«Как в старину оберегали дом и семью»
методическая разработка (старшая группа)

Антипова Ольга Владимировна

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о прошлом нашей Родины.
  • Познакомить детей с понятием «оберег».
  • Научить детей мастерить куклу-пеленашку.
  • Знакомить с русским народным фольклором.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русской народной культуры.

 

Материалы и оборудование:

Ноутбук, мультимедийная установка, проигрыватель, аудиозаписи с русской народной музыкой, презентация, воздушный шар желтого цвета, платок, подкова, ленты для игрового упражнения, на каждого ребенка – по 2 лоскута ткани и 2 узкие ленточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_oberegi.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшей логопедической группы 

«Как в старину оберегали дом и семью»

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о прошлом нашей Родины.
  • Познакомить детей с понятием «оберег».
  • Научить детей мастерить куклу-пеленашку.
  • Знакомить с русским народным фольклором.

Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русской народной культуры.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, мультимедийная установка, проигрыватель, аудиозаписи с русской народной музыкой, презентация, воздушный шар желтого цвета, платок, подкова, ленты для игрового упражнения, на каждого ребенка – по 2 лоскута ткани и 2 узкие ленточки.

Предварительная работа:

  • Беседа о жизни славян, о семейных традициях.
  • Рассматривание иллюстраций: русская изба, домашняя утварь, предметы обихода, русский народный костюм (узоры, орнаменты).
  • Слушание русских народных песен.
  • Разучивание игры «Солнышко»

Ход досуга:

Педагог:

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в прошлое русского народа, туда, где они жили давно-давно.

«Вокруг себя повернитесь,

в прошлом очутитесь!»

          (включить русскую народную мелодию)

Педагог:

- Ребята, посмотрите, что перед нами?

                                                          (Это русская изба)

- Как вы думаете, дома ли хозяева? Почему?

                                                        (Ставни открыты)
- А вот, и хозяйка дома – Красна девица!

 (входит в группу под русскую народную мелодию)

Хозяйка:

- Здравствуйте!

  Дай Бог тому, кто в нашем дому, -

  Дорогим гостям, милым детушкам.

  С поклоном приглашаю вас к себе в русскую избу!

                            (Дети поклон)

- Усаживайтесь, гости дорогие! 

                          (Дети садятся).

Хозяйка: Вот, посмотрите, так мы и живем. Печка-кормилица, самовар. Прялка, на которой я пряду нити, да шью из них одежду для своих деток.

- Я хочу поведать вам об оберегах, которые делали   русские люди в старину.  В слове «обереги» слышится слово «БЕРЕЧЬ».  Обереги – это предметы, которые люди делали своими   руками и верили, что они оберегают дом и всех членов   семьи от несчастий, помогают сберечь здоровье и   сохранить жизнь.

- Отгадайте загадку:

«Бродит в небе одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает»    
(Солнце)

- Скажите, а могли бы мы с вами жить без солнышка?    

                  (Солнце дарит нам свет, тепло!

                   Солнце – это сила, жизнь.

                  Без солнца всё может погибнуть на Земле,

                  и растения, и животные.) 

-Раньше люди считали, что солнце бережет их от горя, считали его оберегом.

- Символ- солнышко люди помещали на крышу, чтобы защитить от злых духов свой дом.

- А теперь, предлагаю поиграть в игру «Солнышко» и приглашаю девочек!

Игра малой подвижности «Солнышко»:

(Для игры приглашается 4 ребенка, каждый берется за конец большого платка, в центр кладется воздушный шар – «солнце». Дети (под музыку) выполняют движения по тексту стихотворения так, чтобы «солнце» не упало.) Стихотворение произносят все дети!

Солнышко красно,               Дети идут по кругу.
гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,       Дети останавливаются, поднимают
Нашу землю освети!            
платок вверх.

Чтоб садам и огородам        Дети опускают платок на уровень
зеленеть, цвести, расти!
        пояса.

Солнышко красно,               Дети идут по кругу.
гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви,    Дети с платком приседают.

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек     Дети встают и бегут по кругу.

Обогрей, оздорови!

(Е.Благинина)

Хозяйка:

- Символ  солнца можно увидеть и в русском народном костюме – вышитые узоры на одежде, головных уборах, красного и золотого цвета.

