"Блокада Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ
ЧИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. Д. К. ПОТАПОВА
ИНН 5425109892 КПП 54250101, ОГРН 1025405825070
Адрес: 632660, Новосибирская область, Коченевский район, с. Прокудское, ул. Совхозная, 25
т. (8-383-51) 42-122, email: chss-6@yandex.ru
«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Тематическое занятие для детей подготовительной к школе группы
Провели:
Автор – разработчик и
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Воробьева Ю.М.,
Воспитатель
I квалификационной категории
Лямцева С.П.,
.
с. Прокудское - 2025
Цель: формирование исторических знаний о блокаде Ленинграда.
Задачи:
- воспитать чувство патриотизма через подвиги героев блокадного Ленинграда;
- познакомить с жизнью взрослых и детей в тяжёлые военные годы;
- развить интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость.
Реквизит: стол с атрибут блокадного Ленинграда.
Одежда: мальчики в белых рубашках и черных брюках, девочки в белых блузках и чёрных юбках, к блузкам и рубашкам слева на груди прикреплена блокадная лента, балетки/чешки (у мальчиков чёрные, у девочек белые).
Музыкальный репертуар:
- «Ленинградский выборный марш» в исполнении Н. Печковского;
- «Адажио» Альбинони;
- «Марш военных войск» в исполнении Ленинградского военного округа.
Литературный материал:
- Винокуров Евгений «Хлеб войны» (фрагмент);
- Г. Виеру «Радо солнцу небушко»;
- П. Качанов «Хлеб – всему голова» (фрагмент);
- Н. Тихонов «Зёрна наших дней»;
- В. Орлов «Хлебный колосок».
Ход тематического занятия:
Слайд 1. Надпись «82 годовщина прорыва Ленинграда»
(ТРЕК №1) Под песню «Ленинградский выборный марш» в исполнении Н. Печковского дети входят в зал.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пригласила вас, чтобы поговорить о событие, которое произошло в 1943 году в Ленинграде. Присаживайтесь.
Давно закончилась Великая Отечественная война, но мы до сих пор помним тех, кто защитил наш народ и не отдал его врагу. Понятия «дети» и «война» несовместимы. Однако юным ленинградцам – детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осаждённого города. Внимание на экран.
Слайд 2. Наступление на Ленинград
Летом - 10 июля 1941 года фашистские войска наступили на Ленинград. Это событие стало жестоким испытанием для жителей города.
Слайд 3. Девочка в шали вытирает слёзы
Детям было хуже, чем взрослым…
Слайд 4. Люди с вещами идут по дороге
Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему плачет мама, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Было много детского «почему?», но все, не зависимо от возраста, будь то взрослые или дети понимали одно – в их дом пришла большая беда.
Слайд 5. Люди, идущие с ружьями, лопатами, машинами
На защиту города поднялись все жители Ленинграда.
Слайд 6. Взрыв на людной улице
Враг окружил город и начал обстреливать его из пушек днём и ночью, гибли, и взрослые, и невинные дети.
Слайд 7. Люди без света, воды и отопления
Из-за бомбёжек и сильных морозов электричество вышло из строя, топлива не было. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на реку Нева к проруби, часто набирали воду под обстрелами вражеской артиллерии. Свои квартиры ленинградцы стали отапливать печками буржуйками.
Слайд 8. Кусочек блокадного хлеба
К началу блокады в Ленинграде начался массовый голод, взрослые и дети выстраивались в огромные очереди. в городе люди получали хлеб, весивший 125 г. и другие продукты по карточкам.
Дети читают стихи о хлебе
Винокуров Евгений
«Хлеб войны» (фрагмент)
Я помню хлеб.
Он черен был и липок -
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол. (…)
П. Качанов «Хлеб – всему голова»
(фрагмент)
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.(…)
Н. Тихонов «Зёрна наших дней»
Зёрна наших дней, святитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь.
В. Орлов «Хлебный колосок»
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок
Словно Родинаа бессмертный,
Хлебный колосок.
Г. Виеру «Радо солнцу небушко»
Радо солнцу небушко,
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней, как солнышко.
Слайд 9. Дорога Жизни
Нужно было как-то выживать. Военные организовали трассу по льду на Ладонежском озере. Повозки с лошадьми и машины в город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Этот путь жители Ленинграда вскоре назвали «Дорогой Жизни».
