Требования к предметной развивающей среде дошкольника
методическая разработка по теме
- функции требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свететребований ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkcii_trebovaniy.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
функции требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. ФУНКЦИЯ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ВАРИАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
2. ФУНКЦИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРУЮЩАЯ НА ПРИОРИТЕТ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ, ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА, СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ;
3. ФУНКЦИЯ ЗАЩИТЫ РЕБЁНКА ОТ НЕКОМПЕТЕНТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
4. ФУНКЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ;
5. КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ.
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГТ
v ОПТИМАЛЬНОСТЬ (Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов);
v ЦЕЛОСТНОСТЬ
v МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
v ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
v ВАРИАТИВНОСТЬ
v СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
Традиционные материалы и материалы
нового поколения должны подбираться
сбалансировано, сообразно педагогической
ценности (среда не должна быть архаично, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).
v СООБРАЗНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ
v СОХРАНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ:
- ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ (предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной);
- ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ (связана с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- ВАРИАТИВНОСТЬ (сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками).
v ГЕНДЕРНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ (обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков).
v ИНТЕГРАТИВНОСТЬ
Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
v ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
v СООТВЕТСТВИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ
Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
v СЕРТИФИЦИРОВАННОСТЬ
Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
v КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАСТЕРИСТИКИ ИГРУШЕК:
- ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ,
Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым, игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
- ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
- НАЛИЧИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ,
Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
- ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ИЗДЕЛИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
v КЛАССИФИЦИРУЕМОСТЬ
Материалы классифицируются по типам. Принципом разделения на типы является структура и развивающее значение каждого вида деятельности.
v УЧЁТ УСЛОВИЙ ДОУ
При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждого детского сада: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.
v УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА): Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами
СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬ (Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства).
- РАЗНООБРАЗНОСТЬ ИГР С ПРАВИЛАМИ (Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие).
v ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации).
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы).
- ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации основной общеобразовательной программы).
v ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
- МАТЕРИАЛЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОБЪЕКТАМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ (Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.);
- ГРУППА ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА (Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий);
- ГРУППА НОРМАТИВНО-ЗНАКОВОГО МАТЕРИАЛА (Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.).
v СТИМУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений);
v ИНФОРМАТИВНОСТЬ (При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающим разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением)
v АКТИВНОСТЬ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОКРУЖЕНИЕМ;
v РЕГИОНАЛЬНОСТЬ (Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями).
v СОЧЕТАНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ И ДИНАМИЧНОСТИ (При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающей сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка).
v АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерное и пропорциональность мебели и т.п.)
\/ УЧЁТ ОПРЕДЕЛЁННЫХФАКТОРОВ:
ИГРУШКИ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕБЁНКА
- ПРОВОЦИРУЮЩИЕ РЕБЁНКА НА АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,
- ВЫЗЫВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЖЕСТОКОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРСОНАЖАМ ИГРЫ,
- ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ИГРОВЫЕ СЮЖЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬЮ И НАСИЛИЕМ,
- ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕЗДОРООВЫЙ ИНТЕРЕС К СЕКСУАЛЬНЫИ ПРОБЛЕМАМ, ВЫХОДЯЩИМ ЗА КОМПЕТЕНЦИЮ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды):
- ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);
- СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек);
- ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ (Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка).
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
v НАПОЛНЯЕМОСТЬ (Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию).
v СООТВЕТСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.
вариативность подходов к проектированию
предметной развивающей среды
Центр сюжетно ролевой игры. Центр книги, куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. Сюда же включены и театрализованные игры. Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами. Центр строительно-конструктивных игр, в котором размещены альбомы со схемами, картинки, строительный материал, конструкторы. Центр математики (игротека), куда входит занимательный математический материал (задачи на смекалку, головоломки, и др.). Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности. Центр музыкально-театрализованной деятельности. Центр двигательной активности. Центр безопасности. Центр нравственно-патриотического воспитания. Центр трудовой деятельности. | Активная зона детской деятельности Рабочая зона детской деятельности Спокойная зона детской деятельности |
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.
Проект развивающей среды
Использование пространства | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на социальное развитие ребенка |
Многофункциональное использование всех помещений МДОУ. Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей. | Удаление «Познавательных центров» от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах. | Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе. |
Создание игрового «городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. | Расширяются возможности для освоения образовательного пространства | Расширяется круг общения ребенка |
«Изрезанность» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) | Развивается ориентировка в пространстве | «Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом. |
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ. | У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки. | Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения. |
Все пространство «разбивается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеются все необходимое оборудование. | У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость. | Развиваются навыки социокультурного поведения. |
Проект развивающей среды
Использование времени | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на Социальное развитие ребенка |
Временная последовательность разных видов деятельности | Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время. | Упорядоченное времяпрепровождения ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе. |
Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых. | Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня. | Возможность разнообразного общения. |
Время для общения по схемам: «я – я» «я – педагог» «я – друг, друзья» «я – все» | Разнообразие общения – разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире. | Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами. |
Проект развивающей среды
Использование предметного окружения | Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка | Влияние пространства на социальное развитие ребенка |
Использование многофункциональных, вариативных модулей. | Развитие конструктивного мышления. | Умение договариваться, обсуждать совместные планы. |
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) | Ориентировка в окружающей действительности. | Упражнение в различных социальных ролях. |
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте. | Интеллектуальное развитие. | Обеспечение активного общения. |
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, знаков и т.п. | Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность. | Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска. |
И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.
На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение; при этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития (Д. Б. Эльконин).
Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.
Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Многие теоретики считают, что игра для ребенка — это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель продумывает их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т. к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.
Таким образом, предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Роль предметно-развивающей среды дошкольника
Роль предметно-развивающей среды дошкольника...
Программа семинара для воспитателей ДОО. «Требования к предметно-развивающей среде в соответствии с ФГОС ДО»
Программа семинара для воспитателей ДОО. «Требования к предметно-развивающей среде в соответствии с ФГОС ДО»Программа расчитана на три семинарских занятия....
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...
ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»
Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка....
"Психолого - педагогические требования к содержанию предметно - развивающей среды дошкольника"
Развивающая среда является одним из условий, которое обеспечивает качество дошкольного образования .Дошкольное учреждение , создаёт все благоприятные условия для развития личности и деятельности детей...
Комментарии
спасибо за содержательное
Требования к предметной развивающей среде дошкольника
Ольга Николаевна, спасибо за материал: доступно и содержательно.