«Осеннины» Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Осеннины» (осенние посиделки). Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniny.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 129 Выборгского района Санкт - Петербурга
«Осеннины»
(осенние посиделки)
Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы
Составитель
музыкальный руководитель
Бодина Любовь Васильевна
Вид деятельности – фольклорный праздник «Осенние посиделки»
Задачи:
- Приобщать детей к истокам народного творчества.
- Развивать любознательность детей.
- Развивать речь, движения, музыкальные и творческие способности детей через игру, потешку, хоровод.
- Обогащать словарный запас.
- Совершенствовать умение анализировать и сравнивать.
- Воспитывать любовь и интерес к народным традициям, обрядам, устному творчеству.
- Расширять музыкальный кругозор.
- Воспитывать элементарную культуру поведения в процессе коллективного движения под музыку.
- Создавать радостную атмосферу, благодаря яркости и доступности фольклора.
Интеграция:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
Предварительная работа:
- знакомство с народными обрядовыми традициями и праздниками;
- знакомство с народным костюмом;
- знакомство с народными инструментами;
- понятийный словарь;
- знакомство с малыми формами фольклора;
- знакомство с народными играми и хороводами;
Оборудование и материал:
- оформление развивающей среды для развлечения:
а) павлово-посадские платки;
б) хохломская посуда;
в) прялки, печка, лавки, короба, домотканый половик;
г) русские народные шумовые музыкальные инструменты;
д) ложки, платочки, лапти;
е) сарафаны, блузки, атласные ленты – девочкам; косоворотки, лапти – мальчикам; сарафан и кокошник для ведущего; юбки, блузки, платки хозяюшкам.
Дети входят в зал хороводным шагом под музыку «Субботея» друг за другом змейкой. Выполняют движения, останавливаются полукругом у центральной стены, русский поклон.
Хозяюшка: Здравствуйте, красны девицы, умелые мастерицы.
Долгонько у меня не бывали, не шили, не вышивали,
Песни не певали, меня не потешали.
Здравствуйте и вам, господа залётные.
Нет нынче серьёзных дел, Осенины начинаем.
Всех, кто весел и умел, на посиделки приглашаем.
Дети: (по очереди) А как новый-то урожай, подарил нам каравай
Кто от каравая отломит, того никакая хворь не сломит.
Угощайтесь, да силой наливайтесь
(ребёнок « обносит» каравай и ставит его на стол перед гостями)
Август варит, сентябрь к столу подаёт.
Сентябрь-вересень, хоть и холоден, а сыт.
А уж в октябре, что на поле останется, то зиме достанется.
Да и с солнцем пора распрощаться, ближе к печке подбираться.
Ноября ждать – время не терять,
Что не дошито – дошить, что не спрядено – спрясть.
Рус. нар. песня «Прялица» в обр. А.Абрамского (исполняют девочки)
Дети (мальчики): Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Рус. нар. песня «Во кузнице» (исполняют мальчики)
Дети (девочки):
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Я притопну каблучком и махну платочком,
Закружусь я ветерком, полечу листочком.
Танец с платочками «Ух!» (исполняют девочки).
Мальчик : А мы хлопнем сейчас, да притопнем ножками,
Развесёлый у нас будет танец с ложками.
Танец с ложками (исполняют мальчики)
Хозяйка: На зелёном на лугу пляшет девица в кругу,
А весёлый хоровод, плясовую ей поёт.
Инсценировка песни «Погуляй-ка, Наташенька».
Хозяйка: Осень пришла, всех с гнёзд согнала.
Птицы в лесу шуг-шуг, улетают с севера на юг.
Курлыси, курлыси улетают до весны по Руси, по Руси.
Игра «Уж как по мосту-мосточку…»
(Дрёма ложится на скамью около печки. Хозяйка подходит к Дрёме).
Хозяйка: Ой, как внучок мой Дрёма спит.
Он спит, где сидит, а как ляжет и подавно храпит.
Помогите, дети разбудить Дрёму.
(Дети берут русские народные инструменты и подходят к Дрёме.)
Ребёнок:Тебе полно, Дрёма, спать. Пора тебе, Дрёма, вставать! (тормошит)
(Дрёма зевает, потягивается, встаёт)
Дрёма: Пришло мне время встать, да кругом походить, да себя показать.
