Сценарий фольклорного праздника - занятия в старшей группе
материал (старшая группа)

Анпилогова Маргарита Александровна

Сценарий фольклорного праздника в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_falklornogo_prazdnika_seminar_25_god.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство воспитанников с народными традициями России, праздниками, играми и любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

Приобщать детей к истокам народной культуры и духовности на основе амурского фольклора;

Познакомить детей с жанрами фольклора (частушка, хоровод, игра);

Воспитывать любовь и уважение к традициям родной области;

ХОД ПРАЗДНИКА:

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте дорогие гости. Мы рады вас приветствовать в стенах нашего детского сада.

Дети: Здравствуйте.

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в современном мире, в мире новых технологий и инноваций. Обратите внимание на нашу небольшую выставку гаджетов. Что вы видите?

В нашей стране много удивительных и умных людей которые разрабатывают новые предметы нашей жизни. Телефоны, интернет, различные роботы – помощники и даже умные дома. А в далекие времена люди жили совершенно по другому. Хотите узнать чем занимались и как жили раньше?

Дети: Да.

Ведущий: Тогда предлагаю всем вместе, отправиться в путешествие в старину на посиделки. А будет нас там ждать бабушка Арина.

Ребенок: скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Под русскую народную музыку «Светит месяц» входят дети через ширму, вместе с ведущим, взявшись за руки, идут по кругу и останавливаются полукругом.

Бабушка Арина: здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй Бабушка Арина!

Бабушка Арина: А чьих вы будете добры молодцы и красны девицы?

Дети: Мы Курские (Мы из Курской области, поселка Поныри)

Бабушка Арина: А где же находится Курск?

Дети читают стихи:

1 ребёнок:

Он стоит на двух холмах

Величаво, гордо, мирно.

Весь в церковных куполах

И в садах цветущих дивно.

2 ребёнок:

Сквозь чудесные сады

Две речушки протекают:

«Тускарь», «Сейм», ещё пруды,

Соловьи там распевают.

3 ребёнок:

Я люблю тебя всегда,

Город мой родной и милый!

Я с тобою навсегда,

Город Курск неповторимый!

4 ребёнок:

С Курским краем не сравнится

Ни Воронеж, ни Тамбов,

Едут даже из столицы

Слушать курских соловьёв.

Бабушка Арина: Спасибо ребятки. Ой, что же мы у порога стоим проходите в избу.

Как предки наши жили - были

Плясали, пели, не тужили.

Узнаете сейчас.

Заходим в избу из бревна, тут только комната одна.

Но каждый угол — это клад,

Расскажет он про весь уклад.

Вот красный угол - главный он.

В иконах и молитвах дом.

Без них никак уж на Руси.

У предков наших ты спроси.

А рядом стол стоит дубовый и лавки длинные стоят.

Накрыт тот стол уж самоваром, и половицы уж скрипят.

Для женщин угол для работы ведь целый день у ней заботы.

Ребенка в люльке покачать - да колыбельную спевать.

А рядом прялка, тоже песня о доле женской, непростой.

А может песня про рябину, качается что надо мной.

Ведущий: В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;
в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

Бабушка Арина: А вот внучек то опять спать не хочет. Давайте споем ему колыбельную.

Вместе в детьми поем колыбельную и дети по очереди качают куклу и передают друг другу.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ:

Ай нунушки- нунушки,

Прилетели голюшки

Они стали ворковать

И Ванюшу забавлять.

Ай баюшки- баюшки

Не ложись на краюшки

Придет серенький волчок

Схватит Ваню за бочок.

Бабушка Арина: Вот спасибо ребята.

Ведущая: Бабушка Арина, я вижу у тебя стоит красивый сундук.

Бабушка Арина: а вы знаете, что сундуки стояли в каждой избе, и складывали туда самые красивые вещи. А давайте я вам покажу, что там хранится.

Открывает сундук и достает инструменты.

Бабушка Арина: Эти расписные ложки достаю для праздничной трапезы, а это рубель, им разглаживают белье. Ну а это для веселья бубны да трещетки.

Ведущий: А у нас в современное время  на ложках и рубеле можно съиграть заводную мелодию.

Бабушка Арина: а ну ка покажите.

Оркестр: «Во саду ли в огороде». ((ложки, бубны, трещетка, рубель)

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.

За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
Он и звал красну девицу
В сыр бор по груздочки.

Я пойду, пойду с тобою
Ножки приустанут.
Заложи, милой, карету,
Я сяду, поеду.

Если любишь, так и купишь,
Золото колечко,
Золото твое колечко,
Я прижму к сердечку.

Не шолохнется милочек,
Стоит у пенечка.
Красну девицу целут,
К сердцу прижимает.

Поживем, моя милая,
В любви хорошенько,
Но, пока же, со годочек,
За один часочек.

