Педсовет "Прабабушкина школа"
методическая разработка на тему
Педсовет по устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_ustn.nar_.tv_..doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество в воспитании дошкольников
Педсовет – деловая игра
«Прабабушкина школа»
Цели:
- Уточнить и систематизировать знания педагогов о жанрах русского фольклора;
- Познакомиться с различными жанрами русского фольклора. Его классификацией, спецификой применения в детском саду;
- Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.
Правила игры:
- Уметь слушать других.
- Вырабатывать общее решение вопроса.
- Принимать активное участие в игре.
- Не оспаривать оценку жюри.
- Соблюдать культуру речи и тактичность.
Атрибуты игры:
- Эмблема команды.
- Значки капитанов.
- Песочные часы.
- Диск с записью музыки.
- Табло результатов.
- Кукла.
Ведущий представляет команды, жюри и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается.
Аналитическая часть.
- Итоги тематической проверки «Ознакомление дошкольников с русским фольклором»
- Отчёт по самообразованию «Как знакомить детей с устным народным творчеством» (информация для родителей).
Вступление:
«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печёный. А у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»
Я начала этот педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.
Сегодняшний наш педсовет посвящён фольклору. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.
Теоретическая часть:
Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…» И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать. Вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережёт»; примиряют: «Стерпиться – слюбиться». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни. Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво относятся к родному языку.
Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И.С. Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!».
Сохранить бы, сберечь этот древний, надёжный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Всё заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодёжный лексикон – всё это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.
В чём спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны всё, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского слова.
Практическая часть:
- Игра «Прабабушкина школа»
Задание №1.
Назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям. (А. Афанасьев, В.Даль, М.Булатов, И.Карнаухова, Л.Толстой, Е.Чарушин и др.)
Задание №2.
Перечислите, что относится к детскому фольклору? ( пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, частоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки, народные игры).
Задание №3
Назовите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок ( Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).
Задание №4
Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы ( ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.)
Задание №5
Назовите, как обычно начинается русская сказка (жили-были…, в некотором царстве…,
на море-океане…, было у старика…, у одного (ой)…, жил-поживал…)
Задание№6
Назовите русских былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка, Святогор, Микула Селянович)
- Конкурс капитанов
Капитаны описывают картины Васнецова – кто точнее опишет. Капитан первой команды описывает картину «Снегурочка», капитан второй команды описывает картину «Алёнушка» ( картины заранее выставить в методическом кабинете).
Ведущий объявляет музыкальную паузу, жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает итоги конкурсов и выставляет его баллы на табло.
- Игра «Ромашка»
Члены команды по очереди выбирают для всей команды вопросы, отрывая лепесток «ромашки».
Вопросы:
- назовите педагогов, которые в работе с детьми дошкольного возраста обращались к проблеме использования устного народного творчества (Водовозова Е.Н., Карпинская Н.С., Соловьёва Н.И., Тихеева Е.И., Усова А.П., Флёрина О.А.)
- в чём вы видите воспитательное значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста? ( сказка является сильнейшим средством воздействия на ребёнка радуются удачам героя, ненавидят зло и т.д.; развивает воображение, без которого невозможна умственная деятельность. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, уважительного отношения – «поклониться в пояс», «ты бы прежде меня накормила, напоила, в бане выпарила»).
- в какие режимные моменты целесообразно включение различных жанров устного народного творчества? ( во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно).
- перечислите русские народные сказки, входящие в «Программу…» старшей группы. (Заяц-хвастун, Царевна – лягушка, Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Сивка-Бурка, Финист-ясный сокол, «Хаврошечка», Никита Кожемяка, Докучные сказки).
- какая работа, на ваш взгляд, должна проводиться с родителями по художественно-речевому воспитанию (занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т.д. и дающие практические навыки рассказывания;
привлечение родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, семейный конкурс рисунков по сюжетам сказок и т. д.).
- значение колыбельных песен в ознакомлении детей с окружающей жизнью. ( в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие).
- «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»
Задание № 1.
Определите, где пословица, а где поговорка:
«Одного поля ягода» - поговорка
«С больной головы на здоровую» - поговорка
«Чужими руками жар загребать» - поговорка
«Что не болит, то и не плачет» - пословица
«Мал золотник, да дорог» - пословица
«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица
«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы»
( по В.И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно прибавить слово или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.
Задание № 2.
Переведите пословицу, поговорку на русский язык:
- «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»(англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
- «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
- «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
- «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Задание № 3.
Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Нужно вспомнить вторую часть пословицы.
- «Молодо – зелено, (погулять велено)»
- «Вольному - воля, (спасённому – рай)».
- «Голод - не тётка, ( пирожка не подсунет)».
- «Знай наших, (последняя копейка ребром)».
- «На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай и свой затевай)».
- «Язык мой – враг мой, (прежде ума глаголет)»
Задание № 4
Отгадайте русские загадки:
- Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (жизнь)
- Чувство, которое любого красит. (стыд)
- Шарю - пошарю, в угол встану. (веник)
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
- Зимой нет теплей, а летом холодней. (печка)
- Что не сеяно родится. (трава)
Задание № 5
Из представленных русских народных песен уберите авторские:
«Позарастали стёжки-дорожки»,
«Ах, ты, душечка»,
« Миленький, ты,мой»,
«Огней так много золотых» (сл.Н.Доризо),
«Ой, мороз, мороз»,
«Шумел камыш»,
«Окрасился месяц багрянцем»,
«Тонкая рябина» ( сл. И.Сурикова)
Задание № 6
Из представленных авторских песен уберите народные:
«Одинокая бродит гармонь» (сл.М.Исаковского),
«Не уходи, побудь со мною» (сл. А.Блока),
«Живёт моя отрада» (сл. Д.Садовникова),
«Вот кто-то с горочки спустился» (русск.нар.),
«Степь да степь кругом» ( сл. И. Сурикова),
«Вдоль по улице метелица метёт» ( русск.нар.)
«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл.В.Шумского)
«На заре ты её не буди» (сл. А.Фета).
Музыкальная пауза. Подведение промежуточных итогов. Итоги выставляются на табло.
Домашнее задание:
Колыбельные песни – в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие.
Команды представляют колыбельные песни. Чья команда больше споёт песен – получит больше баллов (участникам дать куклу).
Народные игры, в основе которых бывают часто простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Команды представляют народную игру.
Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры.
Команды представляют «обереги», рассказывают о их назначении.
Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение команд.
Заключение:
Пришла пора расстаться. Сегодня мы в вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть. Уйти в небытие?
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
- Включать малые формы фольклора во все режимные моменты.
- Провести в каждой возрастной группе досуг по данной теме.
- Провести родительское собрание на тему «Не забывайте народные игры».
Жанры русского фольклора
Обрядовая поэзия
- Календарная: зимняя; весенняя; летняя; осенняя.
- Семейно-бытовая: родильная, свадебная, похоронная.
- Заговоры.
Необрядовая поэзия
- Эпические прозаические жанры: предания, легенды.
- Эпические стихотворные жанры: былины, исторические песни, балладные песни.
- Лирические стихотворные жанры: песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки…).
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком ( с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки –у них нет конца , их можно обыгрывать множество раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...