«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».
проект (младшая группа) по теме
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya_minibaeva_m.s.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация проекта
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».
Минибаева Марина Сергеевна
Воспитатель первой младшей группы №2
МБДОУ № 12 «Журавлик»
Срок реализации: 10 января-10 марта
Участники проекта: дети первой младшей группы.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.
В качестве профилактики трудной адаптации ребенка к условиям детского сада родители могут предусмотреть ряд мероприятий. В первую очередь сами взрослые должны выбрать тот детский сад, который произведет на них благоприятное впечатление, составить себе представление о педагогическом коллективе, руководстве детского сада, а также познакомиться с будущими педагогами-воспитателями ребенка. Далее, начать постепенно приучать ребенка к необходимости посещения им детского сада: сначала показать ребенку его садик, затем привести его туда на очень короткое время (по договоренности с воспитателем), затем увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. Родительское внимательное отношение к ребенку и терпеливое преодоление вместе с ним переходного периода из семьи в общество способствуют легкой адаптации ребенка к новым социальным условиям.
Особое место в профилактике дезадаптации занимает работа психолога с детьми. Важно присутствие психолога во время приема новичков. Знакомясь с детьми, психолог может организовать цикл игровых занятий, направленных на профилактику дезадаптации.
В случае недостаточности профилактических методов дезадаптации, при появлении симптомов трудной адаптации, необходимы действия по их преодолению. С целью преодоления трудной адаптации необходимо:
1. Тесное сотрудничество педагогов–воспитателей с родителями каждого ребенка, обсуждение причин затянувшегося периода адаптации ребенка к новым условиям и действий, направленных на помощь ребенку в преодолении симптомов дезадаптпции.
2. Коррекционно-развивающие занятия педагогов – воспитателей с детьми: а). Индивидуальные занятия. Например, на индивидуальном занятии при знакомстве с ребенком можно использовать игру: «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» - с целью установления с ним контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит рисунок ребенку. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра. Можно предложить поиграть в «Лего»: построить дом, машину, детский сад.
б). Групповые занятия: - используются игры, направленные на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками.
3. Индивидуальная работа психолога с ребенком, направленная на коррекцию психического состояния ребенка, стабилизацию его эмоциональной сферы, преодолению страхов, повышению самооценки. Цель работы – укрепление (или выращивание) психических структур, необходимых для адаптации ребенка к новым социальным условия.
4. Работа психолога с родителями ребенка, направленная на прояснение причин возникновения дезадаптации, выявление наличия факторов, способствующих возникновению симптомов, и коррекцию детско-родительских (или семейных) отношений.
Итак, совместная помощь всех взрослых, окружающих ребенка – родителей, педагогов-воспитателей, психологов, делает возможным быструю и наиболее безболезненную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи Проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательного и образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом).
Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста (2-3-х лет), воспитатели, музыкальный руководитель, медсестра, родители.
Предполагаемый результат
Предполагается, что в проекте будут принимать участие 20 детей в возрасте от 2,1 до 2,9 лет, 36 родителей, 2 воспитателя. За период в 2 месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
- Индивидуальная работа
- Работа с родителями
I этап:
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках;
2. Знакомство с родителями;
3. Изучение литературы по данной теме;
4. Создание предметно-развивающей среды.
II этап
1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду
2. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями
3. Гостиная для родителей.
Игровая деятельность:
Настольно-печатные ( «Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки».)
Сюжетно-ролевые («Больница», «Путешествие на автобусе», «Парикмахерская», «Дом-семья»).
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли»).
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»).
Подвижные игры («Хомка-хомка хомячок», «Мишка косолапый», «Зайка серенький» и т.д.)
Хороводные игры («Колпачок», «Каравай», «Карусели».)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», «Мы делили апельсин», «Маша варежку надела», «Вышли пальчики гулять», «Капуста», «Птички», «Водичка» )
Словесные игры («У кого какая мама-домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Психогимнастика:
Этюды: «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой».
Конструктивная деятельность:
Разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
Изодеятельность:
Рисование ( «Нарисуем колобок», «Украсим полотенце-пальчиками», «Озеро для рыбок», «Дождик» ).
Лепка ( «Мячик для Тани», «Колобок», «Угостим голодного зайчика морковкой», «Сосульки тают»).
Аппликация ( «Украсим варежку», «Бусы», «Рыбки в водоеме», «Кораблик для папы», «Корзинка с цветами для мамы»).
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки», «Девочка чумазая».
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
Книжки для чтения малышам: «Дед Мороз и лето», «Кто, что говорит», «Лесные жители».
Русские народные потешки: «Солнышко – вёдрышко!
Весеннее развлечение для детей: «К нам Весна пришла
Театр «Би-Ба-Бо», настольные театры: «Колобок», «Теремок», «Бычок-смоляной бочок», Заюшкина избушка и т.д.
Прослушивание компакт дисков с детскими песенками Ю.Энтина, Шаинского и песен из мультфильма «Маша и медведь».
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений, эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
Положительным является то, что дети раннего возраста, привыкли к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Литература
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2002.
2. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших школьников. - М. 2002.
3. Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000.
4. Е. А. Алябьева Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслаблен...
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду (из опыта работы)
Сделать адаптацию ребенка в детском саду менее стрессовой, более интересной, увлекательной и комфортной....
Презентация на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)».
Вид проекта:среднесрочный.Срок реализации: 10 января-10 марта Участники проекта: дети раннего дошкольного возраста (2-3-х лет), воспитатели, музыкальный...
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» из опыта работы
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Белашова Татьяна Анатольевна Воспитатель первой младшей группы Цель: содействовать...
Адаптация детей раннего возраста к условиям доу из опыта работы
В данном материале приведены примеры адаптации детей раннего возрастак к условиям дошкольного учреждения....
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы).
Цель - адаптация детей к условиям детского сада....
Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).
Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...