Бабушка Арина: а вот у нас на Руси не одно гуляние не обходилось без гармошки и балалайки.

Ребенок мальчик: Балалайку я возьму.
Сяду на поляночку.

Все сюда скорей идите,

Танцевать в присядочку!

ТАНЕЦ С БАЛАЛАЙКОЙ

Бабушка Арина: какой заводной танец у вас вышел!

Славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывались различные истории, восхищались родными просторами. Давайте ка мы споем свами.

ПЕСНЯ: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

  1. Как у наших у ворот, -2 раза

         Ай, люли, у ворот – 2 раза

  1. Муха песенки поет,

           Ай, люли, вот поет.

  1. Комар музыку ведет,

         Ай, люли, вот ведет.

  1. Стрекоза плясать пошла,

            Муравья с собой звала

            Ай, люли, позвала.

  1. Муравейка, милый мой,

          Попляши – ка ты со мной,

           Ай, люли, ты со мной.

  1. Уж я рад бы поплясать,

            Да устал я, мне не встать,

             Ай, люли, мне не встать.

Ведущая: Бабушка Арина, а расскажи нам, какие праздники были на Руси?

Бабушка Арина: после осеннего сбора урожая, собирались на посилелки, как мы с вами сейчас. Тут и пели и плясали, частушка да прибаутки сочиняли.

ЧАСТУШКИ????

А вот зимой праздновали Рождество Хритова. Ходили в храм, а ребята – ряженые  в ночь перед рождеством ходили от избе к избе да колядки пели.

КОЛЯДКИ???

Колокольчик наш звенит, Добрым людям говорит, Мы пришли колядовать, С Рождеством вас поздравлять.

Коляда, коляда! На кануне Рождества Коляда к нам пришла Рождество принесла.

Коляда, коляда, Открывайте ворота, Открывайте сундучки, Подавайте пирожки. Кто не даст пирожков, Подавайте пятачков.

Дайте нам скорей монетки, Детям дайте по конфетке. Мы с собой несём добро, С вами будет пусть оно.

Зиму провожали широкими масленичными гуляниями. Тут и игры и заклички и хороводы водили. И блинами угощали.

ИГРЫ.

1.С платком

2.Лентой гори ясно

3.Золотые ворота

Так же весной был большой православный праздник Пасха Хритова.  На Пасху ходили в храм, святили куличи и крашенки. А с яйцами тоже были игры.

Ну и после все занимались тем, что сжали новый урожай.

Ведущий: Бабушка Арина а у нас на Курской земле тоже есть свои игры и традиции.

Ты слышала о танце Тимоня?

«Тимоня» — массовая русская пляска по кругу (карагодная пляска) с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространённая в южных районах Курской области и на северо-западе Белгородской области. 1

Танец представляет собой хоровод из ряда движущихся по кругу танцевальных групп, каждая из которых состоит из двух или трёх женщин («курочек») и одного мужчины («петуха Тимони»). Мужчина исполняет перед женщинами импровизированные движения, имитирующие движения хорохорящегося петуха. При этом музыканты располагаются в центре хоровода. 1

«Тимоня» является неотъемлемой частью любых праздничных гуляний: исполняется и на гульбах в избе, когда отмечаются семейные события, и в календарные праздники на улице при большом стечении народа.

ТАНЕЦ: «ТИМОНЯ»

Ведущий: Так же у нас есть свои традиционный музыкальный инструмент Кугиклы.

А уж какие у нас игры были. Сейчас в них и поиграем.

ИГРЫ

Ведущий: Спасибо тебе бабушка Арина, нам было у тебя очень интресно и познавательно. У нас для тебя есть небольшой подарок. Мы ведь с Курской области, поселка Поныри. А Поныровский край славиться вкусной кашей – горбузня называется.

Бабушка Арина: спасибо вам ребята, а я в свою очередь рада вас угостить вкусным пирогом.

Дети: До свидания.

ХОРОВОДОМ УХОДИМ К СЕБЕ ЧЕРЕЗ ШИРМУ.

Ведущий: Вот мы и вернулись из увлекательного путешествия из старины. Что вам запомнилось?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ведущий: Мы обязательно будем помнить свои корни и традиции.

Давайте мы всем скажем до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"

Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"...

«Осеннины» Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы

«Осеннины» (осенние посиделки). Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы...

Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы , проведенного совместно с народным коллективом " Родник " на тему : " Рождественская елочка"

В череде новогодних мероприятий особое  значение имеет Рождество - чудесный праздник , несущий веру в лучшее, любовь к людям и жизни, к ее вечному обновлению. Каждый год в  организации ...

Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы: «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»

Сценарий фольклорного праздникадля детей старшей группы:«Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»...

Сценарий детского фольклорного праздника для детей старшей группы «Рождественские колядки».

Сценарий для детей старшей группы. Атрибуты подбираются в соотвествии с фольклорной тематикой....