Проект "Формирование ключевых компетенций как главное условие социализации ребенка дошкольного возраста"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
В проекте представленны формы и содержание работы по формированию ключевых компетенций через приобретение, присвоения социо - культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действия, нравственных норм и этических правил поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_kak_glavnoe_uslovie_sotsializatsii_rebenka.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОГИМНАЗИЯ «СООБЩЕСТВО»
Педагогический проект
по теме: «Формирование ключевых компетенций как главное условие социализации ребенка
дошкольного возраста»
Сроки реализации проекта
2013-2014 г.
Автор проекта: Михайлова Т.Б.
Воспитатель дошкольных групп
2.Аннотация
Проект предназначен, для всех, кто имеет дело с детьми, всем, кто стремится избежать в работе скуки, формализма, повторений, всем, кто верит в возможности ребенка выполнять интересные и полезные дела наравне со взрослыми и вполне самостоятельно, а также для тех, кого интересуют новейшие образовательные подходы и технологии. технологией формирования ключевых компетентностей учащихся и дошкольников методом проекта. Главной целью проекта является то, чтобы выделить существующую проблему отечественного образования и показать, как путем изучения и внедрения компетентностного подхода в работе с детьми, эту проблему можно решать, так как именно он является главным условием качественного образования. В проекте преставлены пути формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста через приобретение, присвоение социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщённых способов действий, нравственных норм, этических правил поведения.
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
Из-за быстрых перемен, происходящих в современном мире, выпускники образовательных учреждений испытывают трудности, сталкиваясь с изменениями в социальной, экологической, научной, технической и индустриальной сфере, с изменениями, которые влияют на социально востребованный набор профессий. Даже обладая определенным набором знаний, умений и навыков, им сложно ориентироваться в информационных потоках, быть мобильными, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, а это, в свою очередь, затрудняет их адаптацию в обществе и не позволяет быть социально успешными.
Поэтому, сегодня актуально воспитание ребенка, который способен осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, ребенка, который умеет знать, умеет делать, умеет жить вместе.
В практике, на сегодняшний день, преобладает образование, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся и основывается на идее педагогики требований, авторитарной модели взаимодействия. Позиция ребенка в таком образовании – подчиненная, безответственная, он является объектом педагогических воздействий.
В Концепции модернизации Российского образования также говорится о том, что образование должно быть сориентировано «на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей и формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Следовательно, чтобы получить развитую личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, современные образовательные учреждения должны создавать условия для овладения детьми суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены основные принципы дошкольного образования, а именно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Все это в целом означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевого обучения к практико-ориентированной, компетентностной модели образования, так как, компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
Цель проекта:
Создание условий для приобретения и проявления ребенком ключевых
компетенций.
Задачи:
-разработать формы взаимодействия участников образовательного процесса
(воспитанник, педагог, родитель), обеспечивающих реализацию
поставленной цели;
-определить условия, средства для приобретения и проявления ключевых
компетенций детей дошкольного возраста;
-разработать диагностический инструментарий по отслеживанию ключевых
компетенций.
Ожидаемый результат
1.Социальная компетенция.
Р -принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними, устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми, анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, регулирует конфликты;
2.Коммуникативная компетенция.
Р - выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты, задает вопросы, аргументирует свою точку зрения.
3.Деятельностная компетенция.
Р - отбирает необходимые средства, определяет последовательность действий, делает выбор и принимает решение, договаривается о совместных действиях, работает в группе, прогнозирует результат, оценивает результат.
4.Информационная компетенция.
Р - называет и использует источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).
5.Здоровьесберегающая компетенция.
Р - осмысленно пользуется предметами личной гигиены, проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности, осознает пользу движений, соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях.
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).
Средством реализации цели и задач проекта является личностно-ориентированная программа «Сообщество», основанная на теориях выдающегося отечественного ученого - педагога Л.С.Выготского, таких ученых как Ж.Пиаже, Э.Эриксона, Дж. Дьюи. Программа «Сообщество» стимулирует развитие каждого ребенка как активного, самостоятельного и творческого деятеля в современном обществе, закладывает в детях базовые способности, которые будут необходимы им для успешной жизни в изменяющемся мире. Основной формой организации образовательного процесса данной программы является проектный метод.
Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. В процессе проектной деятельности формируются коммуникативные и поисковые умения. На мой взгляд, проектная технология способствует формированию нового качества образования детей, формированию их компетентности, а значит – востребованности на рынке труда, успешности в жизни, адаптации в быстро меняющемся социуме. Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого ребенка независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
Особая организация предметно-развивающей среды - это предоставление ребенку:
-необходимого пространства, через создание различных центров активности;
- возможности для осуществления выбора форм и способов деятельности, материала и партнера;
-возможности для удовлетворения его потребностей, интересов;
-возможности для принятия самостоятельных решений, высказываний, предложений;
- возможности для сотрудничества со сверстниками;
- возможности для творчества и самостоятельности;
Предметно-развивающая среда группы – динамична, изменяется в зависимости от темы проекта, от интересов и потребностей ребенка.
Особая организация жизнедеятельности ребенка строится по принципу: «Не делай за ребенка то, что он может выполнить сам»
и регулируется правилами группы, которые разрабатываются совместно с детьми.
Разработка правил группы. Поведение и взаимоотношения детей и взрослых в группе регулируется правилами, которые разрабатываются: педагогом, детьми и родителями. Обсуждая в группе, они определяют виды и содержание правил, затем отражают их в наглядной форме: «золотое правило» (относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе), правила поведения в группе, правила работы в группе (сообща), правила для игры и т.д.
Участвуя в составлении правил, дети ощущают ответственность за свой выбор и принимают решение, касающиеся всей группы, четко понимают необходимость и смысл принятия правил, которые способствуют безопасности, защите прав и свобод, оговаривают, как можно и как нельзя действовать в той или иной ситуации. Ребенок чувствует себя активным участникам этого процесса и лучше следует правилам, если сам их разрабатывает, чем в том случае, когда правила им навязаны.
Особая организация жизнедеятельности ребенка осуществляется через активные формы работы и методы, обеспечивающие обучение, имеющее смысл для ребенка (педагогические стандарты ISSA).
Компетенция | Формы | Методы, приемы |
Социальная Право устанавливать разноуровневые социальные контакты во время выбора места среди других членов группы (с кем рядом, от кого дальше) Право самостоятельно принять решение об участии/неучастии в общей деятельности Коммуникативная Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами речевого оформления чувства, состояния Право выразить свою точку зрения Право быть услышанным Право вести диалог/монолог, аргументировать своё суждение Деятельностная Право принять (или не принять) помощь взрослого Право самостоятельно выбрать (подобрать) и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий Право самостоятельно договариваться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовывать деятельность её членов Право обратиться за помощью к любому члену группы | Утренний сбор Дети участвуют в планировании дня, выборе и планировании деятельности в центрах активности, это способствует тому, что каждый ребенок чувствует свою значимость и принадлежность к обществу, внося свой вклад, делясь идеями и информацией, задавая вопросы, выражая позитивное отношение друг к другу | Модель «трех вопросов». Для «погружения» в тематический проект, дети дают ответ на три вопроса: что мы знаем? что мы хотим узнать? как узнать? Задания для работы сообща способствуют формированию у ребенка умения работать в группе, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение Ситуации практические и бытовые - вовлекают детей в активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в процессе этого, ребенок использует свои знания, умения и жизненный опыт. Планирование деятельности в центрах активности (составление «Паутинки») способствует формированию у детей умения планировать собственную деятельность для достижения поставленной цели, развитию самостоятельности, инициативности и ответственности. |
Социальная Коммуникативная Деятельностная Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности (например, не все рисунки, а только один из них) Право самостоятельно оценить достигнутый результат Право оценить успешность сотрудничества Право определения перспективы работы, сотрудничества, применения полученного результата | Второй круг Ребенок представляет конечный продукт, высказывает свое отношение к деятельности в группе; задает вопросы, что способствует формированию умения оценивать свои работу и сверстников по совместно выработанным критериям, осуществлять анализ своей предметной деятельности и взаимоотношений. | Рефлексия ЗУН -какое задание ты выполнял? -какие трудности у тебя возникли при выполнении этого задания? -почему ты делал именно так, а не иначе? -чему тебе надо еще научиться, чтобы справиться с заданием? -какое из заданий тебе было легко выполнять? Почему? -что ты научился делать сегодня? -что нового узнал? -что сегодня для тебя было интересного? -для чего ты это делал? Рефлексия отношений -кому из вас и с кем понравилось общаться (играть, трудиться, работать в центрах)? Почему? -было ли в группе сегодня такое, что тебя обрадовало? -было ли в группе сегодня такое, что тебя огорчило? -что бы ты хотел изменить? Рефлексия достижений -что у тебя получилось сегодня из того, что не получалось раньше? -расскажи о своих достижениях. |
