Сценарий тематического занятия "В гости к ложке"
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель:
Формирование познавательного интереса к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложка.
Задачи:
- Расширить кругозор детей об истории и народных традициях.
- Закреплять знания детей о предмете народного быта – деревянной ложке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Антошка»
Сценарий тематического занятия
для 2-ой младшей и средней групп
«В гости к ложке»
Составитель:
Воспитатель
Кнаус Г.Н.
Р.п.Коченево
Цель:
Формирование познавательного интереса к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложка.
Задачи:
- Расширить кругозор детей об истории и народных традициях.
- Закреплять знания детей о предмете народного быта – деревянной ложке.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз. Вы любите сюрпизы?
Дети: Да!
Воспитатель (показывает детям сундучок): Как вы думаете, что находится в моём сундучке?
Дети пытаются отгадать, говорят разные предположения.
Воспитатель: Поговорим мы сегодня с вами … Впрочем, отгадайте сами!
Маленький черпачок,
Красный колпачок.
Три раза в день берётся
И на место кладется. (ложка)
Дети: Ложка!
Воспитатель достает из сундука деревянную ложку и показывает детям.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, где в нашем саду можно использовать ложку?
Ответы детей.
Воспитатель: Всё верно, а ещё у нас в садике есть волшебный уголок, в котором живут ложки, он так и называется «Чудо ложка». Я приглашаю вас в небольшое путешествие, которое мы назовём «В гости к ложке». Согласны? Тогда отправляемся!
Воспитатель с детьми проходят в уголок «Чудо ложка». Их встречает Антошка.
Воспитатель: Здравствуй, Антошка! Принимай гостей!
Антошка: Здравствуйте, ребята, посмотрите какое сегодня прекрасное утро! У меня замечательное настроение и я хочу своим настроением поделиться с вами.
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп- хлоп- хлоп! (хлопать)
Здравствуйте, ножки,
Топ- топ- топ! (топать)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)
Плюх- плюх- плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)
Плюх- плюх- плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки,
Чмок- чмок- чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки,
Щёлк- щёлк- щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубами)
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)
Бип- бип- бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)
Привет! (помахать рукой над головой)
Воспитатель: Антошка, мы сегодня не просто пришли к тебе в гости. Расскажи нам, пожалуйста, историю про ложку.
Антошка: С огромным удовольствием! Усаживайтесь поудобнее! Послушайте рассказ об истории русской ложки.
Каждый день, садясь за стол завтракать или обедать, вы берете в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, не задумываетесь, когда впервые она появилась.
Первую ложку человек вытесал из камня. Она была тяжелая, неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она получилась гладкая и легкая, не обжигала губы во время еды, но была неудобная.
А затем русские мастера стали делать ложки из дерева. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды, деревянными ложками и были здоровы до самой старости.. А ложка в семье была у каждого своя. Изготавливалась она из разных пород древесины. Например, из липы ложка получалась легкая, красивая, удобная. Также использовали древесину яблони, рябины, дуба.
А ели на Руси так: на стол ставили один чугун на всех, со щами или с другой любой похлебкой! Каждому давали по ложке и куску хлеба. Первым в чугунок ложку опускал дед (самый старший мужчина в семье). Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. А если кто-то поторопится и без очереди ложку в чугунок опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгоняют. Старших надо уважать! Отсюда и поговорка: «вперед батьки в пекло не лезь».
Ложка была у каждого своя, даже в гости ходили со своей ложкой! Ложку берегли, хранили в специальной сумке.
Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ придумал множество присказок и поговорок, вроде: «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит».
Деревянные ложки до сих пор живут в наших домах и служат украшением, а то и по назначению.
Антошка : Сейчас мы с вами поиграем в слова. Ложка из дерева. Значит она какая?
Дети: деревянная
Антошка : из металла?
Дети: металлическая
Антошка : из пластмассы?
Дети: пластмассовая
Антошка : ложка для чая?
Дети: чайная
Антошка : для десерта?
Дети: десертная
Антошка : для кофе?
Дети: кофейная.
Антошка : Ложками не только кушают, но и играют. Хотите попробовать?
Воспитатель: Конечно!
(раздают детям деревянные ложки)
Антошка : Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Приём «Лошадка»
На что похож такой стук ложек? Этот прием так и называется «Лошадка». Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке и постучать ложка об ложку.
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок….
«Ладошки» - одновременные удары обеих ложек «пяточкой» по «пяточке».
1,2,3 – ты на ложки посмотри,
1,2,3,4 – вот мы ложечки купили,
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!
А если мы попробуем стукнуть ложками, как бы скользя, получится совсем другой звук. Этот прием называется «Тарелочки».
На тарелочке блиночки,
Вот для сына и для дочки.
Воспитатель: Антошка, какой ты молодец, так много интересного и нового рассказал нашим ребятам. Они тоже могут тебя порадовать – рассказать потешки о ложке. Ты их знаешь?
Антошка: Нет, не знаю, расскажите мне скорее.
Дети рассказывают потешки.
***
Это – ложка, это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала.
Кашки гречневой не стало.
2. Тили-час, тили-час
Вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
Антошка : Какие же вы, ребята, молодцы! А теперь давайте немножко с ложками потанцуем.
Дети танцуют под любую русскую народную музыку.
Антошка: Мне сегодня было с вами очень весело. Вы веселые, любознательные, правильно отвечали на вопросы. У меня в мешочке лежат разноцветные ложки (вырезанные из цветного картона). Я вам дарю эти ложки, а вы в группе их раскрасите.
Воспитатель: Спасибо тебе, Антошка, за интересный рассказ, за подарки! До новых встреч! (возвращаются в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия "День рождения Музыки" для старших дошкольников с применением информационных технологий - фильм "Как поссорились Кисть и Скрипичный Ключ"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "День рождения Музыки" В преддверии праздника "День Музыки" этот сценарий может пригодиться моим коллегам - музыкальным руководителям де...
Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возрастаЦель: 1. Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь ...

Конспект музыкально-тематического занятия "Бубен и ложки" для детей подготовительной группы
Конспект музыкального занятия по теме "Музыкальные инструменты"...

Сценарий тематического занятия "В гостях у Осени" для второй младшей группы
Праздник осени для детей 2-3 лет...

Тематическое занятие "Путешествие деревянной ложки"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Сценарий тематического занятия по физкультуре "В гости к Айболиту"
Сценарий теметического занятия по физической культуре для детей старшего и подготовительного возраста "В гости к Айболиту"...