- Скажите, ребята, а какой формы солнце? (Круглой)

- Посмотрите, на молодце рубаха, подпоясанная пояском (кругом) – это тоже оберег – солнце! Потому, что поясок охватывает фигуру человека вокруг и тоже как бы защищает его.  Когда поясок плели, то произносили молитвы, желали быть здоровым и веселым тому, для кого этот поясок предназначен.

- Приглашаю мальчиков поиграть, свою ловкость показать!

Игровое упражнение
«Кто быстрее намотает поясок на палочку»

(Трое детей получают ленточки, которые они под музыку должны смотать. Кто выполнит задание быстрее, тот выигрывает).

- Молодцы, какие вы ловкие да проворные!!!

За это я хочу каждому из вас повязать поясок, пусть он вас от бед бережет!

- Кроме солнышка были и другие обереги у наших предков. Посмотрите, я принесла вам один такой старинный оберег. Что это?                   (Подкова) 

- Верно! Подкова крепилась к копытам лошади, чтобы ее копыта не снашивались во время бега. Найти подкову считалось большой удачей, поэтому люди вешали ее в своем доме над входной дверью. Считалось, что она принесет в дом достаток, здоровье и счастье.

- А кто ковал подковы?                            (Кузнец)

- Приглашаю вас поиграть в игру «Кузнец»:

(По считалке выбирается «кузнец», остальные дети – «жеребцы». «Жеребцы» на слове "готово" убегают, "кузнец" их ловит. Пойманные «жеребцы» отходят в сторону в оговоренное место.)

«Жеребцы» подходят к "кузнецу" и говорят: 
               Эй, кузнец - молодец! 
               Расковался жеребец. 
              Ты подкуй его опять. 
"Кузнец" отвечает: 
              Отчего не подковать? 
              Вот - гвоздь, вот -подкова! 
              Раз, два и готово! 

          (после игры дети встают возле хозяйки)

- Поиграли, порезвились, а сейчас я вам расскажу еще про один оберег – это кукла-пеленашка.      

       (Хозяйка показывает детям куклу-оберег)

- Такую куколку мама делала своему малышу и укладывала ее в люльку (подвесная кроватка), чтобы малыш не болел.

- Сегодня я научу вас ее делать, садитесь за столы!

- Главное правило: обереги делают не для себя, а для тех, кому желают добра! Вы придумали, для кого из своих друзей или родных людей вы хотели бы сделать такую куколку?

Итак, начинаем!  …

- Молодцы! Какие хорошие куколки у вас получились!
Выходите, покажите друг другу ваших куколок!

- Ребята, за ваше старание и внимание хочу угостить вас пряничками.  (передает педагогу)

Педагог:

- Спасибо, тебе Красна девица!  (поклон)

Хозяйка:

- Рада была с вами повидаться! А мне пора к своему хозяйству возвращаться! (уходит)

Педагог:

- Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад:

       «Глазки закрываем и до трех считаем:

         Один, два, три – глазки открылись,

         Мы в группе очутились!»

- Вам понравилось путешествие?

- О чем нам поведала Красна девица?  

      (О том, как в старину оберегали дом и семью.)

- Как называется кукла–оберег, которую вы делали?

-Мы сегодня так много интересного узнали из жизни наших предков! Я думаю, что вы продолжите интересоваться тем, как наши предки жили раньше и будете делиться этим с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной группе «Оберег казачьей семьи».

Задачи:-познакомить детей с казачьими оберегами;-приобщить детей к истокам казачьего фольклора;-учить детей приемам декора при изготовлении оберега....

Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»

Россия – это родина для многих. Но  для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю...

Детско-родительский мастер-класс по созданию куклы оберега, посвященный «Дню Семьи, Любви и Верности».

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками и их родителями:Познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать усло...

«Сказка про репку и большую деревенскую семью» и моё увлечение- тряпичные куклы- обереги.

«Сказка про репку и большую деревенскую семью»         Жила была в одной деревне большая и очень дружная семья. Самым главным в семье был отец- каждый ден...

"Оберег казачьей семьи"

Комплексное  занятие в подготовительной группе«Оберег казачьей семьи»....

Мастер класс для педагогов " Кукла - оберег для дома и семьи"

Сегодня на нашем мастер-классе мы будем изготавливать «куклу-оберег для дома и семьи», которую вы будете использовать в  ваших  домах, в качестве подарка, на занятиях, а ваши дет...

Мастер-класс для родителей и педагогов «Кукла оберег для здоровья семьи»

Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Что-то привлекател...