Социальная Коммуникативная Деятельностная Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами речевого оформления чувства, состояния Право выразить свою точку зрения Право быть услышанным Право вести диалог/монолог, аргументировать своё суждение, взрослого. | Вечерний круг направлен на подведение итогов дня, оценивания детьми своих успехов,объединениярезультатов деятельности всех детей, что способствует формированию у детей умения осуществлять рефлексию достижений и взаимоотношений. |
Рефлексия отношений Рефлексия достижений |
Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная | Итоговый тематический сбор проводится по завершению тематического проекта. На этом сборе дети обсуждают, получили ли они ответы на поставленные вопросы, что нового узнали, какие умения приобрели и выделяют свои личностные достижения и достижения группы. |
Рефлексия ЗУН Рефлексия отношений Рефлексия достижений Интервью |
Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная Здоровьесберегающая | Организация деятельности ребенка в центрах активности дает ребенку возможность осуществлять свои планы по реализации тематического проекта, выбирать деятельность, материалы и способ действий на основе его интересов и потребностей, что способствует интенсивной вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, побуждает к самостоятельному и активному исследованию окружающего мира. | Задания для работы сообща способствуют формированию у ребенка умения работать в группе, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение Ситуации практические и бытовые. Эксперименты - формируются умения ставить исследовательскую задачу, планировать свои действия, анализировать и обобщать полученный результат, делать выводы. Составление схем, моделей, алгоритмов. Теоретические исследования способствуют развитию умений у детей использовать различные источники информации для получения знаний: энциклопедии, книги, семейные истории, альбомы, Интернет, а также ресурсы, доступные в местном сообществе. |
Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная Здоровьесберегающая | Презентация конечных продуктов – это представление полученного продукта при реализации тематического проекта. Она направлена на формирование коммуникативных умений ребенка и навыков публичного выступления. | Алгоритм презентации |
Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная Здоровьесберегающая | «Домашнее задание». Реализуя тематический проект, дети совместно с родителями в домашних условиях ищут и готовят информацию, задания, материалы по теме, которые ребенок может представить на утреннем сборе и предложить для деятельности в центрах активности. Это способствует формированию у детей умения работать с разными источниками информации и передавать полученные сведения детям. | Теоретические исследования способствуют развитию умений у детей использовать различные источники информации для получения знаний: энциклопедии, книги, семейные истории, альбомы, Интернет, а также ресурсы, доступные в местном сообществе. |
Участие семьи одно из важнейших условий реализации программы «Сообщество», в которой «родитель - первое и главное лицо в воспитании и образовании своего ребенка», поэтому необходимо выстраивать партнерские отношения с родителями для того, чтобы обеспечить оптимальную поддержку ребенку для удовлетворения его потребностей, возникающих в процессе обучения и воспитания. В понятие «участие семьи», входят два разных определения:
- вовлечение, где родитель - участник, организатор мероприятий, помощник в группе;
- включение, где родитель и педагог на равных разделяет ответственность за процесс принятия решений относительно развития ребенка: определяет цели и задачи относительно развития своего ребенка.
Большая часть родителей вовлечена в образовательный процесс в роли помощников, участников и организаторов. Если же говорить о включении родителей, то это более сложная задача, так как не каждый родитель умеет определить цели и задачи относительно обучения своего ребенка, им необходима педагогическая помощь и специальное обучение. При личностно-ориентированного обучения учитывается уникальность и индивидуальность каждого ребенка, так в работе с родителями должны уважаться уникальность и индивидуальность каждой семьи. Поэтому, для процесса вовлечения и включения родителей было создано «поле выбора» возможных видов деятельности участия родителей в образовательном процессе (приложение 6).