На людей поглядеть, самому поглазеть!
Все дети хором: Ты, Дрёма, не спи. Нам играть помоги!
Дрёма: Как у нашего соседа весела была беседа.
Музыканты (по очереди):
Гуси в гусли.
Утки в дудки.
Чечётки в трещотки.
Синицы в ложки стучат понемножку.
Лихо играют, народ потешают.
Оркестр «Во саду ли в огороде…»
Хозяйка: А хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она прибирай, она подавай, она за всех отвечай.
Дети (по очереди):
Ваша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Домом жить – не развесив уши ходить.
Хозяйка: Эй, честной народ, танцевать пришёл черёд!
Ребёнок: Кто трудился от души. Веселей теперь пляши!
Парная пляска «Патока с имбирём»
Хозяйка: Тай-тай, налетай!
Кто играть идёт, собирайся народ!
(дети встают по кругу, приседают)
Игра «Меланья»
(Игра проводится 2-3 раза, Меланью выбирают считалкой)
(За печкой слышен шорох)
Хозяйка: Не понятно, что случилось? Чудо в печке притаилось (подходит, стучит по печке) Кто там?
(Из-за печки выходит домовой Нафаня, кланяется)
Нафаня: Здравствуйте, народ честной! Я, Нафаня – домовой!
Никогда я не тужу, здесь за печкой я сижу.
В доме вашем проживаю, счастье в доме охраняю.
Не шалю, не безображу, по кастрюлькам я не лажу,
Не гремлю горшками лихо, а сижу за печкой тихо.
А сейчас я детвору приглашаю на игру.
Дударь, Дударь, дударище, старый. Старый старичище…
Игра «Дударь»
Нафаня: Вы здесь пели и плясали, в игры ловко поиграли.
Я вас за всё благодарю (поклон). И гостинцы подарю.
Есть внизу у печки дверка, а за дверкой есть лазейка,
А в лазейке сухари для весёлой детворы.
(Домовой достаёт мешочки с сухарями, отдаёт их Хозяйке и собирается уходить)
Ну, ребята, мне пора!
Хозяйка: Эй, Нафаня, не спеши, с нами вместе попляши!
Нафаня: Нет, я лучше посижу, на ребяток погляжу (садится у печки)
Хозяйка: А теперь мы спляшем, праздник будет краше.
Хоровод «Ах ты, берёза» (дети садятся на места)
Хозяйка: Ой, а где же домовой? Вот ведь хитренький какой,
Потихоньку убежал и ни слова не сказал.
Ну и пусть себе идёт, дом наш дружный бережёт.
Пора в группу возвращаться, сухарями угощаться. (уходят)
Понятийный словарь
Осенины – осенние посиделки.
Хворь - боль болезнь, недуг.
Гостьба – гощение, пребывание в гостях.
Пряха – женщина, которая прядёт.
Прялица – снаряд для прядения.
Пословица – краткое изреченье, поученье.
Поговорка – слух, молва.
Домовой – дедушка, доможил, хозяин.
Дударь – играющий на дудке, на волынке.
Гостинец – подарок, приношение.
Лазейка – тесный вход и выход, проход ползком.
Короб – лубяной кузов или ящик, плетёная корзинища.
Вл.Даль «Толковый словарь» в 4-х томах. Москва 1989 г. Изд. Русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"
Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Пасхальная радость"
Фольклорный праздник...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы , проведенного совместно с народным коллективом " Родник " на тему : " Рождественская елочка"
В череде новогодних мероприятий особое значение имеет Рождество - чудесный праздник , несущий веру в лучшее, любовь к людям и жизни, к ее вечному обновлению. Каждый год в организации ...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы "Жаворонки, жаворонушки весну кличут"
Фольклорный праздник для детей старшей группы....
Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы: «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»
Сценарий фольклорного праздникадля детей старшей группы:«Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»...
Сценарий детского фольклорного праздника для детей старшей группы «Рождественские колядки».
Сценарий для детей старшей группы. Атрибуты подбираются в соотвествии с фольклорной тематикой....