Создание сетевой модели познавательно-речевого развития в ДОУ
презентация по теме
Формирование коммуникативных компетентностей участников образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание сетевой модели
познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста.
Актуальность темы.
Концепция содержания непрерывного образования определяет познавательно – речевую компетентность ребёнка как развитие его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решение проблемных ситуаций.
Анализ сложившейся практики показывает, что процесс и результативность познавательно – речевого взаимодействия педагогов с детьми не способствует необходимому сегодня уровню развития выпускника детского сада.
Поэтому необходимо совершенствовать педагогические методы и приёмы, направленные на организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей; на развитие природной детской любознательности; на поощрение детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений.
Необходимым условием повышения уровня познавательно – речевой компетентности ребёнка мы предполагаем создание сетевой модели взаимодействия: участие в проектной деятельности (где познавательно-речевое развитие проходит через все виды детской деятельности: игра, труд, изо, музыка, театр и т.д. ,в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями).Американский педагог Джон Дьюи считает, что с помощью «метода проектов» дети приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для её достижения, оценивать последствия. Знания, приобретённые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного опыта ребёнка.
Таким образом, актуальность создания сетевой модели проектной деятельности по познавательно- речевому развитию заключается в том, что содержание деятельности становится движущей силой, где цели детей и взрослых совпадают, что и определяет эффективность познавательно – речевого процесса, повышает компетентность выпускника дошкольного учреждения.
Объект исследования: организация познавательно- речевого общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: уровень развития познавательных интересов, речевой функции на базе обогащённого сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта детей.
Цель: создать сетевую модель, обеспечивающую познавательно- речевую компетентность воспитанника ДОУ.
Задачи:
-изучить систему познавательно- речевого развития в ДОУ;
-определить условия эффективности функционирования сетевой модели;
-обеспечить методическое сопровождение;
-активизировать взаимодействие с родителями.
Ожидаемые результаты:
- внедрение модели «Музей одного образа», «Художественное чтение»;
-оснащение игровых зон для развития речевой функции, воображения и становления произвольности предметных действий;
-обогащение форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Гипотеза:
Если:
определить условия для эффективного взаимодействия детей и инициировать познавательную и речевую активность при общении детей со сверстниками и взрослыми,
То в результате получим:
-уверенность ребёнка в своих силах, открытость внешнему миру;
-инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
-способность ребёнка к познанию, фантазии, воображению;
-желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.);
-Концепция дошкольного воспитания (1989 г.);
-Джон Дьюи «Метод проектов»
Методы исследования:
-анализ нормативно – правовых документов, методической литературы;
-педагогическое наблюдение;
-изучение практического опыта;
-психолого-педагогическая диагностика.
Сроки:
2006 -2009 год
Этапы:
Первый этап: ( подготовительный 2006-2007 уч.г.) – организовали проведение педсовета «Совершенствование деятельности ДОУ по формированию у дошкольников познавательно-речевого развития»,
отметили уровень готовности педагогов, уровень активности родителей, уровень развития детей; сделав анализ существующего опыта разработали и утвердили план мероприятий.
Второй этап (практический 2007-2009 уч. г.) – реализация проекта.
Третий этап (обобщающий 2009 г.) – подведение итогов и выявление результативности.
Состав участников:
подготовительная и средняя группа – 35 детей, 4 педагога, родители.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
Критерии | Показатели |
Информационно- методическое обеспечение | -наличие информационного инструментария; -наличие перспективного планирования; -наличие диагностических материалов; -учебно- методические пособия |
Сформированность мотивационной готовности участников образовательного процесса | -уровень активности педагогов; -уровень активности родителей; -уровень развития детей. |
Психологический климат | -умение взаимодействовать в интересах развития ребёнка. |
Прогноз возможных негативных последствий
Негативные последствия | Способы устранения |
Пассивное отношение к проблеме участников образовательного процесса | Индивидуальная работа со всеми участниками процесса, формирование мотивации через моральное стимулирование |
Отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации программы | Организация участия педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации |
Недостаточное материально-техническое обеспечение | Обеспечение материально-технической базы |
Статус: муниципальный
Форма представления результатов:
-отчёты по завершению каждого этапа на заседаниях педагогического совета;
-методические занятия;
-методические рекомендации;
-выступления на семинарах, конференциях;
План мероприятий
по реализации проекта
Создание сетевой модели познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. | Подготовительный этап | ||
Изучение и анализ нормативной, методической, научной литературы; анализ существующего опыта. | 2006 г. сентябрь-декабрь | Заведующая, старший воспитатель | |
Педсовет «Совершенствование деятельности ДОУ по формированию у дошкольников познавательно-речевого развития» -анализ перспективного планирования; -результаты диагностического обследования; -анализ предметно-развивающей среды | 2007 г. январь | Старший воспитатель | |
Определение участников проекта | 2007 г. январь | Заведующая, старший воспитатель | |
2. | Практический этап | ||
Разработка и утверждение перспективных планов; утверждение циклограммы деятельности. | 2007 г. июнь-август | Воспитатели, старший воспитатель | |
Методическое совещание с участниками проекта | 2007 г. август | Старший воспитатель | |