Таким образом, родители в начале учебного года определяют свое участие в какой-либо деятельности в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями. Данная работа позволяет в течение года отслеживать насколько реализованы потребности, интересы и возможности родителей, в каком направлении корректировать работу с ними.
Формы работы с родителями
Вовлечение | Включение |
Лист семейных увлечений и интересов Составляется семьей ребенка, творчески оформляется и содержит информацию об интересах и умениях каждого члена семьи, о семейных традициях. Эти сведения позволяют педагогу проинформировать родителей о возможных способах помощи в образовательном процессе и наметить формы их участия с учетом личных склонностей, умений и способностей. | Мастер-класс. Эта форма работы способствует выстраиванию положительных взаимоотношений между родителями, детьми, педагогами и приобретению родителями новых способов действий в разных видах деятельности с целью дальнейшего обучения своих детей дома и в центрах активности группы. |
Совместное тематическое планирование. Темы проектов, которые будут реализовываться в течение учебного года, определяются из запроса ребенка и родителя. Родитель имеет возможность предложить ту тему, которая, по его мнению, актуальна для ребенка в данном возрасте. | Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка. Родители разделяют с педагогами ответственность за процесс принятия решения относительно развития их детей, делятся информацией о развитии детей, ставят цели для них и выстраивают стратегию работы с ребенком дома. |
Межсемейные совместные проекты «Взрослые и дети». Семьи воспитанников объединяются в малые группы для реализации межсемейного тематического проекта,, что способствует их сближению, установления положительных взаимоотношений между ними, при этом ребенок видит образцы взаимодействия и отношений. | Родитель-ассистент в центрах активности. Родитель участвует совместно с детьми в групповых сборах и является организатором их деятельности в одном из центров активности. |
Корзина» В корзину родители совместно с ребенком собирают материал, задания для реализации текущего тематического проекта. | Семейный дневник. Родители наблюдают и ведут записи о достижениях ребенка, о проблемных ситуациях, возникающих в домашнем воспитании. Эта информация используется при совместном выстраивании с педагогом стратегии развития ребенка в образовательном учреждении и дома, его дальнейшего продвижения. |
Конкурс. Мероприятия соревновательного характера, где семьи воспитанников, создавая команды, показывают свои знания и умения в разных областях: конкурс «Веселый бутерброд» и т.д. Они способствуют организации совместной деятельности родителей и детей, объединению их творческого потенциала и создании ситуации успеха. | Отчет о достижениях ребенка по сферам развития. Отчет содержит самые значимые достижения ребенка по каждому из направлений. В отчете имеется также часть, которая предназначена для заполнения родителями, где они высказывают свое мнение, желания, рекомендации относительно развития ребенка, которые затем передаются педагогу, что способствует осуществлению обратной связи и учитывается при выстраивании индивидуальной траектории развития ребенка. |
Интерактивные площадки. Организация «центров активности», в которых происходит обучение, консультация родителей, выполнение работы совместно с ребенком, направленные на приобретение практических навыков. |
Для приобретения и проявления ребенком ключевых компетенций и его успешной социализации в обществе недостаточно взаимодействия между детьми дошкольных групп, школьниками и детьми с ограниченными возможностями в нашем образовательном учреждении, поэтому осуществляется организация взаимодействия детей и взрослых за пределами образовательного учреждения.
Организация взаимодействия за пределами нашего учреждения способствует приобретению ребенком опыта других социальных отношений и освоения новых социальных ролей. Планируются и проводятся совместные мероприятия как с воспитанниками и учащимися нашего учреждения, так и представителями других образовательных учреждений, социально-культурных объектов, предприятий города: «Веселые старты», акция «Будь здоров», подвижные игры на улице с детьми детского сада и школы, совместные праздники и конкурсы с детьми с ограниченными возможностями, экскурсии, встречи и беседы с представителями учреждений города и т. д.