Слайд 10. Обучение в школе
Главным подвигом юных жителей города была учёба. З9 ленинградских школ работали перерыва. Чтобы не замёрзнуть в классах, дети сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами, так как чернила в ручках замерзали. Посещать школу из-за стрельб могли не все, но город держался как мог.
Слайд 11. Новый год в блокадном Ленинграде
В январе 1942 года, несмотря на трудности, в школах, театрах, в концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим праздником.
Слайд 12. Дети в цехах военных заводов
Весной на предприятиях не было рабочих, в связи с этим стали приглашать детей и подростков для сборки автоматов, пулемётов, артиллерийских и реактивных снарядов.
Слайд 13. Дети в цехах военных заводов
Так, как мальчики и девочки ещё были маленького роста, то для работы за станками и сборочными верстаками для них изготавливались деревянные подставки. Приходящие военные глотали слёзы, глядя на них.
Слайд 14. «Часовые ленинградских крыш»
Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. В народе им дали прозвище «Часовые ленинградских крыш».
Слайд 15. Татьяна Савичева
(ТРЕК №2…) На фоне «Адажио» Альбинони ведущая говорит слова.
В то время одна маленькая девочка Таня Савичева в своей тетрадке вела записи всего того страшного мира, находящегося вокруг неё. Она видела, как умирали в болях её знакомые, друзья, родные. Без них она чувствовала себя одинокой, беззащитной, ей было страшно. Спустя время, от холода и голода девочка заболела. Её вывезли из блокадного города, доктора долго боролись за жизнь, но, к сожалению, не смогли спасти Таню, она прожила всего 15 лет.
Слайд 16. Праздничный салют
Через 2 года 27 января блокада Ленинграда была отброшена, которая длилась 900 дней. В честь этого был дан праздничный салют. Жители стали постепенно возвращаться в родной город.
Слайд 17. Ленинградский метроном
Позднее, пережившие блокаду очевидцы признаются, что выжить в основном смогли те, кто чем-то занимался. Все помнят, как стучал знаменитый ленинградский метроном. Именно он давал понять жителям, что город жив, что так бьётся его пульс. Предлагаю вслушаться в его звуки и постоять молча в память о тех, кто не дожил до мирного времени (минута молчания под звуки метронома)
Слайд 18 Акция «Ленточка ленинградской победы»
Теперь каждый год в этот день по всей стране проходит акция «Ленточка Ленинградской Победы». Оливковый цвет ленточки символизирует победу, а зелёный цвет жизни.
Ребёнок читает стихотворение
Вахтин Михаил «Я русский!»
Я – Русский! Здесь моя земля,
Мои леса, озёра, реки,
Мои луга, мои поля,
И здесь душа моя навеки.
Я – Русский! Здесь мой отчий край,
И солнца лик в небесной сини,
И если есть на свете рай,
Он мне не нужен без России!
Моя земля – мой оберег,
Ты гонишь кровь мою по жилам,
Другие страны, вы для тех,
Кому быть Русским не по силам!
Во мне не сломлен Русский дух,
Не извращён, не испоганен,
Хочу, чтоб знали все вокруг:
Я – Русский, а не россиянин!
Я – Русский! Это навсегда,
Пусть тяжкий крест на нас возложен,
Но кто с мечом пришёл сюда,
Тот от меча погибнуть должен!
Не страшно голову сложить,
Ведь если враг смертельно ранит,
Погибну я – Русь будет жить,
Погибнет Русь – меня не станет…
Слайд 19 Ленинградский метроном
За годы блокады Ленинграда погибло огромное количество детей, которые своими действиями воодушевляли взрослых и солдат. В их честь в послевоенное время был поставлен мемориальный комплекс «Цветок жизни»: мемориал «Дневник Тани Савичевой», «Аллея дружбы», «900 берез»
Композитором и исполнителем Сергеем Зыковым была написана песня «Дорога жизни» на стихи Дмитрия Дарина.
Слайд 20. Видеоролик песни «Дорога Жизни»
Вывод. Очень важно знать и помнить историю своей страны. Будем надеяться, что такие слова, как «Блокада Ленинграда», «Дорога Жизни», «Ленинградский метроном», имя Татьяны Савичевой и её «Цветок жизни» найдут отклик в ваших сердцах.
ПОМНИМ! ЧТИМ! ГОРДИМСЯ!
(ТРЕК №3) «Марш военных войск» в исполнении Ленинградского военного округа. Фотосессия.
Просмотр презентации | Кусочки хлеба |
Чтение стихотворения | Минута молчания |
Общее фото – приемственность со школой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он объясняет понятие "Блокад...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...