Реализация проектной деятельности: «Музей одного образа» «Приобщаем детей к книге» | 2007-2009 г. | Воспитатели | |
Круглый стол «Познавательно-речевая компетентность воспитанника» | 2007-2009 г. (2 раза в год) | Воспитатели | |
Методическое занятие «Наши любимцы кошки» | 2007 г. ноябрь | Воспитатели (средняя группа) | |
Методическое занятие по сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» | 2007 г. декабрь | Воспитатели (подгот.группа) | |
Педсовет «Поиски возможных подходов к познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» -взаимодействие с детской библиотекой; -коллективное творчество с семьями воспитанников. | 2008 г. (август) | Воспитатели | |
SS – анализ «Изучаем потребности детей, педагогов и родителей» (по методике Л.Свирской) | 2006-2009 г. (1 раз в год) | Старший воспитатель | |
Методическое объединение «Правильная речь и грамматика русского языка» | 2008 г. (декабрь) | Заведующа, старший воспитатель | |
Методическое занятие «Снежная королева» | 2008 г. (декабрь) | Воспитатели (подготов.группы) | |
Методические рекомендации: -«Зависимость психического развития ребёнка от развития его речи»; -«Зависимость развития речи ребёнка от уровня организации речевой среды»; -«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством музыкально – театрализованной деятельности»; -«Языковые средства речевого развития»; -«Игры, развивающие литературный вкус у детей дошкольного возраста»; -«Творческие задания». | 2008 - 2009г. (декабрь-март) | Психолог, муз.рук.,воспитатели | |
Методическое объединение «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей» | 2009 г. (январь) | Заведующая, старший воспитатель | |
Методические рекомендации: - «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей»; -«Психологическое сопровождение дошкольников путём сотрудничества с родителями по вопросам речевого развития»; -«Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников». | 2009 г. (январь) | ||
День диагностики, регулирования и коррекции | 2009 г. | Заведующая | |
3. | Обобщающий этап | ||
Защита опыта реализации проектной модели | 2009 г. март | Старший воспитатель, воспитатели | |
Презентация педагогического опыта «Создание сетевой модели познавательно-речевого общения детей дошкольного возраста» | 2009 г. (апрель) | Воспитатели, муз.рук. | |
Подготовка отчёта с описанием опыта работы | 2009 г. | Воспитатели | |
Распространение педагогического опыта через публикации материалов и выступления на семинарах и конференциях. | 2009 г. | Старший воспитатель. воспитатели |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создать сетевую модель, обеспечивающую познавательно- речевую компетентность воспитанника ДОУ
Задачи: -изучить систему познавательно- речевого развития в ДОУ; -определить условия эффективности функционирования сетевой модели; -обеспечить методическое сопровождение; -активизировать взаимодействие с родителями
Ожидаемые результаты : -оснащение игровых зон для развития речевой функции, воображения и становления произвольности предметных действий; - внедрение модели «Музей одного образа», «Художественное чтение»; -обогащение форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Гипотеза: Если: определить условия для эффективного взаимодействия детей и инициировать познавательную и речевую активность при общении детей со сверстниками и взрослыми, То в результате получим: -уверенность ребёнка в своих силах, открытость внешнему миру; -инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; -способность ребёнка к познанию, фантазии, воображению; -желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.
Теоретико-методологическая основа проекта: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.); Концепция дошкольного воспитания (1989 г.); Джон Дьюи «Метод проектов»
Методы исследования: -анализ нормативно-правовых документов, методической литературы; -педагогическое наблюдение; -изучение практического опыта; -психолого-педагогическая диагностика
Первый этап Педсовет «Совершенствование деятельности ДОУ по формированию у дошкольников познавательно-речевого развития»
Уровень готовности педагогов к организации познавательно-речевого общения с детьми
Уровень познавательно-речевого развития детей
Уровень активности родителей
Второй этап (практический 2007-2009 уч. г.) – реализация проекта. Проектная деятельность «Художественное чтение» «Музей одного образа»
Методическое сопровождение Поиски возможных подходов к познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста Правильная речь и грамматика русского языка Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей День диагностики, регулирования и коррекции
Третий этап (обобщающий 2009 г.) Критерии: Информационно- методическое обеспечение. Сформированность мотивационной готовности участников образовательного процесса. Психологический климат в ДОУ. Показатели: наличие плана мероприятий; наличие диагностических материалов; учебно- методические пособия; уровень активности педагогов; уровень активности родителей; уровень развития детей; умение взаимодействовать в интересах развития ребёнка.
Негативные последствия Пассивное отношение к проблеме участников образовательного процесса. Отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации проекта. Недостаточное материально-техническое обеспечение. Способы устранения Индивидуальная работа со всеми участниками процесса Формирование мотивации через моральное стимулирование Организация участия педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации Обеспечение материально-технической базы
Уровень готовности педагогов
Уровень развития детей
Уровень активности родителей
Форма представления результатов: -отчёты по завершению каждого этапа на заседаниях педагогического совета; -методические занятия; -методические рекомендации; -выступления на семинарах, конференциях; -распространение педагогического опыта.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...
«Использование опорных схем, наглядных моделей, символов по познавательно-речевому и личностному развитию ребенка в непосредственно образовательной деятельности»
Сообщение для педагогического совета...
Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа
Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...