Реализация проекта осуществлялась следующим образом:
Механизм реализации проекта | |
Этапы проекта | Задачи |
1 этап - аналитико-проектировочный (2013г.) | 1.Изучить теоретические основы и имеющийся практический опыта по формированию начальных ключевых компетенций. 2.Подобрать диагностический инструментарий (работа в проектной группе). 2.Провести диагностику уровня сформированности начальных ключевых компетенций. 3. Определить формы, методы работы с детьми по формированию начальных ключевых компетенций (работа в проектной группе). 4.Простроить работу по вовлечению и включению родителей в образовательный процесс. |
Результат | 1.Диагностический инструментарий (модельные события). 2.Результаты первичной диагностики. 3.Формы и методы работы с воспитанниками для формирования начальных ключевых компетенций. 5.Формы работы с родителями. 6. Определены действия участников проекта. |
2 этап - практический (2013-2014) | 1. Проверить на практике эффективность: -форм и методов работы с воспитанниками; - форм и методов работы с родителями. 2.Проанализировать и скорректировать дальнейшую работы. |
Результат | 1.Предметно – развивающая среда в группах: центры активности, правила группы, схемы, алгоритмы, модели. 2.Тематические проекты («Здоровым и сильным расту», «Мама, папа, я – вместе дружная семья» и т.д.). 3.Презентации проектов. 4.Межсемейные проекты «Взрослые и дети» («Как появились куклы», «Хлеб – всему голова»). 5.Взаимодействие с социокультурными объектами города: - экскурсия в городской музей по проекту «По родному краю»; - викторина «По дорогам русских сказок» (центральная городская библиотека); - организация выставки «Мои коллекции» (галерея «Метаморфоза»); - городской конкурс художественного чтения («Центр дополнительного образования для детей «Поиск»); - акция «Огонь, не игрушка!» (пожарная часть); - организация событийных недель «Встреча друзей», «Земля – мой дом родной!», «Весенняя капель». - акция «Осторожно, дети!» ГИБДД. 6.Взаимодествие с учащимися: акция «Елочка». 7.Портфолио воспитанников. 8.Банк разноуровневых заданий. |
3 этап - обобщающий (2014г.) | 1.Подведение итогов и осмысление результатов реализации проекта; 2. Распространение опыта через семинары- практикумы, открытые просмотры совместной деятельности, мастер – класс. 3.Подготовка материалов и продуктов проекта к обобщению и представлению на итоговой методической конференции образовательного учреждения. |
Результат | 1.Аналитические материалы. 2.Обобщенные материалы и продукты проекта. 3.Участники проекта готовы к распространению результатов инновационной деятельности. 4.Образовательные результаты воспитанников. |
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
Ресурсы:
1. Обеспечение организационных условий: создание творческой группы по реализации проекта, разработке нового содержания, методов и приемов работы с новым содержанием.
3. Обеспечение кадровых условий: педагоги, владеющие технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, знающие возрастные особенностей воспитанников.
2. Обеспечение информационных условий: сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта.
6. Обеспечение научно-методических условий: создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических разработок, проведение обучающих семинаров.
7. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте: организация круглых столов, анализ открытых просмотров совместной деятельности с детьми, создание сайта, посвященного проблемам социализации.
8. Обеспечение материально-технических условий: интерактивные доски, мультимедийное оборудование.
7. Партнеры.
1. Эксперты Российского фонда развития образования «Сообщество» г.Санкт – Петербург.
2. ГДОУ «Марина» №69 г.Санкт – Петербург.
3.Родители.
4.Учащиеся «Прогимназии «Сообщество» (4 «А»,2 «В», 1 «А»)
4. Социально-культурные объекты города: городской музей, центральная городская библиотека, галерея «Метаморфоза», «Центр дополнительного образования для детей «Поиск»;пожарная часть, ГИБДД.
