
Вы лягушки, где живете? Те заквакали: (в болоте).
На лесной глухой опушке бабки – Ежкина (избушка).
Пол и стены мы помыли, а окно помыть (забыли).
Ходят маленькие кони, мы зовем их просто (кони).
Мы согрели самовар, и над чашкой вьется (пар).
В паутине мы пока не видали (паука).
Угадай сказку.
Прилетел к нам Карлсон и перепутал все сказки между собой.
Вот сказка.
Лежал колобок на окошке, мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все-все до крошки съели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья.Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде иск...
Статья "Музыкальное воспитание дошкольников посредством ИКТ в современной информационной образовательной среде"
Тезисы к областной научно-практической конференции «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»...
Статья "Музыкальное воспитание дошкольников"
Статья поможет понять и разобраться молодым педагогам, зачем нужно заниматься музыкальным воспитанием с дошкольниками....
Цикл статей для родителей: «Воспитанием дитя, занимайтесь не шутя». Статья: Умение понять своего ребенка.
Мир детства - мир взрослых. Два взгляда на жизнь...
Статья «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопрос...
Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С
В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...
Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."
В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя и родителей. Приведены примеры некоторых форм работы с родителями....