5. ДОУ №26, ДОУ №8 г.Нефтеюганск.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
Участники | Колич. | Принцип выбора | Что получает? | |
1. | Управленцы | 1 | Решение задачи по повышению качества образования за счет осуществления компетентностного подхода | - повышение уровня профессионализма педагога; -создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников по внедрению мыследеятельностной технологии и получения качественных образовательных результатов воспитанников; |
2. | Педагоги | 6 | Педагог развивающего стиля, стремящийся использовать в работе методики нового поколения, направленные на интеллектуальное развитие личности | - повышение профессиональной компетентности в рамках реализации проекта: - осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта; - представление собственных научно-методических достижений; - обобщение опыта, публикация научно-методических материалов. |
3. | Специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) | 2 | ||
4. | Воспитанники | 25 | Возраст 5-7 лет | - приобретение способов взаимодействия с окружающим миром; -реализацию собственных интересов и потребностей; - развитие способности к проектной деятельности, в ходе которой воспитанники учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. |
5. | Родители | 17 | Интерес, возможности, желание. | -качественное образование своего ребенка; - повышение уровня готовности к школе. |
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
Этапы | Мероприятия, действия | Сроки | Ответственные |
1 этап - аналитико-проектировочный (сентябрь – ноябрь 2013г.) 1.Изучение теоретических основ и имеющегося практического опыта по формированию начальных ключевых компетенций. 2.Работа в проектной группе по подбору диагностического инструментария. 2.Диагностика уровня сформированности начальных ключевых компетенций. 3.Работа в проектной группе по определению форм, методов работы с детьми для формирования начальных ключевых компетенций. 4.Выстраивание работы по вовлечению и включению родителей в образовательный процесс. | Курсы: -«Программа «Сообщество» в детском саду: содержание и организация работы; -«Организация процесса индивидуализации в личностно-ориентированном обучении» | Сентябрь 2013г. Сентябрь 2013г. | Эксперт международной ассоциации Step by Step и Российского фонда по развитию образования «Сообщество» Свирская Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию |
Индивидуальная работа педагогов с интернет ресурсами и литературой по организации компетентностного подхода в образовании детей дошкольного возраста | Сентябрь 2013г. | педагоги | |
Педагогическая мастерская «Формирование ключевых компетенций» | Сентябрь 2013г. | Педагог Михайлова Т..Б. | |
Семинар - практикум «Предметно- развивающая среда, способствующая формированию начальных ключевых компетенций» | Октябрь 2013 г. | Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию | |
Педагогическая мастерская «Особая организация жизнедеятельности воспитанников» | Октябрь 2013г. | Педагог Хакимова Э.А. | |
Педагогическая мастерская «Диагностические модельные события» | Октябрь 2013г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Проведение диагностических процедур | Октябрь 2013г. | педагоги | |
Педагогический тренинг «Активные методы работы, обеспечивающие обучение, имеющее смысл для ребенка» | Ноябрь 2013 г. | Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию | |
Педагогическая мастерская «Вовлечение и включение родителей в образовательный процесс» | Ноябрь 2013г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
2 этап - практический (ноябрь 2010 -– апрель 2011 ) -форм и методов работы с воспитанниками; - работы с родителями. 2.Анализ и коррекция работы. | Пополнение предметно- развивающей среды для формирования ключевых компетенций. | Ноябрь 2013г. | педагоги |
Организация совместной деятельности с воспитанниками в центрах активности по формированию ключевых компетентностей при реализации тематических проектов. | Ноябрь – апрель 2013г. | педагоги | |
-Организация мероприятий с воспитанниками (акции, выставки, спектали, презентации, конкурсы, экскурсии). | Ноябрь – апрель 2013г. по плану | педагоги | |
Организация взаимодействия с воспитанниками дошкольных групп и учащимися ОУ. | Ноябрь – апрель 2013-14г. (не реже 2 раз в месяц) | педагоги | |
Организация сетевого взаимодействия | Ноябрь – апрель 2013г. -в соответствии с тематическим проектом группы; -по плану городских мероприятий | Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию педагоги | |
Организация работы по вовлечению и включения родителей в образовательный процесс. | Ноябрь – апрель 2013г. | педагоги | |
Мастер–класс для родителей «Формирование деятельностной компетенции» | Декабрь 2013г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Организация открытых просмотров совместной деятельности по формированию начальных ключевых компетенций с последующим анализом. | Декабрь 2013г. | Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию | |
Педагогическая мастерская «Образовательные ситуации». | Январь 2013г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Семинар практикум «Организация презентаций тематических проектов» | Февраль 2013г. | ||
Организация открытых просмотров совместной деятельности по формированию начальных ключевых компетенций с последующим анализом. | Февраль 2013г. | Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию | |
Мастер- класс для педагогов «Формирование информационной копетенции» | Февраль 2013г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Работа в городском педагогическом сообществе по формированию ключевых компетенций у детей дошкольного возраста. | По плану городского сообщества | Педагоги | |
Мастер- класс по теме «Развитие способности воображения через составление рассказов – эссе» на городской декаде мастерства». | Январь 2014г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Организация межсемейного проекта «Взрослые и дети» | Апрель 2014г. | педагоги | |
3 этап - обобщающий ( апрель- май 2011 г.) -подведение итогов и осмысление результатов реализации проекта; -распространение педагогического опыта; -подготовка материалов и продуктов проекта к обобщению и представлению на итоговой методической конференции образовательного учреждения. | Проведение диагностических процедур | Апрель 2014г. | педагоги |
Анкетирование родителей по удовлетворенности образовательным процессом. | Апрель 2014г. | педагоги | |
Круглый стол «Подведение итогов» | Май 2014г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Педагогическая мастерская по обобщению и систематизации материалов для предъявления на методической конференции. | Май 2014г. | Педагог Михайлова Т.Б. | |
Предъявление результатов работы на методической конференции. | Май 2014г. | Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию |
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результат – продукт:
1.Тематические проекты.
2.Формы и методы по формированию ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.
3.Набор образовательные ситуации по формированию начальных ключевых компетенций.
4.Агоритмы, схемы для выполнения работ в различных видах детской деятельности.
5.Формы работы с родителями по вовлечению и включению родителей в образовательный процесс.
6.Мастер – классы для педагогов.
7.Материал по организации презентаций.
8. Мастер – класс для родителей.
9.Диагностический материал.
Социальным эффектом является проявление ребенком ключевых компетенций в разных видах деятельности.
2013- 2014 учебный год (старшая группа).
Ключевая компетенция | Организованная деятельность | Свободная деятельность | ||||
н.г. | с.г. | к.г. | н.г. | с.г. | к.г. | |
1.Социальная компетентность – успешное установление отношений с разными людьми, понимание ребенком своих чувств, желаний, действий. | 20% (5 ч.) | 60% (15 ч.) | 84% (21 ч.) | 12% (3 ч.) | 40% (10ч.) | 76% (18 ч.) |
2.Коммуникативная компетентность – умение ребенка понимать речь других людей и стремление сделать понятной свою речь для других | 28% (7 ч.) | 68% (17 ч.) | 88% (22 ч.) | 20% (5 ч.) | 60% (15 ч.) | 80% (20 ч.) |
3.Деятельностная компетентность – умение самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать при необходимости корректировать результаты свое деятельности | 28% (7 ч.) | 68% (17 ч.) | 88% (22 ч.) | 20% (5 ч.) | 60% (15 ч.) | 80% (20 ч.) |
4.Информационная компетентность – умение ребенка использовать и называть доступные ему источники получения знаний и опыта | 24% (6 ч.) | 76% (19 ч.) | 88% (22 ч.) | 16% (4 ч.) | 60% (15 ч.) | 80% (20 ч.) |
5.Здоровьесберегающая компетентность – умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья | 36% (8 ч.) | 76% (19 ч.) | 88% (22 ч.) | 24% (6 ч.) | 60% (15 ч.) | 88% (22 ч.) |
Итого | 27% | 70% | 87% | 18% | 56% | 81% |
Создавая условия в течение года для приобретения и проявления ключевых компетенций, я получила следующие результаты: положительная динамика в проявлении начальных ключевых компетенций прослеживается во всех видах деятельности, но наибольший прирост я увидела в организованной деятельности: в центрах активности, на групповых сборах. Высокий результат по проявлению коммуникативной, социальной и информационной компетенции получен за счет организации работы детей сообща и заданий, которые предполагают самостоятельный поиск знаний.
В свободной деятельности результат по проявлению компетенций немного ниже, это объясняется тем, что ребенок затрудняется в самостоятельной организации своих действий.
Личностные достижения воспитанников
2013- 2014 учебный год (старшая группа)
Уровень | Участник | Призеры | |
1. | Группа: - проекты; - презентации; - персональные выставки; -личные коллекции; -конкурсы; - акции; | 22 ч. 18 ч. 6 ч. 4 ч. 25 ч. 20 ч. | 3 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 10 ч. - |
2. | Образовательное учреждение: - семейные гостиные; - межсемейные проекты; -акции; -выставки; -конкурсы; | 4 ч. 19 ч. 12 ч. 10 ч. 8 ч. | 2ч. - - 1 ч. 2 ч. |
3. | Город: - конкурс чтецов; -конкурс «Папа, мама я- спортивная семья» -конкурс«Новогодняя игрушки» - губернаторские соревнования | 4 ч. 2 ч. 5 ч. 2 ч. | 4 ч. 1ч. - 2 ч. |
4. | Россия: - конкурс книгоиздательства | 2 ч. | 1 ч. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
критерии | 2013г. Начало реализации проекта (%) | 2014г. Завершение проекта (%) |
Воспитанники | ||
Сформированность ключевых компетенций | 27% | 87% |
Соответствие норме развития по программе «Сообщество». | 40% | 94% |
Участие в конкурсах разных уровней | - | 72% |
Призовые места (достижения) | - | 40% |
Участие в жизни учреждения (социальная успешность) | - | 80% |
Педагоги | ||
Педагоги, включившихся в реализацию инновационного проекта. | 8 | 8 |
Педагоги, осуществляющие компетентностный подход в образовании детей дошкольного возраста. | 5 | 6 |
Педагоги, предъявляющих свой опыт на разных уровнях. | - | 3 |
Количество выступлений и печатных изданий по предъявлению собственного опыта. | - | 5 |
Педагоги, участвующих в профессиональных конкурсах разных уровней. | - | 1 |
Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации. | - | 6 |
Родители | ||
Включение | 4% | 16% |
Вовлечение | 32% | 68% |
Удовлетворённость образовательным процессом. | 64% | 98% |
11.Перспективы развития проекта:
1.Формирование ключевых компетенций у детей младшего дошкольного возраста.
2.Разработка проектов по формированию отдельно взятых компетенций. 3.Вовлечение в проект педагогов образовательных учреждений города.
Реализация проекта способствует:
1.Достижению воспитанниками личностных результатов.
2.Успешной социализации воспитанников (школьное звено).
3.Повышению уровня готовности воспитанников подготовительной группы к школе.
4.Решению проблемы включения родителей в образовательный процесс для получения качественных результатов.
5.Увеличению количества родителей, умеющих определять цели, задачи, пути развития своего ребенка;
6.Воспитатели дошкольных групп получают возможность использовать методические наработки проекта в своей педагогической практике для организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками в соответствии с требованиями к ФГТ.
7. Распространение опыта по реализации данного проекта поформированию начальных ключевых компетентностей.
8.Становлению профессиональных компетентностей педагога в умении проектировать образовательный процесс и диагностировать результаты воспитанников в аспекте компетентностного подхода.
9.Повышение конкурентноспособности нашего образовательного учреждения.
12. Учебно – методический комплекс:
1. Личностно-ориентированная программа «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны К.Кауфманн.
2.Утро радостных встреч: (метод. пособие) / Лидия Свирская.- М.: издательство «Линка – Пресс», 2010 .
3.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000
5.Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. - М.: «Гендальф», 1999
6.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998, № 4
7.Нефёдова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии.-М.: «Народное образование»,2006,№4
8.Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике В. М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004
Интернет-ресурсы:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.html
2.Селевко Г. Компетентности и их классификация //
http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf
3.Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
3.Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // http://www.nap.edu/catalog
4.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся // http://www.mega.educat.samara.ru
5.Березовская Р.М. Компетентностно-ориентированное образование в дошкольных учреждениях // http://www.openclass.ru/wiki-pages/7409
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста
В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...
Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...
"Условия полноценной социализации ребенка дошкольного возраста "
Условия Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу. Таковыми являются: Самостоятельност...
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...
Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста
Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возрастаКонференция: Развитие детей дошкольного возрастаАвтор: Килина Марина ГеннадьевнаОрганизация: МДОУ д/с «Родничок»Насел...
Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".
Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...